ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ В ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ




§1. Массовое сознание и массовое поведение людей на массовых мероприятиях

 

"Информационное общество" породило особый пространственно-временной феномен, который являет собой невиданную прежде информационную инфраструктуру, называемую "инфосферой". Понятие "информационной сферы" непосредственно связано с представлением о многомерности и многоплановости информации, форм и методов ее производства, кодирования, хранения, переработки и передачи, а также с определением роли и места человека в данной инфраструктуре.

Сущность "инфосферы" раскрывается через совокупность информационных процессов как результат конкретной деятельности человека, его способности активно, целенаправленно реагировать на поступающую информацию, постоянно расширяя зону ее восприятия, производства и передачи.

Наше время продемонстрировало возросшие возможности информационного воздействия на массовое сознание. В числе ярких примеров информационного воздействия можно назвать протестное движение декабря 2011 года, где планирование, сбор и привлечение граждан к участию в митингах формировалось в социальных сетях интернета.

Для того чтобы четко обозначить тему «технология управления массовым сознанием в обеспечении общественного порядка» разложим ее на понятийные определения.

Технология управления - это приемы, способы и порядок выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций.

Массовое сознание - один из видов общественного сознания, отражает практические знания-настроения, отношение к происходящему различных социальных групп, которые не основаны на специализированном знаниях. Оно необходимо социальным группам в повседневной жизни, коммуникации в малых группах, в определенных местностях проживания, в стране. Массовое сознание является базой массовых действий и поведения.

Под общественным порядком, как правило, понимается правомерное поведение граждан и должностных лиц в общественных местах, соблюдение и исполнение ими правовых и моральных норм, взаимное уважительное отношение граждан друг к другу, их бережное отношение к духовным, природным и рукотворным ценностям, формам собственности.

Таким образом, получается, что мы должны изучить приемы, способы и порядок управления общественным сознанием, действиями, поведением граждан в общественных местах, соблюдением ими правовых и моральных норм. Следует отметить, что управление общественным сознанием не является прямой обязанностью или функцией сотрудников ОВД. Но такой важный аспект взаимодействия с социумом в информационном обществе полиция пропустить просто не может, ведь большая часть активности перенеслась в информационное пространство, и такие явления как несогласованные митинги и демонстрации, сопровождающиеся нарушениями общественного порядка являются лишь итоговой ее составляющей. Законодательно, на полицию возлагаются следующие обязанности:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений

- выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- противодействие терроризму и экстремистской деятельности;

- выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;

- принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

Таким образом, получается, что полиция должна не только выявлять, предупреждать и пресекать преступление - но и определять причину его возникновения. Более того, причину необходимо устранять, проводить профилактическую работу с лицами, имеющими еще только намерение правонарушение совершить, а так же осуществлять пропаганду правовых знаний. Несомненно, эти действия в информационном пространстве должно осуществляться в комплексе, дабы работать на опережение и не допустить совершение преступлений не только на данный момент времени, но и на перспективу.

Что касается противодействия, терроризму и экстремистской деятельности, то Президент РФ В. В. Путин на заседании коллегии прокуратуры пятого марта две тысячи тринадцатого года отметил: "Ряд радикальных группировок действует вызывающе дерзко, они проводят публичные акции, распространяют идеи в интернете, практически открыто вербуют сторонников» и в обязанность правоохранительных органов предельно четко обусловил необходимость реагировать на попытки разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды, пропаганды ксенофобии и шовинизма.

Так же девятнадцатого марта две тысячи тринадцатого года председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов объявил о завершении в России эпохи свободного интернета.

Он дал понять, что представители власти намерены жестко бороться с проявлениями экстремизма в Сети. Российское общество должно быть готово к тому, что проявления экстремизма в Интернете будут рассматриваться и наказываться соответствующим образом, как это происходит вне сети, сказал он. Депутат также добавил, что экстремизм на межнациональной и межконфессиональной почве всегда был проблемой и «борьба с ним также будет вестись, как в жизни, как в любой другой сфере».

Итак, под управлением массовым сознанием в информационной сфере предлагаю понимать использование технологий воздействия на человека, которые должны сочетать в себе соответствие принципам гуманизма, нравственности и морали, гарантии безопасности населения страны с высокой степенью эффективности управляющего воздействия и гарантированным поражением любого источника информационно-психологической агрессии.

Источником агрессии могут быть информационно-психологические акции противника, целью которых является дестабилизация в информационной сфере, затрагивающая массовое и индивидуальное сознание граждан, информационные и психологические ресурсы, социально-политические отношения и процессы и тем самым нарушающая систему социальных, психических и психологических отношений информационного общества.

Под психологическими ресурсами можно понимать следующие компоненты информационного пространства:

- систему ценностей общества с ее психологической толерантностью (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

- индивидуальное и массовое сознание граждан с его психологической толерантностью (устойчивостью сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

- психическое здоровье граждан с его толерантность (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

 

§2. Информационные координаты обеспечения безопасности и борьбы с преступностью

 

Развитие информационных технологий и непосредственно средств получения, анализа, обработки, использования информации при грамотном использовании информационно - психологического воздействия позволит по новому подходить к решению общественно-социальных, политических, духовно - нравственных проблем. Рассматривая зарождение этих проблем, представляем их как координаты X,Y, Z такого понятия как информация, где x-реактивная, y-ресурсная, а z-фоновая. Возникновение информации - это снятие неопределенности, возникает в реакциях на любые воздействия, на увиденное и услышанное. Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В социальной жизни так же информация рождается как реакция на происходящие события или на сообщения о них. Одно и то же сообщение для каждой категории людей может приносить разную информацию, информация рождается как результат целевой интерпретации полученного сообщения, и главное, возникает в результате индивидуальной реакции на происходящее событие. Стоит отметить, что реактивная информация проявляется и оценивается как мера активности отражения внешних воздействий и следовательно мера адекватности восприятия происходящих событий. Так же степень адекватности восприятия человеком информации, ее обработка и, следовательно реакция на нее зависит от личностных качеств индивида (интеллект, степень развитости, наличие базовых знаний различных отраслей, вероисповедание и многое другое). Реактивная информация в социальной жизни является генератором социально - психологической энергии и проявляется в принимаемых решениях, поступках и действиях.

Информация, которая фиксируется на различных носителях, содержащаяся в банках и базах данных, учетах, поисковых системах является ресурсной. В жизни приобретает форму документа, произведения искусства, выражается в сообщении, структурируется в виде данных, предстает в виде сведений, пополняет знания об окружающем мире. Является, базисом для успешного существования и развития индивида, помогая ему успешно жить и функционировать в культурных и научных коммуникациях, а так же в социальной и духовной жизни.

Если представить информацию, как инструмент воздействия, то открывается еще одна проекция информации. Многое из окружающего нас видимого, слышимого, ощущаемого не вызывает у нас никаких осознанных, инстинктивных или рефлексных реакций. Однако окружающая нас реальность представляется именно в виде информационного фона, на котором разворачиваются события жизни- ведь именно в среде, которая доступна для восприятия человека происходит отражение всего многообразия мира.

Основу фоновой информации составляет огромный массив сообщений, заявлений, сигналов, сообщения СМИ, сведения циркулирующие в интернете, массив видео/аудио материалов, которое все вкупе может иметь как благоприятное, так и неблагоприятное воздействие на психику человека и его действия. Главное же именно то, что посредством некоторой фоновой информации мы получаем или случайные, неосознанные впечатления, которые будут вспоминаться и анализироваться индивидом и приносить либо удовлетворение, либо беспокойство, или целенаправленными - воздействия, которые могут вызывать психические реакции или запрограммированные действия. Сознание объекта, на которого оказывается воздействие может его и не зафиксировать и человек будет убежден, что это именно им выбранная линия поведения, мысли и сознательное восприятия чего либо.

В информационном пространстве, проводя несложный мониторинг и анализ фоновой и назревающей и еще не ярко себя проявляющей реактивной возможно прогнозирование последующей реакции масс на какое-либо событие, происшествие, затрагивающее интересы какой либо общности и находящее отражение в их сознании после поступления данного сообщения в средства массовой коммуникации.

Как говорили древние римляне «Praemonitus − praemunitus», что в переводе с латинского обозначает «Предупрежден - значит вооружен». Хорошо быть готовым к возникновению различных неприятных моментов, но еще лучше, если сотрудники правоохранительных органов будут решать и не допускать их возникновения прямо на стадии, когда информационный фон определенных событий и сообщений о них становится чересчур негативным и проходя через сознание индивида приобретает агрессивный характер, побуждая человека выплеснуть накопленную социально- психологическую отрицательную энергию (это может быть запрограммировано заинтересованными агрессорами как благое дело), что может вылиться в нарушение общественного порядка и безопасности граждан.

