Звуки (четкость, громкость гласных/согласных/слогов, диапазон)




Материалы взяты из методического пособия, созданного на опыте работы театральной студии «Росток».

Занятия речью состоят из нескольких основных блоков:

Ø Подготовительный (осанка, дыхание)

Ø Артикуляционная разминка (Разминка губ и языка)

Ø Звуки (четкость, громкость гласных/согласных/слогов, диапазон)

Ø Собственно, речь – произнесение фраз, скороговорок, текстов, работа с интонированием.

 

Подготовительный (осанка, дыхание)

Объяснение правильной осанки, прямой позвоночник, запрет скрещивать конечности. Кто скрещивает – зажимает свои внутренности, что мешает членораздельной речи.

Упражнения на дыхание направлены на то, чтобы заставить обучаемого ровно и спокойно дышать, использовать свои дыхательные способности на 100%.

1. Сделать глубокий вдох, медленно выдыхать, задача, протянуть как можно дольше, можно выдыхать со звуком с-с-с.

2. Насос и шарик: по парам: чел №1 насос, он приседает, выдыхая на каждом присяде полностью со звуком ш-ш! Чел №2 на пять выдохов первого надувается, имитируя шарик, после этого начинает сдуваться максимально медленно со звуком с-с! Внимание на звуки! (ш) и (с) не должны редуцироваться до сипения или свиста.

3. Игра с воображаемыми предметами на разные уровни дыхания: например, у каждого на ладони стоит воображаемая свеча. Задача: дыханием поколебать пламя (очень легкий выдох), отклонить пламя (более резкий выдох), задуть свечу (резкий выдох). То же с «пушинкой» которую надо держать в воздухе. Главное – нарабатывать навыки: медленный равномерный выдох, резкий выдох, задержка дыхания.

 

Звуки (четкость, громкость гласных/согласных/слогов, диапазон)

 

1. Четкость согласных в слогах с гласными – надо изготовить табличку, на которую выписаны все гласные звуки (!!!) русского языка (А.О.У.Э.Ы.И) составные типа ё не выписывать.

Ведущий произносит слоги с одной согласной, подставляя туда последовательно гласные с таблички. Народ хром повторяет.

Громкость – отрабатывать параллельно первому упражнению. Надо научить не кричать, а говорить громко.

 

2. Диапазон частот (высокий/низкий голос):

Упражнение «широк ли мой диапазон». Все стоят кругом, лицом внутрь оного и хором произносят фразу «ШИРОК ЛИ МОЙ ДИАПАЗОН, ШИРОК ЛИ В ТРИ ОКТАВЫОН?» после чего работают первые три человека, они должны суметь по очереди произнести фразу «МОЙ ВЫШЕ» (имеется в виду диапазон) так, чтобы каждый следующий произносил ее выше предыдущего – повышая по очереди голос от самого низкого до самого высокого. После чего вышеприведенная вербальная формула повторяется и работают следующие три человека, повторяя по очереди «МОЙ НИЖЕ», соответственно, понижая голос.

3. «Крашу краской я карниз» - совершенно с безумная с точки здравого смысла фраза, ее также повторяют все хором. После чего в порядке живой очереди 3 человека произносят вместе с движением руки: повышая тон и понижая тон:

- Вверх! Вниз!

- Вверх! Вниз!

- Вверх! Вниз!

После чего снова звучит история про карниз, и следующие трое выполняют задание индивидуально. И так до последнего участника.

4. Игра «самолетик». Для ее осуществления надо сначала определить свой средний звук, та тональность, в которой человек говорит в норме. Для этого каждый кладет себе на диафрагму руку, наклоняет голову вперед и, покачивая ей из стороны в сторону, с сомкнутыми губами начинает издавать звук «м-м-м…». Постепенно голос устроится в комфортном для него диапазоне. Сие и есть «средний звук» (в жизни «м» завышенным или искусственно заниженным голосом). Дальше, собственно, игра. Ведущий держит самолетик (у нас он обычно воплощается в руке ведущего) на уровне диафрагмы. Все же остальные пресловутым звуком «м-м-м-м…» имитируют работу мотора. Естественно, если рука-самолет поднимается выше, звучание мотора становится выше. При опускании самолета звук должен опускаться. Вот и учитесь подстраивать голос под необходимое.

Обратить внимание! Не бойтесь примитивных метафор, изображая понижение звука опуская руку вниз, а повышение – поднимая. На что и рассчитан «самолетик» - моторика повышает рефлексивную прозрачность ваших требований к подопечным.

Отработка текстов:

Пошукайте и найдите несколько смешных скороговорок. Можно классику брать. Главное – чтобы набор скороговорок, используемых на занятии максимально покрывал список сложных сочетаний звуков русского языка. В первую очередь пары глухой-звонкий. Вроде «бык тупогуб, тупогубенький бычок, у бела быка губа была тупа». Или другие сложные звукосочетания,типа (лр) – вспоминаем про Клару, которая украла у Карла калорифер.

Старайтесь, по мере приедания скороговорок, заменять их на новые – а то уныло и теряется смысл произнесения – произнесение звука отрабатывается только в одной комбинации.

Для смены скороговорки не обязательно искать новый текст, можно изменить старый. Что значительно усложнит задание, совместив речевую сложность с необходимостью контроля того, что произносится. Сравните, например:

«бык тупогуб, тупогубенький бычок, у бела быка губа была тупа»

«бык тупогуб, тупогубенький бычок, у тупа быка губа была бела»

Следующий этап – произнесение скороговорок с произвольной интонацией эмоцией, задание по кругу, обращаясь к соседу произносить скороговорку в определенной тональности, которую задает ведущий: страх, радость, презрение. В этом же упражнении можно отрабатывать сценический шепот – учиться шептать так, чтобы было слышно в последнем ряду «зрительного зала»– внимание на громкость.

С соревновательным элементом можно включить скороговорки про множественных Егорок. Суть такова: все, стоящие в кругу, говорят хором: «стояли на горке тридцать три Егорки». После этого первый по списку персонаж набирает в грудь как можно больше воздуха и, не добирая воздуха, произносит: «раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» пока не сдуется. Потом операцию повторить со следующим по счету. Можно делать упражнение всей группой одновременно. И пока победитель выдыхает из себя весь воздух до последней капли, молча ему завидовать. Смысл – посмотреть, до какого Егорки можно досчитаться таким образом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: