«Туапсинский финансово-юридический колледж»
«____» _______________________2020г. г. Туапсе
Предмет Религиоведение
Преподаватель Малеев О.С.
Вид проведение занятий Электронно Дата проведение занятий
Тема лекции 1.Религия как историко-культурный феномен.
2.Зарождение религии.
3.Объективные основания и причины возникновения религии.
Основные вопросы: 1Вера и религия.
2.Предмет Религиоведение
3 Функции религии.
Краткий курс лекции. Понятие и религия Словарных определений как слова "вера" так и слова "религия" много. Я остановлюсь на тех, что лично мне нравятся:
Религия (от латинского religare — связывать, соединять) — организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Самое ключевое в этом определении "организованное" поклонение. То есть поклонение, имеющее определённую структуру. Храмы, унифицированные обряды, календарь, священнослужители. То что сейчас принято называть "религиозным институтом" -- как раз выдаёт организованное поклонение (тут смело можно менять на взаимодействие) высшим силам. Ну и не следует забывать про этимологию слова, религия связывает человека и божественное, то есть это "организованное поклонение" имеет цель связать.
В определении религии нам встречается слово «вера». Давайте выяснять:
Вера (от праиндоевропейского прилагательного wēros «правдивый, истинный») — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
То есть, если вы не требуя никаких доказательств верите в то, что существуют какие то боги, но при этом не пытаетесь никак контактировать, взаимодействовать или общаться с этими богами, как не проводите традиции, обряды и прочие телодвижения в сторону духовности — вы верите. Даже если какие-то телодвижения есть, но самостоятельные, не организованные кем-то -- тоже вера. Еще проще — если вы валяетесь на диване и рассуждаете о богах, о которых не знаете ничего — вот у вас вера, а не религия. Грубо, но у многих именно так и происходит.
Вера — это ваша убежденность в наличии высших сил, и только.
Ещё я очень люблю при подобных разговорах вспоминать забытое ныне слово культ. Периодически, когда кто-то узнает, что я язычник, меня спрашивают: «Так ты поклоняешься богам?». Я на это обычно отвечаю, что «Поклонение» не совсем точное слово, не описывающее сути. У меня культ богов, от латинского «colo» — возделывание. Неслучайно «культ» и «культура» имеют один и тот же корень, ведь и там и там человек возделывает что-либо вокруг себя. В случае с язычеством (например моим) Культ — это возделывание отношений между мной и Богами. Чтобы эти отношения приносили нам пользу. И поклонение (превознесение, почитание) — лишь часть этого культа. Так, на мой взгляд, гораздо лучше передается суть процесса. Не зря до сих пор с помощью слова культ передают частные процессы в религии, такие как культ предков, культ земли, и т. д.
2 вопрос Учебную дисциплину Религиоведение можно определить как междисциплинарную науку, предметом изучения которой является религия или область научных исследований, предметом которой являются религии
А далее, обращаясь к учебным пособиям и интернет ресурсам, вам надлежит прочитать о:
1. Возникновение религиозной веры в истории человечества; 2. Структуре, форме, и типах религии; 3. Религиозной символике; 4.Науке о религии.
3 вопрос Фукциии религии: Как и любой другой социальный институт, религия выполняет в обществе ряд определенных функций. Можно выделить следующие функции религии.
1. Мировоззренческая. Религия задает некие абсолюты, с помощью которых осмысливается мир и дается оценка обществу, человеку, придается смысл бытию.
2. Компенсаторная. Религия и религиозная вера восполняют ограниченность, бессилие людей, помогают уходить от ощущения собственной беспомощности, снимают психологическое напряжение.
3. Коммуникативная. Можно выделить два уровня коммуникации: общение верующих друг с другом посредством религиозных организаций и религиозной деятельности и общение верующего с Богом через молитву и т. д.
4. Регулятивная. Через ценности, нормы, традиции, стереотипы, обычаи, мнения осуществляется управление деятельностью индивидов и групп.
5. Интегрирующая. Религия поддерживает стабильность того или иного общественного фактора. Однако в поликонфессиональных обществах религия может играть дезинтегрирующую роль.
6. Культуротранслирующая. Религия не только способствовала развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатания, искусства, – но и осуществляла передачу накопленного наследия из поколения в поколение.
7. Легимирующая. Религия может способствовать узакониванию некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм.
Религия влияет на государство и политику, межнациональные отношения и экономику, общество и семью через индивидов, группы и организации. Однако степень влияния религии изменяется в соответствии с процессами сакрализации и секуляризации. Процесс сакрализации (от лат. sacer – священное) означает повышение роли церкви в общественной жизни, расширение поля действия и влияния религии в обществе, тогда как процесс секуляризации представляет собой освобождение общественных институтов от церковного влияния.
Для того, чтобы узнать о примитивных формах верованиях, имеющих место быть и в нашем сегодня времени. Вновь необходимо обратиться в справочникам, словарям, интернет- ресурсам и узнать значение таких терминов как - Тотемизм. Фетишизм. Анимизм. Маги. Шаманизм Погребальный культ.
Домашнее задание: Прочитать и письменно подготовить ответы.
1.Какова сущность двух явления человеческой жизни; Веры и Религии?
2.Каковы по-Вашему объективные причины возникновения религии?
3.Что представляет собой структура религии?
4. Какие типы религий Вы знаете? В чем их отличие?
5.Что такое религиозная конфессия?
6.Что включает в себя религиозная символика?
7. Выписать и знать значение терминов.
Список литературы: Электронные версии учебников:
*Радугин А.А. Введение в религиоведение. Курс лекций. М., «Центр», 2000
*Бурунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Новиков М.П. Основы религиоведения. М.,«Высшая школа», 1994
*Ильин В.В., Кармин А.С.,Носович Н.В. Религиоведение.М.,2008
*Интернет ресурсы
Преподаватель Малеев О.С.
Рассмотрим все многообразие простых суждений, которые можно классифицировать по следующим основаниям:
1. По объему субъекта: единичные, общие и частные.
2. По содержанию предиката: суждения существования, атрибутивные суждения, суждения отношения.
3. По количеству связки: отрицательные, утвердительные и отрицающие.
4. По модальности: объектные (суждения действительности, суждения возможности, суждения необходимости) и логические (суждения достоверные и суждения проблематичные).
Рассмотрим более подробно суждения по характеру признаков, которые представлены предикатом суждения.
Атрибутивным называется такое простое суждение, предикат которого представляет свойство. Можно еще и так определить атрибутивное суждение: «Атрибутивным суждением называется такой вид простых суждений, в которых речь идет о наличии у предмета каких-то свойств, или их отсутствие у предмета» (Например: Преступление должно быть раскрытым).
Суждением с отношением называется такой вид простого суждения, в котором предикатом выступает отношение (Например: Мой приятель не знает моего брата. В суждении идет отрицание отношения знания между моим приятелем и моим братом).
Суждением существования называется вид простого суждения, в котором предикат выражает наличие (бытие) предмета (Например: Есть люди, которые могут прогнозировать будущее. Не существует жизни на Луне)
Атрибутивные суждения делятся на виды по количеству и качеству.
По качеству выделяют: утвердительные и отрицательные атрибутивные суждения (Например: Преступление является общественно опасным поступком – утвердительное суждение).
По количеству различают: единичные, общие и частные атрибутивные суждения.
Единичным называется такое атрибутивное суждение, в котором субъектом выступает единичное понятие. (Например:Следователь Петров хороший человек).
Общим называется такое атрибутивное суждение, в котором субъектом выступает общее понятие (Например: Преступление общественно опасное деяние).
Частным называется атрибутивное суждение, в котором субъект представляет часть класса исследуемых предметов (Например: Некоторые приговоры несправедливы)
Качественно-количественной характеристики атрибутивных суждений:
· общеутвердительные,
· частноутвердительные,
· общеотрицательные,
· частноотрицательные
Общеутвердительным называется суждение, которое по количеству является общим, а по качеству утвердительным (Например: Все курсанты хорошо учатся. Логическая структура общеутвердительного суждения такая: «Все S есть Р». Обозначается этот вид суждений буквой «А»).
Частноутвердительным суждением называется такое атрибутивное суждение, которое по количеству является частичным, а по качеству – утвердительным (Например: Некоторые преступления являются должностными. Логическая структура частноутвердительного суждения имеет такой вид: «Некоторые S есть Р». Обозначается это суждение буквой «І»).
Общеотрицательным называется атрибутивное суждение, которое по количеству является общим, а по качеству – отрицательным (Например: Ни один мой знакомый не был среди участников преступления. Логическая структура общеотрицательного суждения имеет такой вид: «Ни один S не есть Р». Обозначается это суждение буквой «Е»).
Частноотрицательным называется атрибутивное суждение, которое по количеству является частичным, а по качеству – отрицательным (Например:Некоторые мои знакомые не были участниками демонстрации. Логическая структура частноотрицательного суждение такая: Некоторые S не являются Р. Обозначается это суждение буквой «О») [15].