Краткий комментарий материалов.




Проткова Александра Алексеевна, ОБ-РЛ-12

Тема: Воспитательная деятельность: выбор и обоснование действий вожатого (материалы статьи профессора Поповой В.И.).

Задание 1: Осмыслить материалы статьи и познакомиться со списком литературы.

Задание 2: См. сайты об организации и работе РДШ (Российского движения школьников).

(Сайт организации - рдш.рф;
https://vk.com/skm_rus - группа в социальной сети в контакте;
https://vk.com/skm_56 - группа Оренбургской области).

 

Краткий комментарий материалов.

Российское движение школьников (РДШ) — Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ – это государственно-общественная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.

На основании Указа Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ).

В образовательных организациях, которые не только обеспечивают организацию воспитательной деятельности, но и соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, важной и необходимой является деятельность вожатого.

Задание 3:

Воспитание – это педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. (М. И. Рожков и Л. В. Байбородова).

Воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. (Н.Е. Щуркова).

Воспитание – это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. (Е.В. Бондаревская).

Воспитание – это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей (истины, добытые опытом предшествующими поколениями, существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека). (Н.М. Таланчук).

Задание 4: Какие качества должны быть присущи вожатому?

1. Вожатому должны быть присущи качества лидера, способность к творческой деятельности - от создания вместе с ребятами коллективных творческих дел до педагогической импровизации.

2. Личностные качества вожатого связаны с развитием эмпатии, т.е. способностью понять внутреннее душевное состояние другого человека, встать на его позицию, разделить его переживания, интересы и заботы. Это умение и способность правильно представлять структуру внутренних побуждений личности ребенка, его особенности, эмоциональное и физическое состояние.

3. Еще одно свойство личности вожатого основано на рефлексии - способности человека осознавать свое психическое состояние, а также то, как он воспринимается и оценивается другими людьми. Вожатый должен меняться вместе с членами детской организации.

4. Вожатый должен быть настойчивым и до конца требовательным.

5. Вожатый должен быть терпеливым и стрессоустойчивым человеком. Труд вожатого связан с большой физической нагрузкой, эмоциональной напряженностью, высокой ответственностью за жизнь и здоровье детей, сложностью и многообразием текущих задач. Общение с детьми эмоционально насыщено для вожатого, иногда стрессогенно.

6. В воспитании у вожатого культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и создавать его организованно и целенаправленно. Знания в области указанных наук помогут вожатому правильно оценивать каждый поступок своих детей и научно-обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.

Нет сомнения, что вожатый – это лидер, признанный детьми, и именно вожатый должен обладать навыками целеполагания, планирования собственной деятельности, а также навыками организатора деятельности детей. Но этого недостаточно, надо уметь самоорганизоваться и организовать детей в детско-юношеской организации, а также учитывать региональные особенности деятельности детских объединений.

Учитывая особенности региона (Оренбургский край многонациональный) и страны в целом, вожатому необходимо учитывать потребности детей; изучать отечественный педагогический опыт, что позволит преодолеть затруднения, которые испытывают дети в сложившихся обстоятельствах (семья, школа, социальное окружение).

Поскольку российское движение школьников (РДШ) направлено на удовлетворение жизненных потребностей детей (их признания, защиты, обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения в том числе), то есть необходимо говорить и об организации их свободного времени.

Это означает, что появляется возможность проектировать индивидуальный образовательный маршрут воспитуемого, так появляется у каждого возможность познать мира и себя в этом мире.

Вожатого следует рассматривать как носителя знаний, ценностей и способов организации деятельности.

Следует отметить, что современные дети активно включаются в общественные отношения, порой участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми. Но естественной потребностью детей все-таки остается стремление к объединению (ведь известно, что в коллективных отношениях эффективно развиваются индивидуальные возможности, приобретается опыт жизнедеятельности).

Необходимо учитывать и другое: асоциальные проявления в поведении детей и подростков. Выявленные особенности позволяют направить деятельность вожатого в направлении предоставления каждому ребенку условий для творческой самореализации, личностного самоопределения на основе предупреждения и преодоления рисков современной социокультурной ситуации.

Следует исходить из того, что основная цель современного воспитания – гармоничное развитие личности, формирование ценностного отношения к социокультурной действительности, окружающим людям и самому себе. Это объясняется и тем, что в современных условиях высокого уровня информатизации транслируемая информация может нести негативный эффект и не всегда соответствует запросам подрастающего поколения.

Таким образом, выбор и обоснование действий вожатого основывается на понимании важности совместной деятельности детей и взрослых во имя гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания. Поддержка со стороны вожатого способствует развитию у детей лидерского потенциала, организаторских способностей не только в детском сообществе, но и в сообществе взрослых и детей.

 

 

Список литературы:

1.Попова В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты // Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. С. 7-20.

2.Прокохина М.И. Мастерская вожатого: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. Орел, 2016. 186 с. 58

3.Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В.И. Попова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015ю -129 с.

4.Щуркова Н.Е. Педагогика высокого полета. М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. 128 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: