1. Уголовное преследование и его виды.
2. Презумпция невиновности и право обвиняемого на защиту.
3. Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
4. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса.
5. Гражданский иск в уголовном процессе.
6. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве.
7. Доказательства и доказывание в уголовном процессе.
8. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
9. Реабилитация в уголовном процессе.
10. Взаимодействие следователя и органа дознания.
11. Использование в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности.
12. Следственный эксперимент.
13. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления.
14. Контроль и запись переговоров.
15. Производство дознания по уголовному делу.
16. Особенности производства у мирового судьи.
17. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.
18. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
19. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров.
Методические рекомендации по написанию рефератов по дисциплине «Уголовный процесс»
Написание рефератов является одной из форм обучения студентов, направленных на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой.
Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.
|
В отличие от теоретических занятий, при проведении которых студент приобретает, в частности, навыки высказывания своих суждений и изложения мнений других авторов в устной форме, написание рефератов даст ему навыки лучше делать то же самое, но уже в письменной форме, юридически грамотным языком и в хорошем стиле.
При написании реферата студент должен изучить и кратко изложить имеющиеся в литературе суждения по определенному, спорному в теории, вопросу (проблеме) по данной изучаемой теме, высказать по этому вопросу (проблеме) собственную точку зрения с соответствующим ее обоснованием.
Студент также может подготовить обзорно-информационный реферат. Разновидностями такого реферата могут быть:
1) краткое изложение основных положений той или иной книги, монографии, другого издания (или их частей: разделов, глав и т.д.), как правило, только что опубликованных, содержащих материалы, относящиеся к изучаемой теме;
2) подбор и краткое изложение содержания статей по определенной проблеме (теме, вопросу), опубликованных в различных юридических журналах за тот или иной период, либо в сборниках («научных трудах», «ученых записках» и т.д.).
Объем реферата должен быть в пределах 15–20 страниц машинописного текста через два интервала.
По темам: «Судебные инстанции реализующие надзорное производство», «Процессуальные вопросы, решаемые судьей при обращении приговора к исполнению и при исполнении приговора. Процедура принятия решения» видом самостоятельной работы магистрантов является написание эссэ.
|
Темы эссе
1. Состязательность в уголовном процессе: основные проблемы.
2. Процессуальная экономия в современном уголовном процессе: идея, значение, проблемы.
3. Участники уголовного судопроизводства: понятие, признаки, классификаций. Основные проблемы в реализации процессуального статуса участников процесса.
4.Доказывание в уголовном процессе: понятие, проблемы, содержание.
5.Истина в уголовном судопроизводстве и гарантии ее установления.
6.Понятие доказательства в уголовном процессе: доктрина и основные проблемы.
7.Проблемы классификации доказательств и их источников.
8.Предмет и пределы доказывания в уголовном судопроизводстве: проблемы доктрины и практики.
9.Собирание доказательств как элемент процесса доказывания: нормативное регулирование, основные проблемы.
10.Проблемные вопросы оценки доказательств в следственной и судебной практике.
11.Оценка показаний потерпевшего: основные проблемы.
12.Оценка показаний подозреваемого и обвиняемого: основные проблемы.
13.Оценка заключения и показаний эксперта: основные проблемы.
14.Заключение и показания специалиста: оценка, проблемы нормативного регулирования и практики.
15.Вещественные доказательства: понятие, проблемы использования в доказывании.
16.Прямые и косвенные доказательства: проблемы и особенности в доказывании.
17.Доказательственные факты, преюдиции, презумпции. Значение сведений о личности в доказывании.
18.Проблемы использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.
|
19.Ходатайства и жалобы в уголовном процессе.
20.Меры процессуального принуждения и проблемы их применения к отдельным участникам процесса.
21.Уголовно-процессуальное задержание: проблемы нормативного регулирования и практики.
22.Меры пресечения, не связанные с лишением свободы: актуальные проблемы нормативного регулирования и практики.
23.Заключение под стражу: гарантии законности и обоснованности. Судебный контроль за законностью и обоснованностью заключения под стражу и содержания под стражей.
24.Гражданский иск в уголовном процессе: проблемы применения исковой формы защиты права.
25.Реабилитация: сущность, основания, проблемы нормативного регулирования, доктрины и практики.
Основные требования, предъявляемые к эссе
Эссе (франц. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание) – творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Цель написания эссе – развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы, способности к саморазвитию, принятия культурных и социальных различий, формирование субъектной позиции студентов. Без сформированной субъектной позиции обучающегося процесс обучения социологии будет носить формальный характер, так как на занятиях важным моментом является выражение личной позиции по тому, или иному вопросу, аргументация личной точки зрения.
Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику.
Жанр эссе предполагает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.
В случае, если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 3-4 страницы текста.
Непредставление эссе в установленный срок расценивается как невыполнение учебного плана и может служить основанием для недопуска к экзамену по теории страны и права.