КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнил:
студент __ курса очной/заочной формы обучения
________________________________________
________________________________________
________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
Руководитель:
(уч. степень, уч. звание) __________________ Ф.И.О.
Итоговая оценка - ________________________________
Подпись______________________должность, уч. степень, уч. звание, Ф.И.О. руководителя
Коломна – 201 г.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1.Олимпиадное движение по математике.
1)Формирование олимпиад в мире и в СССР………………......5
2)Система проведения олимпиад школьников по математике
В РФ………………………………………………………………..8
Глава 2.Подготовка и проведение математических олимпиад.
1)Цели и принципы составления заданий математических
олимпиад.........................................................................................11
2) Тематика заданий……………………………………………...14
Глава 3.Задачи второго и третьего этапов Всероссийской
Олимпиады школьников.
1)6-7 классы……………………………………………………....16
2)8-9 классы………………………………………………………18
3)10-11 классы……………………………………………………20
Заключение ……………………………………………………...22
Список использованной литературы ………………………..23
Введение.
Математика как предмет изучается в школе ещё с первого класса. Эта наука имеет особое положение в школьной программе. Об этом свидетельствует включение экзаменов по математике в конкурсные испытания всех вузов. Математические способности – это не только усвоенный набор знаний, умение запоминать и воспроизводить конкретные факты, но и способности к осмыслению знания, к умению абстрагироваться от конкретного, к обобщению частного.
Наиболее распространённой формой отбора математически одарённых учеников является проведение всевозможных математических конкурсов, олимпиад. В таких олимпиадах главную роль играет не столько сумма конкретных знаний, сколько способность за определённый промежуток времени построить и исследовать достаточно сложную модель или логическую конструкцию,с которой он прежде никогда не сталкивался.
Еще Б. В. Гнеденко в работе "Математика и научное познание" отмечал, что в современном мире математика является значительно большим, чем наука, поскольку она является языком науки; она стала не только орудием количественных расчетов, но и методом точного исследования и формулировки понятий и задач. Таким образом, математика объясняет многие законы окружающего мира и одним из способов, способствующих пробуждению интереса к изучению математики, и, как следствие, повышению общего уровня математической подготовки учащихся, является привлечение учеников к участию в математических олимпиадах.
Актуальность моей работы заключается в том, что в последние годы как в России, так и в мире наблюдается динамичное развитие олимпиадного движения. Предметные олимпиады школьников показали свою эффективность в поиске интеллектуально одарённых учащихся. Законодательное закрепление права победителей Всероссийских олимпиад на поступление в вузы без экзаменов только подтверждает это. Также результаты на математических олимпиадах международного уровня говорят об общем уровне развития образования в стране и готовности этой страны создавать и воспроизводить новые технологии.
Целью моей курсовой работы является полное раскрытие понятия “математическая олимпиада”.
Для реализации этой цели следует решить следующие задачи:
1)Ознакомиться с историей появления математических олимпиад и их структурой.
2)Рассмотреть тематику задач олимпиадного характера, представленных школьникам.
3) Сделать выводы по проделанной работе.
Глава 1. Олимпиадное движение по математике
Формирование олимпиад в мире и в СССР.
Олимпиада по математике имеет давнюю историю. Первый очный математический конкурс для выпускников лицеев был проведен в Румынии в 1886 году, а первая математическая олимпиада в современном смысле состоялась в 1894 году в Венгрии по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого будущим Нобелевским лауреатом по физике Л.Этвешом. С тех пор с перерывами, вызванными двумя мировыми войнами, эти олимпиады проводились ежегодно.
Во многих странах олимпиадам предшествовали различные заочные конкурсы по решению задач. Так, например, в России они начали проводиться с 1886 года.
Первая математическая олимпиада в России была организована в Ленинграде в 1934 году по инициативе замечательного математика Б.Н.Делоне. Вполне вероятно, что это была первая городская математическая олимпиада. Уже на следующий год городская олимпиада прошла в Москве.
Позже Московский и Ленинградский университеты стали проводить олимпиады по физике и химии. До войны олимпиады проводились ежегодно и быстро завоевали популярность. Сразу после войны они были возобновлены и проводились первоначально только в больших городах, где были сильные университеты. В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия математические олимпиады стали традиционными для многих городов Советского Союза, их проводили университеты и пединституты совместно с органами народного образования.
В Советском Союзе идея олимпиады объединила научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, студентов, которые стремились выявить одаренных молодых людей, помочь их становлению. Этот общественный феномен был замечен и поддержан государством.
Первой математической олимпиадой, в которой приняли участие несколько областей РСФСР, стала проводившаяся в Москве олимпиада 1960 года. Её иногда называют «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой школьников. Официальная нумерация началась с 1961 года. На первую Всероссийскую математическую олимпиаду приехали команды почти всех областей РСФСР. Также были приглашены команды союзных республик. Фактически эти олимпиады стали Всесоюзными, ведь в них принимали участие победители республиканских олимпиад. С 1967 года эта олимпиада получила официальное название — «Всесоюзная олимпиада школьников по математике».
Всероссийская олимпиада школьников по математике организационно и методически оформилась в 1974 году, когда по инициативе Министерства просвещения РСФСР, Министерства высшего образования РСФСР, общества «Знание» РСФСР и Центрального комитета ВЛКСМ был создан Центральный оргкомитет Всероссийской физико-математической и химической олимпиады школьников. Первым руководителем математической части этой олимпиады стали профессор Московского государственного университета, член-корреспондент АН СССР В.И.Арнольд и доцент Московского физико-технического института А.П.Савин.
Согласно Положению об олимпиаде Всероссийская олимпиада школьников по математике до 1992 года проводилась в четыре этапа: школьный, районный (городской), областной (краевой, республиканский) и зональный. До 1992 года заключительный этап республиканской математической олимпиады проводился во всех республиках Советского Союза, кроме РСФСР. Заключительный этап Всероссийской олимпиады заменяла Всесоюзная математическая олимпиада, на которой Российскую Федерацию представляли шесть команд — это команды городов Москвы, Ленинграда и четырех зон РФ (Западная, Центральная, Юго-Западная и Дальний Восток). Такое положение объяснялось тем, что Россия была самой большой и по территории, и по населению среди республик СССР, а так как по Конституции СССР, все люди, независимо от национальной принадлежности и места проживания, имели равные права, то такое представительство России на Всесоюзной олимпиаде было естественным. В 1992 году в связи с распадом Советского Союза Всесоюзная олимпиада проводилась под названием Межреспубликанской. Заключительный этап Всероссийской математической олимпиады впервые был проведен в 1993 году в Краснодарском крае (город Анапа).