Для определения действительных значений контактных напряжений необходимо уточнить истинное значение коэффициента нагрузки К, так как ранее он был выбран условно. Коэффициент нагрузки учитывает неравномерность распределения напряжений по длине зуба при помощи коэффициента концентрации Кβ , а также увеличение уровня напряжений из-за ударов зубьев в пределах радиального зазора при помощи коэффициента динамичности КV. То есть
Коэффициент концентрации зависит от прирабатываемости зубьев. Чтобы определить, будет ли передача прирабатываться, проверяют наличие двух условий:
-твердость поверхности колеса НВ<350 (HB=221);
- окружная скорость колес V<15 м/с (V=1,57 м/с).
Следовательно, передача прирабатывается.
Значение коэффициента концентрации Kβ:
Для определения коэффициента динамичности KV необходимо назначить класс точности их изготовления. По экономическим соображениям можно принять невысокий класс точности, например 8. Тогда значение KV можно определить, учитывая твёрдость поверхности колеса и направление зубьев на нём.
(8-ой класс точности, НВ<350, косозубая передача)
Также для косозубой передачи определить коэффициент K Hα, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями. При выбранном классе точности и известной окружной скорости Vм/с его можно определить по графику.
K Нα =1,065 (V=1,57м/c, 8-ой класс точности.
Определим контактные напряжения на зубьях:
Где А= 8500 для косозубых передач,
U*ред – уточненное передаточное отношение редуктора, связанное с округлением числа зубьев.
Теперь можно проверить, не нарушено ли условие прочности для полученных зубчатых колёс, и приступить к оптимизации конструкции и технологии передачи. Для этого нужно оценить величину отклонения действующих в зубьях напряжений от допустимых для выбранного материала.
|
Условие 5%>e>-5% выполнено, оптимизация проведена.
Конструирование зубчатого колеса
Основные размеры зубчатых колес: b— ширина зубчатого венца, da - диаметр выступов, df— диаметр впадин, d - диаметр делительной окружности известны из расчета зубчатой передачи. Длина ступицы lст, создаваемой на зубчатом колесе для крепления его на валу, должна быть достаточной для предотвращения перекосов при монтаже. Требуемый уровень жесткости вала одноступенчатого редуктора достигается, если его диаметр dв в месте установки зубчатого колеса составляет
,
Где аw - межцентровое расстояние зубчатых колес в редукторе.
Длина ступицы:
Диаметр ступицы:
Толщина обода:
Но не мене 8 мм. Здесь mn – нормальный модуль зубьев, известный из расчета зубчатых колёс.
Толщина диска для литых колёс:
Диаметр центров отверстий:
Где Dо- внутренний диаметр обода, может быть замерен по эскизу в процессе построения колеса.
Диаметр облегчающих отверстий:
Фаска:
Радиусы закруглений для литых колёс принимаются R≥10мм, а также оставляются уклоны поверхностей γ≥7о.