6.1. Практика направлена на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Дошкольная дефектология»:
· способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
· способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);
· способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);
· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);
· готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
· готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);
· способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
6.2. В результате прохождения данной практики студент должен закрепить следующие знания, приобрести практические навыки и умения.
Знать:
- основные руководящие документы, определяющие правила работы педагога-дефектолога;
- задачи, содержание и формы работы педагога-дефектолога;
- опыт работы различных видов, категорий образовательных учреждений для детей с ОВЗ, работающих по экспериментальным и альтернативным программам;
|
- знать основные формы и приемы логопедической диагностики детей с ОВЗ;
- способы применения педагогических умений;
- методы исследования.
Уметь:
· анализировать документацию по основной деятельности ОУ для детей с ОВЗ, вносить предложения по совершенствованию организации педагогического процесса;
· осуществлять реализацию программы учебной практики в тесном контакте с медико-психолого-педагогическим коллективом ОУ;
· построить и провести консультацию с родителями детей с ОВЗ;
· адекватно определять пути и условия активизации речевой и познавательной деятельности ребенка, осуществляя взаимосвязь в решении коррекционно-компенсирующих, образовательных и воспитательных задач коррекционного воздействия;
· планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ.
· вести педагогические наблюдения, реализуя предложенную программу в рамках определенного времени;
· использовать разные способы фиксации информации.
Владеть:
· овладеть способам и рационального ведения документации, предусмотренной требованиями к осуществлению работы в ОУ;
· навыками самостоятельной исследовательской деятельности в области дошкольной дефектологии;
· исследовательскими умениями, обеспечивающими в комплексе со способностями и профессионально значимыми качествами личности готовность бакалавра к выполнению профессионально-педагогической деятельности;
|
· навыками осуществления анализа степени рациональности отобранных для коррекционного воздействия наглядных и технических средств;
· методами поиска, обработки и использования научной информации по теме выпускной квалификационной работы;
· навыками создания научного текста (статья, тезисы выступления, выпускная квалификационная работа).
6.3. Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
– коррекционно-педагогическая;
– диагностико-консультативная;
– исследовательская;
– культурно-просветительская.
– и задачами профессиональной деятельности:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ;
изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей дошкольного возраста с ОВЗ;
построение и корректировка индивидуальной программы коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ;
в области диагностико-консультативной деятельности
психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического и речевого развития и образовательных возможностей детей с ОВЗ;
оказание консультативной помощи членам семей детей с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;
в области исследовательской деятельности:
–планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры ОВЗ;
в области культурно-просветительской деятельности:
|
формирование общей культуры детей с ОВЗ;
пропаганда толерантного отношения к детям с ОВЗ среди широкой общественности.
7. Структура и содержание практики
7.1. Общая трудоемкость учебной практики составляет 1,5 зачетные единицы.
7.2. Распределение по разделам/этапам практики, видам работ, форм текущего контроля с указанием номера осваиваемой компетенции в соответствии с ООП приведено в таблице1.
Таблица 1.
Содержание практики
срок | Содержание | Виды учебной работы | Формы контро-ля | |||
Наблюдение коррекционно-развивающей работы в ДОУ | Анализ нормативных документов | Анализ логопедических занятий | Оформление документации | |||
1-й день, 2-й день | Посещение образовательной организации, осуществляющей реализацию образовательной программы для детей с ОВЗ; знакомство с организацией работы учреждения | + | + | + | дневник практики | текущий контроль |
3-й день | Знакомство с задачами, содержанием и организацией коррекционно-педагогической работы в ОО: анализ коррекционно-развивающей работы учреждения, изучение и анализ перспективного планов педагога-дефектолога и ОО, изучение особенностей режима пребывания детей в учреждении. | + | + | + | дневник практики | текущий контроль |
4-й день | Наблюдение и анализ деятельности педагога-дефектолога, планирование совместной работы с педагогом-дефектологом, ведение документации, наблюдение и анализ занятий с детьми и т.д. | + | + | + | дневник практики | текущий контроль |
5-й день | Наблюдение и анализ деятельности педагога-дефектолога, ведение документации, наблюдение и анализ занятий с детьми и т.д. | + | + | + | дневник практики | Текущий контроль |
6-й день | Оформление документации, подготовка отчета | + | + | + | дневник практики, индивидуальный отчет | Текущий контроль |
Формы и методы текущего контроля:
ПП –практическая проверка; Т –тестирование; УО -устный опрос; ПО –письменный контроль.
Группы формируются в составе не более 10 человек на одного руководителя.
Предполагаемые базы практики 1-го курса: образовательные организации, осуществляющие реализацию образовательной программы для детей с ОВЗ.
7.3. Виды деятельности студентов на учебной практике
Основные этапы и программное содержание деятельности студентов
Этап I. Ориентировочный
На установочной конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий. Здесь же происходит распределение студентов по базам практики и их закрепление за определенными специалистами. Непосредственно после конференции проводится беседа со студентами, где определяются конкретные требования руководителя по выполнению программы практики.