Раздел четвертый. История государства и права новейшего времени




В данном разделе изучаются проблемы государства и права современности. Этот период особенно важен с политической точки зрения.

США. Ведущее место среди государств современности принадлежит США. При анализе основных тенденций развития государства США в ХХ в. следует уделить особое внимание теме: «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта. Необходимо понять значение нового направления в деятельности государства и уметь охарактеризовать наиболее важные меры администрации Рузвельта в области промышленности, сельского хозяйства и трудовых отношений.

Англия. История этого государства в ХХ в. выявляет две тенденции развития государственности в новейшее время. На конкретном материале студент должен проследить, как изменяются взаимоотношения парламента и кабинета министров. При этом для оценки роли парламента необходимо рассмотреть тенденцию развития избирательного права по реформам 1918 г., 1928 г., 1948 г. и 1969 г.

Франция. Ее политическая история в межвоенный период демонстрирует борьбу сил реакции и демократии. Следует обратить внимание на успешную борьбу Народного фронта с фашизмом, уяснить характер важнейших реформ правительства Народного фронта в социально – политической и экономической сферах жизни общества. В истории государства послевоенной Франции студент должен обратить внимание на борьбу вокруг двух конституций и их наиболее характерные черты. Нужно уметь подчеркнуть отличие политического режима IV и V республик.

Основные изменения в праве США и Западной Европы. Главное внимание в данном разделе следует уделить основным тенденциям в развитии права США и Западной Европы. Нужно уметь показать:

а) какие перемены коснулись основных институтов гражданского права – права собственности и обязательственного права;

б) какие новые тенденции характерны для уголовного права и процесса;

в) какие уступки в области законодательного регулирования отношений между трудом и капиталом характеризуют трудовое и социальное право.

Крушение колониальных империй и образование новых независимых государств. История возникновения и становления новых независимых государств Азии и Африки, появившихся на развалинах колониальных империй, представляет одну из наиболее ярких черт второй половины ХХ в. Необходимо уяснить характер, основные тенденции и особенности национально-освободительных революций. Следует представлять пути развития новых государств Азии и Африки, уметь охарактеризовать особенности их политических структур и государственных механизмов.

Основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в новейшее время. Студент должен знать, что основными направлениями эволюции правовой системы стали демократизация, интеграция и социализация права. Результатом интеграционных процессов стало сближение правовых систем.

Изучение «Истории государства и права зарубежных стран» осуществляется в соответствии с методическими указаниями, действующей программой учебной дисциплины, учебной литературой. Итоговой проверкой является экзамен, предусмотрена также контрольная работа. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использовать лекции, а также учебную и нормативно-правовую литературу, как предложенную в настоящем комплексе, так и самостоятельно найденную студентами. Наиболее важные и интересные моменты необходимо выписать, чтобы потом было легче их воспроизвести. Спорные вопросы, а также наиболее интересующие моменты истории государства и права зарубежных стран необходимо вынести на обсуждение на семинарском занятии, чтобы обсудить их с однокурсниками и преподавателем.

Подготовка к зачету и экзамену должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление.

Семинарские занятия

По возможности следует использовать несколько учебников и учебных пособий по международному праву, написанных разными авторами. Это связано с тем, что не во всех учебниках с достаточной степенью подробности освещаются все темы, ряд изданий частично устарел. Кроме того, целый ряд вопросов изучаемой дисциплины является дискуссионными и необходимо знать различные точки зрения.

При подготовке к семинарским занятиям следует использовать дополнительную литературу (монографии, статьи и пр.). Монографии, изданные в советский период, следует оценивать с учетом современных тенденций и оценок. Семинарские занятия по дисциплине проводятся в соответствие с учебным планом и имеют своей целью: выработать у студента комплексное представление о предмете, методах, системе принципов и основных институтах дисциплины.

Вопросы, включенные в планы семинарских занятий, для студентов — это общий ориентир познания изучаемых сводных тем (их составляющих). План семинарского занятия не является строго обязательным для исполнения его в полном объеме. Такой же подход можно применить и к выбору научных и учебных источников, указанных в конце планов семинарских занятий. Можно заметить, что только названия этих источников (статей, монографий, диссертаций) уже ориентируют студентов в понимании содержательной сложности изучаемых тем. Преподавателем по согласованию со студентами — участниками семинара, могут быть отобраны отдельные тематические вопросы, которые представляются наиболее сложными для понимания, и требуют углубленного изучения вопросов темы семинарского занятия, требуют также системной постановки перед студентами вопросов, которые выражаю какие-либо смысловые (диалектические, функциональные или зависимости) связи и отношения между вопросами, данными в содержащемся в настоящем учебно-методическом комплексе плане семинарского занятия по изучаемым темам. В связи с многочисленностью вопросов, раскрывающих данные узловые темы, и ограниченностью времени семинарских занятий в начале курса преподавателем называются учебные источники знаний (учебники, учебные пособия, монографии, статьи, авторефераты диссертаций и др.), содержащие (полно или частично) ответы на изучаемые вопросы, затем обозначаются основные подходы (в том числе с точки зрения определенного типа правопонимания, каковым предпочтительно считать материалистическое) в понимании студентами проблемного смысла и связей этих вопросов с другими вопросами темы, начиная с решения проблемы дефиниции понятия, терминологически выраженного в названии темы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: