Диагностика развития звуковой культуры речи детей




Материал для обследования М.И. Фомичевой

Подбираются картинки для проверки следующих групп звуков:

1-я группа - звонкие согласные [ в, б, д, г ]:

[ в ] – валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин.

[ б ] – банка, бутылка, батон, бублик, боты, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, бубен.

[ д ] – дом, дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, дедушка, удочка,

лебеди.

[ г ] – гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.

2-я группа - свистящие [ с, с', з, з', й ]:

[ с ] – собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, ли­са, бусы, весы,

миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, фикус, пылесос.

[ с '] – листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси.

[ з ] – зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, Незнайка, ваза, коза, роза, береза.

[ з '] – земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, землеройка, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел.

[ ц ] – огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.

3-я группа - шипящие [ т, ж, ч, щ ]:

[ ш ] – шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш.

[ ж ] – жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, по­жарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи.

[ ч ] – мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха.

[ щ ] – щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, ско­рая помощь.

4-я группа - сонорные л, л', р, р':

[ л ] – лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол.

[ л' ] – лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, бинокль.

[ р ] – рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор.

[ р '] – ремень, редиска, репа, река, рюкзак, береза, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.

5-ая группа - звук [ j ] в конце и начале слога:

[ j ]– скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай.

Я [ ] – ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, ма­як, свинья, листья, змея.

Е [jэ] – ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье.

Ё [jо]) – ежик, ёлка, клеенка, приёмник, бельё, ружьё.

Ю [jу] – юбка, юла, Юра, Юля, юрта.

На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) воспитатель подбирает не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок – 10*10 см. Картинки меньшего размера можно наклеить на картон принятого размера.

При подборе материала нужно помнить, что звонкие согласные звуки [ з, ж, в, б, д, г ]в конце слов и в середине, если за ними идет глухой согласный, оглушаются, т.е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки: [ з ]как[ с ](арбуз, березка), [ ж ]как[ ш ] (нож, ложка),[ в ]как[ ф ](морковь, лавка), [ б ]как[ л ](столб, коробка),[ д ] как [ т ] (дед, лодка),[ г ] как[ к ](луг, когти). Поэтому не следует брать картинки, где эти звуки находятся в конце или середине слова, когда за ними идет глухой согласный. Надо подбирать картинки так, чтобы звонкий звук находился между двумя гласными (ножи, арбузы) или перед сонорными, звонкими согласными (ножницы).

Проведение обследования

Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизношения. Он отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, воспитатель отмечает, что звук произнесен нечетко.

Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает малышу произнести звук по подражанию. Он говорит: "Летит комарик и звенит - з-з-з. Позвени и ты как комар". Если ребенок, подражая комару, произносит звук [ з ] правильно, это означает, что изолированное произнесение звука возможно, хотя в речь ребенок его еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т.е. постепенное введение его в слова, фразы, потешки и т.д. Если ребенок заменит звук другим или произнесет искаженно, значит этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь, потом вводить его в речь.

При обследовании речи детей педагог обращает внимание на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются какие-то недостатки, надо отмечать их.

Детей, у которых еще не сформирована фразовая речь или часто встречаются неправильное построение предложений, нарушения в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении, обследуют с использованием сюжетных картинок. С их помощью воспитатель уточняет ошибки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы. В процессе обследования нельзя повторять неправильно произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только травмирует, но и способствует закреплению неправильного произношения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: