Священнослужители и миряне, репрессированные на территории Новосибирской области (дополнение).




Примечание: В список включены те, кто на момент ареста или внесудебной расправы проживал на территории современной Новосибирской области. Знаком + отмечены лица, находящиеся в заключении или проживавшие на территории НСО, но репрессированные в других областях; = дублирующиеся данные по ФИО нескольких человек; * лица, причастные к обновленческому движению, старообрядчеству, расколу; чертой выделены убитые или получившие ВМН – расстрел.

Члены религиозной общины (православной?):

Дзюба Елена Васильевна, мирянка. Род. в 1927г., в с.Надлак Н.-Архангельского р-на Одесской обл. Образование начальное. Проживала в г.Куйбышев (Каинск) НСО, не работала. Арест 10.09.1949 в группе членов религиозной общины по обвинению в участии в к.р. религиозной организации и а/с агитации, ст.58-10, ч.2, 58.11 УК РСФСР. Осуждена 18.01.1950 к 25 г. ИТЛ. 15.05.1954 решением Верховного суда РСФСР срок снижен до 5 лет с приминением амнистии от 27.03.1953. Реабилитирована 25.11.1992.

Дзюба Тамара Васильевна, мирянка. Род. в 1928г. в с.Надлак Н.-Архангельского р-на Одесской обл. Проживала в г.Купино НСО, разнорабочая в Гослесопитомнике. Арест 2.11.1949 в группе членов религиозной общины по обвинению в участии в к.р. религиозной организации и а/с агитации, ст.58-10, ч.2, 58.11 УК РСФСР. Осуждена Новосибирским областным судом 18.01.1950 к 10 г. лиш. св. с конфискацией имущества. Решением Верховного суда РСФСР срок снижен до 5 лет л. св. Реабилитирована 28.10.1992.

Ефимов Ефимий Степанович, мирянин. Род. в г.Лесозаводск Приморского края, образование начальное. Проживал в г.Купино НСО, бондарь на маслозаводе.Арест 10.09.1949 в группе членов религиозной общины по обвинению в участии в к.р. религиозной организации и а/с агитации, ст.58-10, ч.2, 58.11 УК РСФСР. Осужден решением Областного суда 18.01.1950 к 25 г. л.св. Решением Верховного суда РСФСР срок снижен до 10 лет л. св. Реабилитирован 25.12.1992.

Ефимова Александра Андреевна, мирянка. Род. в 1909 г. в г.Иман Приморского края, образование начальное. Проживала в г.Куйбышев (Каинск) НСО, домохозяйка. Арест 10.09.1949 в группе членов религиозной общины по обвинению в участии в к.р. религиозной организации и а/с агитации, ст.58-10, ч.2, 58.11 УК РСФСР. Осуждена 18.01.1950 к 25 г. ИТЛ. 15.05.1954 решением Верховного суда РСФСР срок снижен до 5 лет с приминением амнистии от 27.03.1953. Реабилитирована 25.12.1992.

Лобанов Андрей Егорович, мирянин. Род. в 1908г. в с.Буденновское Урюпинского р-на Сталингр.обл., образование начальное. Проживал в г.Куйбышев (Каинск) НСО, б.о. занятий. Арест 10.09.1949 в группе членов религиозной общины по обвинению в участии в к.р. религиозной организации и а/с агитации, ст.58-10, ч.2, 58.11 УК РСФСР. Осужден 18.01.1950 к 25 г. ИТЛ. 19.05.1954 решением Верховного суда РСФСР срок снижен до 5 лет. Реабилитирован 25.12.1992.

Плющев Иосиф Иванович, мирянин. Род. в 1900 г. в с.Подол Серебрянского р-на Полтавской обл., проживал в г.Куйбышев (Каинск) НСО, бондарь на маслозаводе. Арест 10.09.1949 в группе членов религиозной общины по обвинению в участии в к.р. религиозной организации и а/с агитации, ст.58-10, ч.2, 58.11 УК РСФСР. Осужден решением Областного суда 18.01.1950 к 25 г. л.св. Решением Верховного суда РСФСР 15.05.1954 срок снижен до 10 лет л. св. Реабилитирован 25.12.1992.

Плющев Степан Иосифович, мирянин. Род. в. 1929 г. в д.Васильевка Купинского р-на Запсибкрая, образование начальное. Проживал в г.Куйбышев (Каинск) НСО, пастух в Куйбышевском МТС. Арест 2.11.1949 в группе членов религиозной общины по обвинению в участии в к.р. религиозной организации и а/с агитации, ст.58-10, ч.2, 58.11 УК РСФСР. Осужден решением Областного суда 18.01.1950 к 10 г. ИТЛ. Решением Верховного суда РСФСР 15.05.1954 срок снижен до 5 лет л. св., освобожден по амнистии 27.03.1953. Реабилитирован 25.12.1992.

Плющеева Анна Ивановна, мирянка. Род. в 1906г. в с.Белозерка Таврической обл., украинка. Образование начальное. Проживала в г.Куйбышев (Каинск) НСО, не работала. Арест 10.09.1949 в группе членов религиозной общины по обвинению в участии в к.р. религиозной организации и а/с агитации, ст.58-10, ч.2, 58.11 УК РСФСР. Осуждена решением Областного суда 18.01.1950 к 25 г. л.св. Решением Верховного суда РСФСР 15.05.1954 срок снижен до 5 лет л. св. Реабилитирована 25.12.1992.

Книга памяти Новосибирской области, т.5.

+ Злобин Александр Александрович, священник родился в 1875 году в Оренбурге в семье священника. Окончил гимназию в 1891 году. Служил на железнодорожной станции Оренбурга (1891-1893 гг.), построенной в 1877 году. Начало службы совпало с распоряжением императора Александра III от 1891 года о строительстве Транссибирской магистрали - железной дороги, связывающей европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Дорога строилась быстро: в 1892 году завершено строительство участка Самара-Челябинск, в 1894 году - Челябинск-Омск. Таким образом, и Москва, и Оренбург, уже связанные железной дорогой с Самарой, получили связь и с этими городами. Александр Злобин, работая на станции Оренбурга, знал обо всем этом и принял в 1894 году решение переехать в Омск. Он поступил в механическое техническое училище Омска. По окончании училища в 1897 году Александр стал служить на железнодорожной станции Омска. Будучи искренне верующим человеком, регулярно посещал церковные службы и, обладая сильным и красивым голосом - басом, пел в хоре. В храме однажды познакомился и со своей будущей женой Анной Ивановной Сатирской. Анна Ивановна родилась в 1878 году в семье священника Иоанна Серапионовича Сатирского в селе Пашигрево Нижегородской губернии. В 1897 году Александр Злобин и Анна Сатирская обвенчались. В 1900 году у них родилась дочь Александра. В 1906 году Злобин заочно окончил Омское техническое железнодорожное училище и получил назначение на должность начальника железнодорожной станции Юрга и куратора участка Западно-Сибирской железной дороги со станциями (восточнее станции Обь, сейчас Новосибирск), Болотная, Юрга, Тутальская, Литвиново, Тайга. В 1912-1914 гг. Александр Злобин принял активное участие в строительстве храма в селе Турнаево (в 19 км к северу от села Болотное). Он обеспечивал поставки строительных материалов по железной дороге. Лес поставлялся со станции Тайга, а бутовый камень из деревни Черноречка. Были отдельные поставки леса из Пермского края. К этому времени относится знакомство со святителем Макарием (Невским), в то время архиепископом Томским, который был духовным руководителем строительства храма. Владыка Макарий, узнав, что Александр Злобин является сыном священника, верующим христианином, знающим и Священное Писание, обладает замечательным голосом, любит духовную музыку и поет в церковном хоре, посоветовал ему в 1912 году поступить в Томскую духовную семинарию на заочное обучение, которую он успешно окончил в 1914 году, в год окончания строительства храма. По благословлению своего духовника святителя Макария, уже митрополита Московского и Коломенского, он в этом же году принял священный сан и стал первым настоятелем Серафимо-Турнаевского храма. В Турнаево он прослужил до 1926 года. Впоследствии, по благословению церковного начальства, отец Александр несет послушание по настоятельству и в других храмах Томской епархии: сначала храма Сретения Господня (село Семилужки, 20 км от Томска), потом храма Спаса Нерукотворного Образа (село Спасское, ныне Коларово, 10 км от Томска).

В 1914 году Злобины взяли к себе в семью десятилетнюю девочку Веру из многодетной и бедной крестьянской семьи из села Турнаево, проживавшую в семье Злобиных до 1926 года, а потом в семье дочери Злобиных Александры в Томске до 1935 года. Она обладала великолепной памятью и позже многое поведала о жизни отца Александра внучке Злобиных Соне (Писаревой Софье Владимировне).

В конце 20-х годов отец Александр Злобин серьезно заболел тяжелой болезнью легких - гнойным плевритом. Около одного месяца лежал он в Томской больнице. Знаменитый томский хирург профессор Л.И. Покрышкин не один раз делал ему операции по откачке гноя, но болезнь не сдавалась. После операции отец Александр жил у дочери. Чуть окрепнув, вернулся в храм села Спасское Томской области.