Следует отметить, что каждый человек является личностью и сознание, мировосприятие и мировоззрение у каждого человека свое, а следовательно и единого информационного фона для всего социума нет, однако его можно структурировать по различным критериям, хотя и весьма условно (религия, политические взгляды, интересы, увлечения, уровень образования, сословность). Для человека свойственно то, что информация воспринимается в большей мере та, которая интересна, в которой человек «варится», которую ему интересно каждый день получать и анализировать соответственно из личных интересов, предпочтений и уровня развития.

Соответственно задачей правоохранителей становится предупреждение информационной агрессии, ее контроль и регулировка, отчасти профилактика, что будет являться тончайшей работой, дабы самим не оказать какого - либо информационного насилия, оградить граждан от уже оказываемого информационного давления и пресечь выброс деструктивных энергий уже в реальной жизни.

 

§3. Массовые коммуникация в социальных системах

 

Коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, передача информации от человека к человеку; тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Таким образом, коммуникация - это процесс распространения информации.

Без коммуникаций общество являло бы собой скопление индивидов: в отсутствии социального взаимодействия индивиды не могут представлять собой общество. Так теоретический анализ общества предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Этого достичь невозможно, если индивиды не будут находиться в состоянии коммуникации. В системе социально-политических отношений современного общества процессы массовой коммуникации являются важнейшим средством воздействия субъекта на объект и элементом реализации процесса государственного управления. Роль массовой коммуникации в обществе заключается в предоставлении субъектам информационной деятельности возможности оказывать управляющее воздействия на массовое сознание.

Массовые коммуникации представляют собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателей, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: устное вещание, печатные и изобразительные средства, газеты, брошюры, журналы, изобразительные средства, радиовещание, телевидение аудио-,видео и кино средства, всемирная система объединённых компьютерных сетей <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C> (Интернет).

Печатные и изобразительные средства. Воздействие на аудиторию противника (например противостоящей стороны) печатными средствами осуществляется путем распространения печатной продукции, а также публикации материалов в средствах массовой информации. Оно обладает такими важными особенностями, как доступность, наглядность, многообразие, способность воздействовать на разнообразные массовые аудитории.

Для воздействия с помощью печатных средств требуются достаточное количество подготовленных творческих работников и технических специалистов, хорошая полиграфическая база, достаточный запас расходных материалов, а также технических средств доставки и распространения печатной продукции.

Основными видами материалов, используемых при воздействии печатными средствами, являются: газеты, журналы, брошюры.

Газета - печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из средств массовой информации; один из эффективных и распространенных видов печатной пропагандистской продукции.

В первую очередь надо учитывать типичное мировоззрение большинства читателей, их социальные, национальные и религиозные особенности, информационные запросы, общее отношение к пропаганде противника.

Брошюра - печатное издание небольшого объема. Относительно распространенный вид печатной пропагандистской продукции. Преимущество брошюр состоит в том, что в них много места для текста и иллюстраций.Следовательно, пропагандисту легче разъяснить несостоятель

ность аргументов противника, у него есть возможность подробно проанализировать и прокомментировать их. Брошюры особенно удобны для разоблачения таких тезисов, которые подкреплены доводами формальной логики или неверными статистическими данными, так как в данном случае необходимо опровергать пункт за пунктом, цифру за цифрой.

Брошюра, содержащая главным образом иллюстрации, доступна для людей с минимальным образованием. Достоинством брошюры является также и то, что она обычно не задерживается в руках одного человека, а продолжает путешествовать от одного читателя к другому.

Журнал - печатное периодическое издание. Отличается от брошюры в основном тем, что больше ее по формату и содержит много фотоиллюстраций.

Изобразительные средства. Изобразительные средства - средства, отражающие окружающую действительность в наглядных и зрительно воспринимаемых образах, в которых узнается сама действительность.

Воздействие изобразительными средствами - это воздействие с помощью наглядных средств, несущих сильный эмоциональный заряд. К изобразительным средствам можно в настоящее время отнести художественно оформленные плакаты, транспаранты, фотостенды, стенные газеты и карикатуры, карты, схемы, специально организованные выставки, а также другие средства, наклейки, нашивки, сувениры с соотвествующей символикой.

Воздействие изобразительными средствами обладает рядом преимуществ по сравнению с другими средствами информационной борьбы, к которым можно отнести в первую очередь их фоновый характер, способность обращения к подсознанию и эффект многократного влияния, воздействие через зрительные рецепторы человека, влияние как на сознание, так и на подсознание, возбуждение интереса и привлечение внимания.

Эффект многократного влияния основывается на том, что демонстрируемые в определенном месте наглядные средства воспринимает множество людей, притом многократно. Многократное восприятие одних и тех же плакатов и лозунгов облегчает упоминание и усвоение их материалов, способствует возникновению (или укреплению) определенных установок. Следует, однако помнить, что период экспонирования конкретного изобразительного средства все же должен быть ограничен по времени, так как один и тот же стимул, действующий слишком долго, становится привычным, перестает вызывать соответствующую реакцию.

Изобразительные средства воздействуют через зрительные рецепторы, т. е. через наиболее емкий канал передачи информации в коре головного мозга. Известно, что от 80 до 90 % всей информации человек получает с помощью зрения. Являясь многомерным стимулом, изображение на плакате или фотографии могут быть насыщены значительной по объему информацией. Они позволяют передать человеку достаточно полное описание событий более экономным способом (в сравнении с текстом) с точки зрения законов восприятия. Кроме того, то, что мы видим своими глазами, вызывает меньше сомнений, быстрее и легче принимается как истина. Особенно это относится к фотографии.

Изображение оказывает влияние, как на сознание, так и на подсознание. Под его воздействием у человека возникают определенные интеллектуальные, эмоциональные и другие ассоциации. Эти ассоциации в последующем можно эффективно использовать для формирования вполне определенных убеждений и ценностных ориентации.

При психологическом воздействии изобразительными средствами необходимо также учитывать закономерности зрительного восприятия человеком различных предметов, к которым относят принципы возбуждения интереса и привлечения внимания. Рассмотрим эти принципы:

Принцип возбуждения интереса. Непроизвольное внимание непродолжительно и через несколько секунд либо исчезает, либо превращается в произвольное (т. е. вполне сознательное). Произвольное внимание - следствие определенных намерений или мотивации человека, когда он хочет задержаться перед плакатом, обдумать его содержание и понять. Поэтому изобразительные средства должны возбуждать интерес, желание «поглубже» вникнуть в их смысл.

Принцип привлечения внимания. Изобразительные средства должны непроизвольно (т. е. сами собой) привлекать внимание. Часто применяемыми приемами привлечения внимания являются: яркое цветное пятно, контрастное сочетание цветов, специальный шрифт, определенное расположение некоторых деталей (например, периодическое повторение одной из них на каком-либо фоне), крупная или цветная иллюстрация в центре плаката, стенда, фотогазеты и т. д.

Важно, чтобы глубокое содержание сочеталось с остроумным способом его выражения, умело использовало лаконичный текст, дополнение к изображению. Разумеется, интерес к тем или иным изобразительным средствам во многом зависит и от их актуальности для данной группы людей.

Для осуществления целенаправленного воздействия на психику человека изобразительными средствами необходимо иметь правильные представления о предмете, символе, цвете.

Радио и телевещание. На психику человека можно воздействовать также с помощью таких средств информационной борьбы, как радио и телевидение. Воздействие осуществляется путем передачи в эфир с помощью радио- и телепередатчиков специальных радио- и телепрограмм.

Радиовещание - одно из средств массовой информации, с помощью которого осуществляется воздействие через органы слуха на сознание и подсознание людей. Такие воздействия рассчитаны на реакцию слушателей или зрителей, хотя могут иметь и фоновый характер.

Основу радиовещания составляют в основном передающие радиоцентры и радиовещательные приемники. Никакое другое средство массовой информации не может сравниться с радио по широте охвата аудитории Возможности радиовещания по воздействию на психику человека в современных условиях еще более возросли в связи с передачей радиопрограмм по сетям сотовой, спутниковой связи, Интернет и др.

Радиовещание имеет следующие достоинства:

- своеобразие восприятия передаваемых сведений. (речь по радио является одновременно средством эмоционального воздействия(через интонации, смысловые паузы, акцент, порядок расстановки слов, музыку, и интеллектуального воздействия смысл слов);

- имитация прямого общения с людьми. (в радиовещании отправитель сведений и ее адресат находятся в состоянии акустического контакта;

- благодаря чему возникает «эффект соучастия», он сближает их и способствует лучшему восприятию сведений);

- высокая оперативность сообшения сведений адресату. (затраты времени на подготовку радиограмм обычно незначительны по сравнению с временем, необходимым на подготовку печатных, изобразительных, телевизионных материалов);

- способность охватывать массовую аудиторию. (радиослушатели при этом относятся к разнообразным по социальному и национальному составу, возрасту, полу, образованию, вероисповеданию категориям людей);

- широкие возможности вешания (радиовещание и прием можно осуществлять в любое время суток, в любую погоду, в любых условиях, оно позволяет вести также и скрытую или замаскированную пропаганду);

- большой диапазон жанров (существует множество различных видов и жанров радиопередач, обусловливающих исключительную гибкость воздействия на сознание и подсознание людей);

Характер и объем радиовещания обычно определяются поставленными задачами и зависят от: творческих возможностей специалистов, осуществляющих радиовещание, и технических возможностей передающей и принимающей радиоаппаратуры: наличия необходимых сведений; особенностей обстановки: времени, имеющегося на подготовку радиопрограммы: особенностей аудитории радиослушателей.

Программы радиовещания представляют собой совокупность различных видов сообщений сведений, структурно объединенных в единое целое и передаваемых в течение определенного времени определенным категориям населения.

Программы радиовещания можно разделить на следующие виды жанра: сообщение, комментарий, интервью, репортаж.

Кроме того, можно использовать такие виды радиопередач, как очерк, политический фельетон, беседа, обзор писем, трансляция митингов и собраний.

В настоящее время возможности воздействия радиовещания на население возрастают в связи с возможностью трансляцией звуковых программ в сетях сотовой, спутниковой связи, беспроводного широкополосного радиодоступа, сети Интернет.

Телевещание (телевидение) - одно из средств массовой информации, предназначенное для передачи на расстояние через эфир или кабельные сети, сети сотовой связи видеоизображений и звуковых сигналов объектов окружающего человека мира, воспринимаемых органами зрения и слуха, с помощью радиоэлектронных устройств.

Развитие телевидения в современных условиях обусловлено следующими факторами:

- возможностью создания и сохранения единого информационного пространства с целью проведения единой государственной политики на территории страны;

- возможностью широкого рекламирования товаров и услуг;

- возможностью массового распространения развлекательных и иных программ и т. п.

Телевидение - одна из наиболее эффективных форм информационных воздействий на сознание и подсознание людей. Психологическое воздействие с помощью телевещания обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими средствами информационной борьбы, ведь телевидение влияет на формирование общественного мнения так, как никакое другое средство информации. Эффект присутствия, синхронности, причастности зрителя к событиям, происходящим на экране телевизора, заставляет его верить в правдивость подаваемого ему материала («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Самым благоприятным объектом психологического воздействия через телевидение является гражданское население. Несмотря на то что любой телевизионный канал в любой стране в любое время предельно идеологизирован и за программирован люди в подавляющем большинстве воспринимают телепередачи как индивидуальное средство информации. Им кажется, что телевидение по самой природе позволяет свободно оценивать получаемую информацию и делать независимые выводы. Разумеется, подобное мнение - колоссальное заблуждение.

Специалисты информационных операций в мирное время используют в своих интересах существующие государственные и коммерческие телевизионные станции.

Использование телевещания для воздействия на психику человека в последнее время еще более усиливается благодаря передачам и приему спутниковых радиотрансляторов, сетей Интернет, сотовой связи и др. Развитие цифрового телевидения еще в большей степени повысит возможности его влияния на человека.

Выделяются четыре функции, типичные для радио и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности - привитие личности тех черт, которые желательны для общества.

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры. Социальная сущность массовой коммуникации: это - мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

Интернет. Интернет - это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Опросы показывают, что доверие интернет-аудитории к информации, полученной из интернета, выше, чем доверие к другим информационным носителям. Сегодня Интернет становится важнейшим инструментом социального контроля масс, являющийся полем конкурентной борьбы различных поставщиков информации. Одновременно быстрое развитие Интернета сделало особо актуальной проблему возможной потери социального контроля над массами. Многие политики и социальные исследователи считают, и не без оснований, что Интернет, являющийся зачастую источником экстремизма и вражды, не может оставаться вне зоны влияния государственных органов. Без этого трудно обеспечить толерантность поведения в обществе.

Правительство государства всерьез озабочено проблемами мониторинга и правового регулирования глобального Интернета, потому что преступность и международный терроризм активно его используют.

Функции Интернета в социальном контроле масс заключаются в том, что он задает стандарты общения в условиях современной цивилизации, в частности «привязывает» пользователей к западному миру, делает их активными агентами универсальной потребительской культуры, что зачастую дестабилизарует работу государства по сохранению и укреплению нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Скрытое воздействие на подсознание при помощи аудио и видео средств.

Аудиосредства - один из видов MASS-MEDIA-оружия.

Восприятие звуковых (акустических) сигналов осуществляется наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее ухо) передается в улиту лабиринта (внутреннее ухо), где колебания основной перепонки вызывают возбуждение в чувствительных нервных окончаниях Кортиева органа, которое транслируется в головной мозг человека. Человек воспринимает осознанно звуковые колебания в диапазоне от 20 до 20000 Гц.

Следует также учитывать, что органы слуха человека обладают способностью с высокой точностью различать звуковые сигналы одной тональности, так называемых сигналов чистого тона. Приблизительно этот порог составляет 5 Гц. Это стало использоваться для записи внушающих слов (текста).

На музыку или текст, ранее записанный с помощью микшера (устройства для линейного сложения электрических сигналов звуковой частоты), накладывается неоднократно повторяемый словесный текст требуемого внушения с замедлением в 10-15 раз. Человек через органы слуха воспринимает такие слова как глухой вой, но после наложения на музыку они становятся совершенно незаметными для него. Записанный требуемый текст внушения воспринимается подсознанием человека. Этот метод также называется методом амплитудного маскирования. Следовательно, человек записавший текст внушения, может управлять поведением человека в нужном для него направлении.

Акустические эффекты могут использоваться для изменения физиологического функционирования организма. Для этого звуковые колебания модулируются частотой сердечных сокращений или дыхания человека с постепенным их сокращением (замедлением) или учащением. Изменение частоты дыхания или сокращений сердца позволяет вызывать эффекты активизации или замедления физиологических функций организма.

Видеосредства. Видеосредства можно использовать для записи так называемого 25-го кадра с целью воздействия через органы зрения на подсознание человека, а также звука с требуемой записью или инфразвука. В запись видеофильма вставляются короткие, длительностью 0,04 с, видеоизображения внушаемого образа или текста, которые повторяются каждые 5 с. Многочисленные эксперименты показали, что в течение 1 с центры головного мозга успевают принять и обработать 25-й кадр (сигнал). Более того, обращения, предъявляемые в субсенсорном (неосознанном) режиме, воспринимаются и сохраняются человеком с эффективностью, превышающей обычную норму. Однако существуют и быстро развиваются более совершенные методы воздействия через органы зрения на психику человека (людей). Такие методы основываются на «диспарантном» предъявлении образа, т. е. каждый видео кадр содержит только часть внушаемого образа, недостаточную для его осознания. При последовательном предъявлении ряда таких кадров внушаемая часть образа может представлять собой группу точек, не образующих достаточную для осознания конфигурацию. То есть в хорошо опознаваемом изображении отсутствует ряд точек, но мозг человека автоматически дополняет изображение до целостного и полного образа. Основное условие - эти точки должны выделяться на основном видеоизображении каким-либо образом, допускающим их неосознанную группировку в последующем. При последовательном предъявлении ряда таких кадров происходит «суммация» частей внушаемого образа на подсознательном уровне. Данные образы внушения при последовательном просмотре кадров в режиме стоп-кадра увидеть невозможно, они могут формироваться только в мозгу воспринимающего человека.

На подсознание человека можно воздействовать цветом, который также можно использовать при проведении записей видеоизображений. Известно, что цветовое воздействие обладает прямым психологическим и физиологическим влиянием вплоть до биохимических процессов, происходящих в организме человека.

 

Выводы по главе

 

Массовое сознание отражает практические знания-настроения, отношение к происходящему различных социальных групп, оно не опирается на специализированные знания, однако необходимо социальным группам в повседневной жизни для коммуникации в малых группах. Массовые коммуникации, в свою очередь являются совокупностью открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации. Они поддаются целенаправленному регулированию и использующихся государством для утверждения определенных духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Процессы массовой коммуника<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: