Рекомендации: Тематика лекций соответствует темам, указанным в программе дисциплины. В ходе лекций преподаватель обращает внимание студентов на основополагающие положения по изучаемой теме, подробно останавливаясь лишь на более сложных аспектах, определяет вопросы, изучаемые самостоятельно. Лектором для более доступного и наглядного изложения учебного материала могут использоваться мультимедийные средства, представление информации по теме осуществляться в форме презентации с использованием возможностей ее интерактивного освоения.
Изучение теоретического материала определяется программой дисциплины, включенными в нее тематическими планами изучения дисциплины и перечнем литературы, конспектом лекций (составляемым самим студентом во время лекции); настоятельно рекомендуется при подготовке к очередной лекции освежить в памяти, по указанию лектора, материал предшествующих дисциплин учебного плана, на который опирается изучаемый раздел данной дисциплины.
На лекциях студент обязан вести краткую запись учебного материала. Внимательно слушать указания лектора по рассматриваемой теме. После занятий просмотреть конспект и при необходимости дополнить его положениями, которые не были рассмотрены на лекции и были отнесены для самостоятельного изучения.
Раздел 1. Государство и право Древнего мира
Этот раздел включает обширный историко-правовой материал, характеризующий процесс возникновения государства и права, а также их становления. Он делится на государство и право Древнего мира и государство и право Античного мира.
При изучении древневосточных государственных образований необходимо обратить внимание на специфические черты процесса возникновения и развития государства Древнего Востока, в частности на доминирующую форму государства и политических режимов – восточную деспотию. При изучении права древневосточных стран особое внимание следует уделить крупнейшему юридическому документу той эпохи – законам древневавилонского царя Хаммурапи. Это памятник права ХV111в. до н.э., ярко и своеобразно показывающий характерные черты раннеклассового общества и права.
|
Наибольшее внимание в учебном курсе уделяется государству и праву античного мира – Древней Греции и Древнему Риму. Их государство и право(особенно римское право) представляют поучительные историко-правовые модели, помогают уяснить важные закономерности развития государства и права, характерные черты отдельных государственных и правовых институтов.
При изучении государства в Греции особый интерес представляют процесс создания государственного механизма и основные его изменения в древних Афинах. Афинское рабовладельческое государство стало образцом выработанной Древним миром демократии, рабовладельческой по сути. Следует знать содержание реформ Солона и Клисфена, заложивших основу этой демократии, а также рассмотреть важнейшие органы афинской рабовладельческой республики - народное собрание, гелиэю, совет Пятисот.
В истории римского рабовладельческого государства важно обратить внимание на характер изменений в государственном строе и политическом режиме. Для этого нужно уяснить содержание реформ Сервия Туллия и усвоить характерные черты государственного механизма сначала римской аристократической республики, а потом – империи(принципата и домината).
|
Значительную сложность традиционно представляет усвоение студентами основных черт римского частного права, наиболее совершенной формы права, покоящейся на частной собственности. Его тысячелетняя история дает уникальную возможность проследить на конкретном материале – Законах ХII таблиц, Институциях Гая, Дигестах – возникновение и развитие основных принципов и институтов частного права, таких важных юридических институтов, как собственность, обязательства, семейное право.Главное внимание должно быть обращено на исторические формы институтов римского частного права(квиритскую и преторскую). Основная задача студента – уяснить характерные черты квиритского права собственности по Законам ХII таблиц и определить важнейшие черты его новой конструкции – преторской. Таким образом, студент сможет выявить важнейшие тенденции эволюции юридического института собственности. Аналогичный подход должен быть применен и при изучении других институтов частного права.