На данном этапе студенты-практиканты осуществляют непосредственное знакомство с основными типами образовательных, медицинских и социальных учреждений, где оказывается коррекционная помощь населению и реализуются основные виды и функции профессиональной и общественной деятельности педагога-дефектолога. В основном содержании этапа условно можно выделить два ведущих аспекта работы.
Первое направление деятельности студентов – знакомство с основными моделями организации коррекционной помощи населению. Студенты знакомятся с педагогическим коллективом и медицинским персоналом учреждения. Изучают организацию работы образовательной организации, осуществляющей реализацию образовательной программы для детей с ОВЗ. Анализируют материально-техническое оснащение групп: нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи детям с ОВЗ; расписание работы; оформление и оборудование кабинета педагога-дефектолога; образцы документации; контингент детей; принципы комплектования групп и т.д.
На указанном этапе студенты совместно с куратором практики
· оформляют дневники практики,
· составляют индивидуальный план работы на весь период практики,
· обсуждают тематику и формы мероприятий по пропаганде коррекционных знаний или необходимого для кабинета материального обеспечения – наглядных пособий, дидактического материала, стендовых разработок и т.д.; в рамках деятельности по совершенствованию оснащения группы каждый студент получает индивидуальное задание и намечается срок его выполнения.
Дневник педагогической практики является важным рабочим документом студента. В нем отражаются все виды деятельности студента в период практики, раскрывается методическая сущность проводимых дел, кроме того, он служит своеобразным «сборником» актуальных методических материалов, используемых в работе логопеда. Дневник должен заполняться студентом-практикантом ежедневно. Систематичность заполнения дневника в ходе практики контролируется руководителем практики.
|
Второе направление деятельности студентов – изучение и анализ всех видов деятельности педагога-дефектолога:
– особенностей и степени успешности решения таких задач, как:
– организационные задачи (проведение собственно организационной работы, реализация планирующей, анализирующей и контролирующей работы);
– задачи коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего воздействия;
– задачи профилактической и консультативной работы;
– задачи методического обеспечения сопровождения образовательного процесса.
Формирование умений анализа и обобщения педагогического опыта осуществляется путем
· тщательного изучения документации педагога-дефектолога (перспективных и текущих планов занятий, индивидуальных тетрадей детей и т.д.);
· посещения занятий педагога-дефектолога с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов воздействия, путей активизации речевой и познавательной деятельности воспитанников;
· присутствия на консультациях для родителей (по возможности).
Важным компонентом деятельности студентов в рамках данного аспекта является овладение ими базовыми умениями планирования и реализации индивидуальной работы с воспитанниками. На основании результатов обследования и активного изучения педагогического опыта педагога-дефектолога студенты-практиканты осуществляют перспективное планирование индивидуальной работы с воспитанником по аспектам и компонентам его комплексного сопровождения.
|
Этап III. Заключительный
Основной целью заключительного этапа учебной практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов. На этом этапе осуществляется окончательное оформление документации учебной практики и составляется отчет.
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
В процессе прохождения практики используются технологии традиционного обучения (объяснительно-иллюстративные, с помощью ТСО), развивающие, интерактивные, диалогические, игровые, информационные и др. педагогические технологии, в соответствии с направлением психолого-педагогического исследования.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Отчетная документация
К концу практики студенты должны сдать руководителю практики следующие документы:
1. Дневник педагогической практики, отражающий деятельность студента по реализации программы практики и содержащий конспекты просмотренных занятий с подробным анализом.
2. Отзыв-характеристика деятельности студента за отчетный период (заверенная подписью руководителя ОО).
3. Индивидуальный отчет о результатах практики.
4. Подробный план коррекционной работы с ребёнком, речевую карту на ребенка.
|
5. Материалы по пропаганде коррекционных знаний (консультация, папка-передвижка и.т.п. на выбор) или наглядно-дидактический материал для методического кабинета с подробным описанием применения.
6. Творческий отчет.
Содержание заключительной конференции
1. Впечатление студентов о практике, творческий отчет.
2. Анализ и оценка практики студентов руководителем.
Порядок защиты и подведение итогов практики
К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу практики и предоставившие в указанные сроки всю отчетную документацию.
Защита практики включает устный публичный отчет студента-практиканта, на который ему отводится 7-8 минут, ответы на вопросы. Устный отчет студента включает: раскрытие целей и задач практики, общую характеристику мест практики, описание выполненной работы с количественными и качественными характеристиками, выводы и предложения по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики.
Задачи практики, форма ее проведения, ожидаемые результаты отражаются в индивидуальном плане, который составляется совместно с групповым руководителем и обсуждается на заседании кафедры.
Форма заполнения дневника практики
1. Оформление титульного листа:
Дневник производственной практики студента _ курса факультета педагогики и психологии ОГУ
Ф.И.О. студента
Наименование образовательной организации.
Ф.И.О. группового руководителя практики.
2. Оформление страниц.
Цель практики:
Задачи практики:
Дата | Время | Место проведения практики | Организационно – функциональная структура образовательной организации * | Основные задачи, направления и содержание работы специального психолога |
* Описание организационно-функциональной структуры образовательной организации предполагает выделение структурных подразделений (или служб) специальных образовательных учреждений, психологических и социально-реабилитационных центров, а также раскрытие основных задач, направлений и видов деятельности этих подразделений по оказанию различных видов помощи (социально-педагогической, дефектологической, логопедической, юридической и пр.) детям с нарушениями психического развития.
2. Схема протокола записи коррекционно-развивающего занятия.
1. Образовательное учреждение:
2. Учитель-дефектолог:
3. Вид занятия:
4. Возрастная группа/Ф.И., возраст ребенка:
5. Основные задачи занятия:
6. Дата:
Структура (части) занятия. Время, затраченное на проведение каждой части | Деятельность | Деятельность ребенка | Анализ наблюдаемых фактов |
1. Вводная. 2. Основная. 3. Заключительная. |
СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объём материала и его доступность.
2. Правильность постановки цели и задач, их соответствие теме и содержанию занятия. Адекватность отбора речевого материала задачам занятия.
3. Организация занятия: умение регулировать поведение; эстетическое оформление. Используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.
4. Структура занятий: основные этапы, их логическая последовательность, чёткость перехода от одного этапа к другому. Продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведённого на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведённому времени), соответствие фактического хода занятия запланированному, отступление от конспекта, их причины.
5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приёмов обучения. Особенности применения методических и коррекционных приёмов, умение использовать методические пособия. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка. Доступность и чёткость инструкций и вопросов учителя-дефектолога. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии: активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного задания к другому, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закреплённых детьми на занятии.
7. Характеристика деятельности педагога. Возможности контакта с группой, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы. Владение приёмами повышения активности, интереса и внимания детей, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учётом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта.
Речь педагога (доступность, логичность, интонационная выразительность и эмоциональность).
8. Результаты занятия. Достижение цели и задач, выполнение намеченного плана, эффективность использования методов и приёмов. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).
3. Индивидуальный отчет студента.
Составляется по следующему плану:
1. Общие сведения:
- Ф.И.О. студента, курс, группа;
-Название практики;
-Место и сроки прохождения практики;
-Ф.И.О. группового руководителя практикой.
2. Анализ значения производственной практики в профессиональном становлении студента (какие знания и умения приобрели в ходе практики, осмысление правильности профессионального выбора, коррекция профессиональных представлений и профессиональной позиции и т.д.).
3. Трудности, с которыми столкнулись в ходе практики (трудности в установлении контакта с детьми, персоналом образовательных учреждений, недостаток конкретных психологических знаний и навыков, организационные трудности и проч.) и анализ их причин.
3. Предложения по содержанию и организации практики.
4. Структура план-конспекта мероприятия:
1. Тема. 2. Цель. 3. Задачи. 4. Ход мероприятия. 5. Содержание. 6. Литература.