1) ресурсы компонентов сфер Земли: литосферы, гидросферы и атмосферы;
2) ресурсы биосферы, представленные элементами различных природных комплексов, не испытывающих преобразующего воздействия человека;
3) метаморфный тип рекреационных ресурсов, возникающий при антропогенном воздействии на природные объекты и комплексы;
4) реституционно-динамический тип рекреационных ресурсов, возникающий с прекращением активного антропогенного воздействия на метаморфный тип рекреационных ресурсов;
5) конструкционный тип рекреационных ресурсов, возникающий в процессе хозяйственной деятельности человека и сохраняющий свое состояние благодаря частому или постоянному его присутствию;
6) деструкционный тип рекреационных ресурсов, связанный с катастрофическими явлениями природы или просчетом в хозяйственной деятельности человека: следы землетрясений, оползней или извержения вулканов, а также техногенных аварий и катастроф;
7) эпиантропоморфный тип рекреационных ресурсов в прошлом испытывал антропогенное воздействие, однако за длительный период времени с момента прекращения он смог восстановить свое естественное состояние или находится в стадии естественной переходной формации к нему.
На основании приведенных данных рекреационные ресурсы можно подразделить на две большие группы - природные и культурно - исторические.
Природные рекреационные ресурсы - это элементы природного комплекса, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма.
Под природными рекреационными ресурсами также понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контрастность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы туристских объектов, возможность их обзора. Выделяют следующие группы природных условий организации отдыха: орографические; гидрологические; климатические (биоклимат); бальнеологические; комплексные (ландшафтные); приморские; фаунистические и флористические (более редкие).
|
Культурно-исторические ресурсы - это культурные объекты, памятники, исторические местности, этнографическое разнообразие и др. В качестве рекреационных ресурсов они могут рассматриваться лишь при анализе их как средств удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение некоторого времени.
Культурно-исторические ресурсы включают в себя:
а) материальные ресурсы - все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства);
б) духовные ресурсы - достижения в науке, культуре, искусстве.
Кроме того, существуют социально-экономические объекты, которые в процессе отдыха туристов выступают то как условия, то как ресурсы. Так, население курортной местности выступает как условие рекреационной деятельности, а часть его, которая может быть занята в учреждениях отдыха, - как трудовые ресурсы этого хозяйства. Рекреационные ресурсы состоят из трех групп: А- интенсивно используемые, Б - экстенсивно используемые и В - неиспользуемые.
Рекреационные ресурсы обладают емкостью, т.е. способностью принимать определенное количество рекреантов и выдерживать определенные антропогенные нагрузки без нарушения состояния экологического и природного равновесия. Емкость рекреационных ресурсов является важным фактором предельной нагрузки туристских потоков в системе природных комплексов и тесно связана с величиной рекреационных ресурсов, которая определяется следующими нагрузками:
|
• антропогенной, которая определяется применительно к различным биогеоценозам в различных природных зонах (прогулочным, пешеходным и экскурсионным);
• предельно допустимыми, увеличение которых приводит к нарушению устойчивости геосистем разного уровня, а также к необратимым изменениям в состоянии здоровья человека.
Антропогенная нагрузка называется в туризме рекреационной. Предельно допустимые рекреационные нагрузки не определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как они различны для каждого ландшафта, а имеющиеся нормативы касаются единичных случаев, например пляжей, природоохранных зон.
Рекреационный ресурс, как и любой другой, требует изучения, но ресурсом он будет независимо от того, исследован или нет. Так, если водопад известен и манит туристов - это ресурс независимо от того, измерена ли его высота и каково количество человек, которые могут его посетить; если пляж привлекает людей для отдыха и купания - это ресурс, независимо от того, известна ли его площадь, длительность пляжно-купального сезона и рекреационная • емкость. Неверно утверждение, что природное условие становится ресурсом только тогда, когда оно изучено, что климатические условия становятся ресурсом лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфортными условиями.
|
При этом существует и другая точка зрения. Многие специалисты указывают на то, что существует несколько критериев превращения категории «условия» в категорию «ресурсы». Во-первых, условия переходят в ресурсы в случае перехода от косвенного их использования к непосредственному. Во-вторых, условия становятся ресурсами только после проведения соответствующей стоимостной (экономической) их оценки. В-третьих, условия превращаются в ресурсы по мере улучшения их инфраструктурного оснащения.
Каждая точка зрения имеет право на существование. Поясним это следующим примером. Уголок черноморского побережья, не имеющий туристской инфраструктуры, не оборудованный для приема туристов и избежавший соответствующей экономической оценки, будет привлекательным для туристов, организующих свой отдых самостоятельно (так называемых «дикарей»). С точки зрения развития неорганизованного туризма, такой «забытый богом уголок» является ресурсом. Однако для развития организованного туризма данная территория не обладает ресурсами, так как здесь не хватает соответствующей туристской инфраструктуры. Следовательно, соотношение категорий «условия» и «ресурсы», а также процессы перехода одной категории в другую находятся в зависимости от конкретных факторов внешней среды и туристского бизнеса.
3.6. Картографический метод оценки туристских ресурсов
Картография - наука о географических картах, методах их создания и использования.
Под картой понимается математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. При этом под объектами понимаются любые предметы, явления или процессы, изображенные на картах. Картографические произведения (карты, атласы, туристские схемы, буклеты, рекламные проспекты и др.) являются наиболее наглядными, емкими и концентрированными носителями информации.
Характеристика туристских карт. Туристские карты по сути являются географическими картами, предназначенными для целей туризма.
К туристским картам предъявляются особые требования в отношении выразительности и читаемости; они сопровождаются рисунками, фотографиями, указателями, текстом и различными справочными сведениями.
Характерной особенностью собственно туристских карт является преобладание в их числе крупномасштабных карт, содержащих подробную информацию о конкретном регионе. Это могут быть карты комплексного туристского содержания, отражающие весь набор необходимых сведений (памятники природы и культуры, транспортная сеть и места размещения и отдыха, объекты общественного питания, связи, медицинской помощи и др.).
К крупномасштабным туристским картам относятся также карты, посвященные отдельным видам отдыха и туризма, например карты для рыболовов (с детальной информацией о местах лова различных видов рыб, глубине водоемов, скорости течения рек и др.), грибников (с подробной характеристикой видового состава леса, популярных мест сбора грибов и др.), для горного туризма (с указанием рекомендуемых маршрутов разной категории сложности, пещер, опасных склонов, мест возможных ночевок и др.).
Среднемасштабные и реже мелкомасштабные туристские карты используются для первоначального ознакомления со страной или регионом предполагаемого посещения туристами, а также для маршрутов значительной протяженности. Эти карты дают обзорную информацию и относятся к типу комплексных карт. На таких картах помимо общегеографической нагрузки указываются объекты, представляющие интерес для туристов. Эти объекты можно подразделить на две основные группы.
Первую группу составляют исторические и архитектурные памятники, музеи, наиболее интересные природные объекты - водопады, пещеры, горные вершины, заповедники, являющиеся целью туристского посещения.
Во вторую группу входят объекты инфраструктуры, обеспечивающие возможность посещения интересующей туристов местности (турбазы и кемпинги, гостиницы, кафе и рестораны, медпункты, узлы связи и др.).
Содержание и назначение туристских карт. По содержанию и назначению туристские карты можно подразделить на общие и специализированные.
Общие туристские карты передают общегеографические элементы (дорожную сеть, населенные пункты, реки, озера, леса, рельеф и др.) и объекты туристского назначения (архитектурные и исторические памятники, заповедники, национальные парки, музеи, гостиницы, туристские базы, кемпинги и т.д.). Эти карты используются для ознакомления с районом, выбора маршрута путешествий, получения различных справок о размещении достопримечательностей и системе обслуживания туристов.
По охвату и характеру изображения территории общие туристские карты можно подразделить на обзорные, маршрутные и планы городов.
Обзорные карты (масштабы от 1:200 000 до 1:1 000 000) охватывают страну в целом, отдельные административно-территориальные единицы и географические регионы, представляющие особый интерес для туристов.
Маршрутные туристские карты - схемы, показывающие узкую полосу маршрутов (пешеходных, лыжных, водных, автомобильных, железнодорожных, комбинированных). Туристские карты пешеходных маршрутов обычно издаются в масштабах от 1:100 000 до 1:400 000, а другие - в более мелких.
Туристские планы городов издаются отдельно или помещаются в виде дополнений на обзорных и маршрутных картах или в атласах.
Специализированные туристские карты издаются для иностранных туристов в целях рекламы и пропаганды туризма. Они предназначены для популяризации мест отдыха, достопримечательностей, объектов туризма, соревнований по ориентированию на местности.
Издаются тематические туристские карты отдельных видов туристских объектов, например туристские карты архитектурных памятников различных районов.
Для организации и планирования туризма разрабатываются следующие карты:
а) бонитировочные, которые оценивают природные, социально-культурные, экономические условия и инженерные предпосылки для развития туризма;
б) показывающие связи между туристскими ресурсами и туристскими потоками (например, карты устойчивости природных комплексов к туристским нагрузкам);
в) туристского районирования, которые содержат комплексную информацию о возможностях территориальной организации туризма.
Для удобства пользования туристские карты выпускаются, как правило, в виде буклетов или портативных тетрадей. Часто туристские карты помещаются в комплексных атласах и отличаются друг от друга красочным оформлением и особым стандартом дизайна. Особенность туристских карт состоит и в том, что они довольно часто загружены рекламной информацией.
Области применения туристских карт весьма разнообразны. Можно выделить два основных направления в картографическом обеспечении туристской деятельности: карты для туристов и экскурсантов (собственно туристские карты) и карты для обеспечения управления туристским бизнесом, планирования его развития и инвестиций (научно-туристские карты, или карты для туристского бизнеса).
Описание карт. Описание карт - традиционный и общеизвестный качественный способ анализа картографического изображения. Цель описания состоит в том, чтобы выявить наличие на карте изучаемых явлений, особенности их размещения и взаимосвязи. В описание могут вводиться количественные характеристики, прочитанные по карте.
Техника описания проста, но подчинена некоторым обязательным требованиям. Приступая к описанию, необходимо оценить качество самой карты, серии карт или атласа, получить представление об их современности, детальности, принципах составления, характере искажений, вызываемых картографической проекцией.
Следует изучить легенду, уделяя главное внимание принципам классификации изображаемых явлений и самим способам изображения.
Описывая какое-либо явление или территорию, очень важно соблюдать порядок от общего к частному, т. е. сначала дать характеристику основных, определяющих черт, затем детально проанализировать отдельные особенности и частности. В заключение четко формулируются выводы. Основными принципами, которым должно удовлетворять научное описание, являются: логичность, упорядоченность и последовательность описания; отбор и систематизация фактов; введение в описание элементов сравнения, аналогии, сопоставления с использованием количественных показателей; оценка описываемых явлений или процессов с точки зрения конкретных задач исследования; четкая формулировка выводов и рекомендаций.
Описания по картам широко используются на предварительной стадии исследования для общего ознакомления с изучаемым объектом, планирования исследования, определения рациональной методики, выбора исходных картографических материалов. Описание совершенно необходимо и на заключительном этапе, когда требуется дать содержательную интерпретацию полученных результатов. При хорошо спланированном исследовании математические приемы сочетаются с описаниями, не подменяя и не вытесняя их. Это обеспечивает необходимое равновесие между качественными и количественными методами картографического анализа.
Требования, предъявляемые к туристским картам. Основное требование, предъявляемое к туристским картам, - давать достоверную и исчерпывающую исходную информацию о местности, возможностях ознакомления с нею, объектах туристского интереса, размещении объектов туристского сервиса. Туристские карты должны обеспечить решение всего комплекса задач, стоящих перед туристом в ходе планирования и осуществления путешествия: выбор оптимального маршрута и средств передвижения; расчет необходимого и достаточного для комфортного путешествия времени; обеспечение возможности отдыха; организация питания; обеспечение безопасности и коммуникационных возможностей во время прохождения маршрута и др.
В зависимости от решаемых потребителями информационно-поисковых задач могут создаваться и использоваться различные типы картографических произведений - от простейших схем и планов местности и маршрутов до топографически точных карт, комплексных и специализированных атласов. Тем не менее все карты и картографические произведения, предназначенные для потребления в сфере туризма, должны отвечать ряду требований: достоверность, точность и тематическая полнота (в соответствии с типом картографического произведения); эффективный картографический дизайн и читаемость; удобство пользования (формат, фальцовка карт и др.); необходимое количество дополнительного справочного материала.
Мысленные карты. Относительной новинкой современной науки о туризме можно считать создание метода мысленных (ментальных) карт. Этот метод появился и стал развиваться в странах Запада со второй половины 1960-х гг. Возможности этого метода исследования явно недоиспользованы. Но он исключительно важен и интересен для туристского ресурсоведения.
Мысленные карты - фиксированные образы пространства, сохраняемые в сознании людей. Для исследования мысленных карт применяются следующие наиболее традиционные методики:
• углубленное интервью с респондентом, во время которого выясняются представления человека об определенном месте. Итогом может быть словесное описание, которое затем переводится в графическую или картографическую форму самим исследователем;
• составление респондентом планов-образов определенного пространства. В таком варианте очень мало слов, но есть персональное графическое отражение образа определенного пространства;
• опрос методом семантического дифференциала, т.е. изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями.
Эти три основные методики исследования мысленных карт могут применяться с некоторыми вариациями.
Приведем примеры использования отмеченных методик исследования мысленных карт.
Углубленное интервью с респондентом проводится по заранее составленной программе, включающей вопросы, на которые респондент дает ответы. Они фиксируются самим респондентом или интервьюером и впоследствии анализируются исследователем.
Исследование мысленных карт посредством черчения планов-образов в основном сводится к просьбе отразить на листе бумаги определенную часть пространства, например начертить карту юга России. Важны вопросы, связанные с мысленным определением расстояний от одного места до другого. Мысленные искажения физического пространства при этом могут быть реально значимыми.
Исследование мысленных карт посредством метода семантического дифференциала связано с выявлением и описанием ассоциаций. Например, задается вопрос: «С какими словами у вас ассоциируется Черноморское побережье?» Нужно назвать 3, 5, 10 или неограниченное количество слов. На основании количества ассоциаций, собранного при опросе различных респондентов, и осуществляется анализ образа определенного места.
Итогом всех перечисленных методик является определение образов пространства у опрошенных. Так, может быть определена степень конкретности представлений человека о месте, эмоциональная загрузка, ассоциации и многое другое в восприятии места.
При исследовании мысленных карт достаточно четко выделяются два подхода - структурный и оценочный. Структурный подход акцентирует внимание на том, какая информация об определенных местах содержится в сознании людей: действительно важно знать, какой информацией пользуются люди при принятии решений в повседневной жизни. Оценочный подход акцентирует внимание на том, какие факторы влияют на формирование определенных образов пространства. Эти подходы тесно связаны.
Основные типы карт и решаемые ими задачи. В туристской картографии можно выделить три основных типа карт - аналитические, комплексные и синтетические.
Аналитические карты дают наиболее детальную характеристику совокупности однородных туристских объектов по ограниченному (либо одному) числу показателей (например, размещение всех гостиниц с характеристикой их вместимости).
На комплексных картах представлена вся совокупность объектов, значимых с точки зрения туриста (объектов туристского интереса и туристской инфраструктуры).
Синтетические карты отражают результаты синтеза большого количества информации и дают интегральную характеристику территории или явлений. Наиболее характерным примером синтетических карт могут служить карты рекреационно-туристского районирования.
С помощью туристских карт туристы могут решить следующие задачи:
1) оценить район предполагаемого посещения; выбрать оптимальный (по времени, расстоянию, степени сложности) маршрут; ознакомиться с имеющейся туристской инфраструктурой (места размещения, питания и др.);
2) ориентироваться на местности; получить информацию о точной локализации различных природных, хозяйственных и культурно-исторических объектов; визуально оценить расстояния и направления;
3) определить абсолютные и относительные высоты, крутизну склонов и других параметров, связанных с рельефом; получить характеристики природных объектов, являющихся целью туристского посещения (например, параметры гидрографических объектов - для водного туризма); получить необходимую информацию об историко-культурных объектах (например, хронологические сведения).
Контрольные вопросы и задания
1. В чем выражается ярко выраженная ресурсная ориентация туризма?
2. Как можно определить понятие «туристские ресурсы»?
3. Как соотносятся понятия «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы»?
4. Что такое «туристский интерес»?
5. Как классифицируют туристские ресурсы отечественные специалисты?
6. Каковы принципы выделения туристских ресурсов?
7. Какими свойствами обладают туристские ресурсы?
8. Какие требования предъявляются потребителями к туристским ресурсам?
9. Каковы структура и особенности составления кадастра туристских ресурсов?
10. Как можно охарактеризовать рекреационные ресурсы?
11. Обоснованно ли включение в рекреационные ресурсы социально-экономических?
12. Что показывает и как определяется емкость рекреационных ресурсов?
13. Как определяются понятия «карта» и «туристская карта»?
14. Каково значение карт для туристского бизнеса?
15. Как классифицируют туристские карты?
16. Какие разновидности туристских карт вы знаете?
17. Каковы важнейшие особенности туристских карт?
18. Как осуществляется оценка туристских ресурсов с помощью карт и атласов?
19. Что такое ментальные карты и как они составляются?
20. Какие задачи решают туристы и исследователи с помощью туристских карт?
21. Используя существующие варианты классификации туристских ресурсов, постарайтесь предложить собственную их классификацию.
22. На основе табл. 3.1 составьте кадастр туристских ресурсов региона (населенного пункта) своего проживания. Старайтесь ориентироваться на выделение трех основных блоков туристских ресурсов: природного, историко-культурного и социально-экономического.
23. Пользуясь перечнем основных свойств туристских ресурсов, приводимым в учебном пособии, дайте первичную оценку туристских ресурсов своего района (населенного пункта), а также определите их важнейшие характеристики и целевую направленность.
24. Проанализируйте любую туристскую карту или схему (по выбору), последовательно выполнив задания и ответив на вопросы. Прежде всего укажите:
- общие сведения о карте (название, год издания, страна и город издания, картографируемая территория, картографическая фабрика, тираж карты, автор, если есть);
- тип картографического издания и обоснованность его выбора;
- масштаб карты, его величина и оптимальность подбора;
- элементы, легенда и дополнительные свдения карты;
- картографическое изображение и его свойства;
- наглядность, читаемость, дизайн и техническое оформление карты;
- генерализацию и непрерывность картографического изображения;
- способы картографического изображения и оптимальность их выбора;
- условные знаки.
Какие рекреационные и туристские объекты показаны на карте? Какие качественные и количественные показатели позволяет измерить ваша карта?
Каковы наиболее значимые достоинства и недостатки изучаемой карты?
Пользуясь картой, попробуйте составить туристское описание изображенной на ней территории.
4 Глава
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫТУРИЗМА И ИХ ОЦЕНКА
4.1. Понятие о природных рекреационных ресурсах туризма
В научных публикациях понятию «природные ресурсы», как правило, сопутствует понятие «природные условия» - разнообразные природные явления, тела или природные процессы, существенные на данном уровне развития процесса производства туристского продукта, но непосредственно не участвующие в этом процессе.
Природные ресурсы, с одной стороны, входят в состав природной среды в качестве ее компонентов (водные ресурсы - часть гидросферы, минеральные ресурсы - часть литосферы), а с другой - являются составной частью социально-экономической жизни общества. При этом природные тела, явления, процессы и отдельные элементы рельефа часто выступают то как природные условия, то как ресурсы. Это имеет решающее значение для понимания механизма превращения природных условий в ресурсы.
Исходя из определения «природные ресурсы», говорить об отдельных видах ресурсов, например климатических, можно лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфортными для рекреационной деятельности погодными условиями, проявляющимися на конкретной площади. Только в этом случае можно говорить о переходе от понятия, например, «климатические условия» к понятию «рекреационные ресурсы».
Приведем еще один пример - морской пляж, который не будучи предварительно исследован и оценен с точки зрения возможного его использования, является природным объектом, элементом ландшафта, одной из форм рельефа аккумулятивного берега. Как только специалисты определяют количество возможных посещений этого пляжа в течение летнего периода (число дней с температурой воды 17°С и выше), данный пляж может рассматриваться как рекреационный ресурс.
Таким образом, природные рекреационные ресурсы, которые иногда называют ресурсы туризма, можно охарактеризовать как элементы природного комплекса, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма. Данное определение справедливо и для культурно-исторических рекреационных ресурсов (памятники архитектуры, истории, этнографии и др.). К тому же оно не противоречит и определению «туристские ресурсы», приведенному в федеральном законодательстве.
Рекреационные занятия требуют для своего осуществления соответствующих комфортных условий природной среды (природных факторов). Наличие их в пределах какой-то территории в определенное время достаточно для оценки возможностей использования этой территории в интересах одного отдыхающего. Если возникает задача организации отдыха для некоторого множества отдыхающих, то необходимо найти достаточно просторную территорию, обладающую комфортными условиями. При этом она должна отвечать требованиям стационарных учреждений отдыха, а именно обладать комфортными свойствами в течение максимально большого (или, по меньшей мере, в течение заданного) периода времени. Характеристика рекреационных ресурсов должна включать данные о качестве природных условий, площади (или объеме), которую эти качества характеризуют, и длительности периода, в течение которого эти качества проявляются.
Все природные рекреационные ресурсы подразделяются на прямые, опосредованные и комплексные.
Прямые рекреационные ресурсы - это те тела и силы природы, которые непосредственно способствуют восстановлению и развитию физических и духовных сил человека. К ним относятся геоморфологические, климатические, гидрологические и энергоинформационные, флористические, фаунистические и комплексные.
Опосредованные рекреационные ресурсы оказывают влияние на формирование прямых ресурсов. К ним относятся следующие ресурсы: геологические, почвенные, частично геоморфологические, энергоинформационные, флористические и фаунистические.
Комплексные рекреационные ресурсы - это сочетание всех природных рекреационных ресурсов, неразрывно связанных между собой потоками вещества и энергии, имеющих медико-биологическую, психоэстетическую и научную ценность для восстановления духовных и физических сил человека.
Природные рекреационные ресурсы достаточно разнообразны, что требует их детальной классификации. Один из многочисленных вариантов классификации природных рекреационных ресурсов приводится на рис. 4.1.
Среди природных ресурсов туризма можно выделить три группы - первозданные, находящиеся в естественном состоянии; облагороженные в результате возведения различного рода сооружений; искусственно созданные (водохранилища, пруды, лесопарки и лесополосы). Только учитывая все вышесказанное, можно говорить о количественной характеристике рекреационных природных ресурсов.
4.2. Методы оценки природных ресурсов туризма
Этапы оценивания природных ресурсов. Для использования природных ресурсов необходима их оценка. Процедура оценивания состоит из следующих обязательных этапов:
1) выделение объектов оценки - природных комплексов, их компонентов и свойств;
2) выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка;
3) формулирование критериев оценки, которые определяются как масштабом и целью исследования, так и свойствами субъекта;
4) разработка параметров оценочных шкал градаций. Шкалы показывают оценочные отношения между субъектом и объектом. Каждая ступень является показателем интенсивности взаимодействия свойства данного объекта с состоянием субъекта. Пятиступенчатая шкала оценки предпосылок для рекреации включает следующие градации: наиболее благоприятные; благоприятные; умеренно благоприятные; малоблагоприятные; неблагоприятные.
Типы оценки природных ресурсов туризма. Существует четыре основных типа оценки природных ресурсов туризма: медико-биологическая, эстетическая, технологическая и экономическая.
При медико-биологической оценке исследуют воздействие природных факторов на организм человека, их комфортность. Ведущую роль при этом играет оценка рекреационных климатических ресурсов.
Под климатом понимают многолетний режим погоды, свойственный для данной территории. Его воздействие на человека может проявляться через конкретную погоду, под которой понимается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных метеорологических явлений (состояние нижнего слоя тропосферы в данное время на определенной территории). Особое внимание уделяется состоянию организма человека как ответной реакции на погодные условия. При оценке климата большое значение придается не только физическим факторам погоды, но и ее воздействию на эмоциональное состояние людей.