В настоящее время в России реализуется ряд программ по поддержке и развитию туризма, среди которых Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы». ФЦП была утверждена в августе 2011 г. (Постановление Правительства РФ от 02.09.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы».
Немногим позже, в декабре 2012 г., была принята Государственная программа (ГП) Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р). Именно эти два документа отражают основные положения государственной политики развития сферы туризма и рекреации в современной России.
Целью ФЦП является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, что обеспечивается решением следующих основных задач (рис. 3).
Рисунок 3 – Основные задачи ФЦП «Развитие внутреннего и выездного туризма в РФ на период 2011-2018 гг.»
Интегрированный эффект от реализации мероприятий ФЦП представляет собой совокупность имиджевого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов, направления образования.
Таблица 10 - Эффекты от реализации мероприятий ФЦП и их характеристика
Наименование эффекта | Направления образования эффектов |
Имиджевый эффект | - формирование образа России как страны, благоприятной для туризма; - развитие экономических и культурных связей России с другими странами; - улучшение мнение мировой общественности о стране в целом; повышение международных рейтингов России. |
Экономический эффект | - привлечение дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий бизнеса; - увеличение внутреннего спроса на туристский продукт и рост валового ВВП; - улучшение платежного баланса страны за счет развития въездного туризма, сокращения выездного туристского потока в результате развития внутреннего туризма; - укрепление экономической безопасности РФ за счет создания стабильно прибыльной отрасли, не связанной с ценами на сырьевые ресурсы на мировых рынках |
Бюджетный эффект | - увеличение налоговых поступлений от развития и создания объектов туристской инфраструктуры и работы организаций сферы туризма; - экономия средств федерального бюджета в результате повышения эффективности государственных инвестиций за счет мультипликативного эффекта и привлечения частных инвесторов |
Социальный эффект | - создание условий для улучшения качества жизни российских граждан за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма; - решение социальных проблем за счет создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения; - удовлетворение потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья и приобщении к культурным ценностям, а также с патриотическим воспитанием молодого поколения страны |
Экологический эффект | - исключение истощения природных ресурсов, ориентация отрасли на использование возобновляемых ресурсов; - развитие многих видов туризма прививает бережное отношение к природным ресурсам |
|
|
Общий объем финансового обеспечения ГП, которая реализуется в три этапа (2013–2014 гг.; 2015–2018 гг.; 2019–2020 гг.) из средств федерального бюджета составляет около 847,5 млрд руб..
В рамках ГП «Развитие культуры и туризма» предполагается реализация тринадцати основных мероприятий, выделенных в структуре четырех подпрограмм: «Наследие», «Искусство», «Туризм», и «Обеспечение условий реализации Государственной программы».
Основными факторами роста конкурентоспособности страны в сегменте «туризм и рекреация» являются следующие пять факторов.
1. Развитая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, создающая условия для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу.
2. Достаточный уровень развития туристской инфраструктуры (средства размещения туристского класса и объектов досуга, состояние туристских объектов показа, качественная придорожная инфраструктура на автомагистралях).
3. Наличие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки.
4. Высокие качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии.
5. Активное продвижение туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.
Формирование системы конкурентных преимуществ туристической отрасли России возможно лишь на основе применения действующих рыночных механизмов при активном координирующем участии государства, которое в настоящее время является фрагментарным.
|
Недостаточность государственной поддержки в сфере туризма в ближайшей перспективе может привести к увеличению выездного туристского потока (несмотря на общую тревожную обстановку в мире) и ухудшению платежного баланса страны, а также к снижению:
- конкурентоспособности российского туристского продукта на международном и внутреннем туристском рынке;
- внутренних и въездных туристских потоков (и, как следствие, сокращению налоговых и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации);
- уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, а также уменьшению доходов населения.
Ключевое значение для успешной реализации подпрограммы «Туризм» имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели и решением задач подпрограммы, оценка их масштабов и последствий, а также разработка комплекса мер по их предотвращению.
В настоящее время государство поддерживает хозяйствующие субъекты в сферы туризма и рекреации косвенными методами стимулирования, посредством реализации таких институтов как особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР), предусматривающие налоговые льготы и преференции.
На территории Российской Федерации созданы 27 ОЭЗ, 14 из которых - туристско-рекреационные. ОЭЗ туристического типа, располагаясь в наиболее живописных и востребованных туристами регионах России (Ставропольский край, Калининградская область, Северо-Кавказский туристический кластер, Иркутская область, Республика Бурятия, Республика Алтай и Алтайский край, остров Русский), предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
Всего к июлю 2017 г. в Российской Федерации было создано 35 ТОР, включая ТОР в моногородах.
С лета 2017 года началось активное обсуждение концепции новой Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма на 2019–2025 гг. Новая предложенная Ростуризмом концепция отличается от предыдущей, хотя в целом сохранен тот же кластерный подход. Можно выделить одно наиболее привлекательное для бизнеса нововведение – это субсидирование процентных ставок по кредитам для тех, кто строит туристические объекты, приобретает новый транспорт (автобусы, суда или вагоны). Если данная норма будет заложена в бюджет, то этот инструмент может активно содействовать малому и среднему бизнесу – уверены эксперты. Всего на новую ФЦП запрашивается 67 млрд. рублей бюджетных средств.
Подводя итог маркетинговому исследованию потребителей туристических услуг, следует сказать, что туристическая отрасль в России является перспективной, оказывает дополнительное воздействие на развитие иных отраслей. Ежегодно увеличивается доля туризма в ВВП страны. Проведение опросов – важнейший инструментарий повышения эффективности туризма. На основе результатов опроса туристов удалось выяснить, что с каждым годам всё большее количество россиян отдыхают, значительно увеличился процент туристов на побережье Чёрного моря и в Крыму. Однако, отдыхающих в России отмечают недостаточных уровень развития сервиса и проблемы с инфраструктурой.
На наш взгляд, только государственное содействие в форме Федеральных целевых и Государственных программ позволит способствовать становлению туристической отрасли.