Конец 20-х гг. характеризуется новым усилением репрессивной политики советского государства по отношению к Церкви в период коллективизации, объявлением всех религиозных общин контрреволюционными организациями, массовым закрытием церквей, разрушением храмов. Компания по террору духовенства усилилась. Власти села встретили отца Александра Злобина (1929 год) требованием отправиться на лесозаготовки. Отец Александр отказался из-за ухудшения здоровья после операции. Потребовали медицинскую справку. Но профессор Покрышкин из-за страха отказался дать заключение о нетрудоспособности отца Александра, и его все же отправили на лесозаготовки в Томскую тайгу. Но вскоре у отца Александра началось обострение заболевания, и он был вынужден уехать в Томск. В Спасском обнаружили отсутствие Злобина на работе, сообщили в Томск, и он был арестован. Сидел в тюрьме за Томском, попав почти сразу же в тюремную больницу. В тюремной больнице А.А. Злобина навещали его дочь Александра, жена Анна Ивановна и воспитанница Злобиных Вера, часто брали с собой внука Лёню. В первый раз, когда они увидели батюшку, он лежал на общих нарах и там же ему откачивали гной. Родственникам удалось выпросить для него отдельную кровать, привезли матрац и постельное белье. С помощью заключенных, вымыли его, переодели, положили на чистую кровать. Дочь и жена навещали Александра Злобина часто, но ему с каждым днем становилось хуже. В один из приездов дочери с Верой (январь 1930 года) им сообщили, что он умер и увезен в ледник. С трудом пустили только одну дочь, а потом и Веру; там они и нашли тело отца Александра - в леднике. Анна Ивановна поехала утром вместе с зятем Владимиром Александровичем Мышкиным в Вознесенскую церковь на Вознесенском кладбище Томска и договорились об отпевании. Владимир Александрович нанял у кого-то лошадь, и в тот же вечер тело отца Александра Злобина в гробу привезли в Вознесенскую церковь; ночевали там, а утром его отпевали. Похороны состоялись в 11 часов утра в один из январских дней 1930 года на Вознесенском кладбище. Родные регулярно, живя в Томске до 1937 года, посещали могилку батюшки. Сейчас этого сделать уже нельзя: в 1951 году Вознесенское кладбище было уничтожено, началось промышленное строительство.

Леонид Мышкин, София Писарева. Жизненный путь священника Александра Злобина //

Живоносный Источник №1 (13) 2018 год.

https://www.orthedu.ru/kraeved/20408-zhiznennyj_put_svyashhennika_aleksandra.html

https://iskitimeparhia.ru/hrams/202-cerkov-vo-imya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo.html

Протоиерей Бальва Иван Васильевич (справа) с сыном священником Александром Бальва, его супругой Любовью Васильевной и их дочерью Еленой.

+ Бальва Иоанн Васильевич, протоиерей. Родился 13.01.1861, Полтавская губ., Лубинский у., Волчковская вол., с.Литвяки. Служил на должности настоятеля (Новосибирская о., Юргинский р., с.Любаровка Кемеровская область). Арестован в 1933г Юргинским райотделением НКВД, местозаключения:Новосибирская о., г.Болотное, городская тюрьма. Был заключен в тюрьму вместе со своим сыном, иереем Александром Бальва, как отец раскулаченного. Просидел несколько месяцев и был выпущен после доказательства невиновности сына. 1933-1937 служил в с.Любаровка. Арестован 22.08.1937 вместе со своим сыном — священником Александром Бальва. Осуждение: тройка УНВД Западно-Сибирского края 29/09/1937. Обвинение "участник контрреволюционной повстанческой группы". Приговор высшая мера наказания — расстрел 1.11.1937. Реабилитация03/12/1957 Президиумом Кемеровского облсуда по году репрессий 1937.

Священник Иоанн Васильевич Бальва 48 лет., ок. Нар. уч. На службе с 1895 года, рукоположен во священника села Верх-Ачино (Ново-Алексеевское) Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области в 1912 году (Справочная книга по Томской епархии январь—март 1914 года).

Через дорогу от церкви находился двухэтажный дом, в котором жила семья священника. Агеева (Морозова) Ульяна Семеновна работала у батюшки, помогала по хозяйству. Она вспоминала, что матушка была доброй и никому не отказывала в помощи. В доме стояла кадка с медом, и когда односельчане, заболев, приходили к ней, она давала мед. Вспоминает Зинаида Никитична Ганжа: «Моя сестра Татьяна родилась на Крещение — 19 января 1929 года, но записана в церковной книге 20 февраля. Почему так произошло? В ночь с 18 на 19 января священник И.В.Бальва готовил Святую купель на „Стригунском“ пруду и сильно обморозил руки. Поэтому такой поздней была запись о рождении ребенка».

Начались репрессии, священник Иоанн Васильевич говорил Барановой (Сологуб) Елене Савельевне (она пела в церковном хоре), что настанут страшные времена не только для служителей церкви. Так и случилось: не только священники были репрессированы и расстреляны, но и жители села были арестованы и погибли. Вот их имена:

Янц Фридрих Райнгольдович – первый председатель колхоза,

Дарчук Аникей Игнатьевич – прораб-десятник,

Мерчун Евстафий Лазоревич,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: