Топливо
№ п/п | Показатели качества | Образцы | |
№ 1 | № 2 | ||
Октановое число | |||
Концентрация свинца, г/дм3 | нет | 0,159 | |
Плотность при +20 0С, кг/м3 | |||
Фракционный состав: -начало перегонки, 0С -10% отгоняется при температуре, 0С -50% отгоняется при температуре, 0С -90% отгоняется при температуре, 0С -конец перегонки (90%), 0С -остаток в колбе, % -потери при перегонке, % | 1,6 4,1 | 1,71 4,6 | |
Давление насыщенных паров, мм.рт.ст. | 94,9 | ||
Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива | 1,91 | 2,94 | |
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива | 4,91 | 2,87 | |
Индукционный период, мин. | |||
Массовая доля серы, % | 0,047 | 0,043 | |
Проба на медную пластину | выдерж. | выдерж. | |
Водорастворимые кислоты и щелочи | отсут. | отсут. | |
Содержание механических примесей | отсут. | отсут. | |
Вязкость кинематическая, при 20 0С, мм2/с | 0,073 | 0,071 | |
Температура застывания, 0С | - | - | |
Температура помутнения, 0С | - | - | |
Температура вспышки, 0С | - | - | |
Массовая доля меркаптановой серы, % | 0,082 | 0,079 | |
Иодное число, г иода на 100 г топлива | - | - | |
Зольность, % | - | - | |
Коксуемость 10%-го остатка, % | - | - | |
Коэффициент фильтруемости | - | - | |
Содержание воды | Отсут. | Следы | |
Цвет | Красн-оранж | Сине-зелён |
№ п/п | Показатели качества | Образцы | ГОСТ 2084-77 | Выводы по бензину, соответствующие стандартному образцу | |
№1 | №2 | ||||
Октановое число – показатель детонационной стойкости бензина, численно равен процентному (по объему) содержанию изооктана в смеси с гептаном в такой смеси, которая при стандартных условиях испытания на специальном двигателе детонирует так же, как испытуемый бензин. При уменьшении показателя, появляется склонность к детонационному сгоранию. При увеличении – обеспечивается возможность увеличения степени сжатия. | Образец №1 соответствует стандартам, в отличие от образца №2, который имеет пониженный показатель, сл-но может наблюдаться падение мощности и уменьшение экономичности, однако, т. к. в данном образце присутствуют антидетонаторы, то склонность к детонационному сгоранию отсутствует. Использовать нужно образец №1 | ||||
Плотность при +200С, кг/м3 – отношение массы бензина к его объему. Оказывает влияние на качество распыления топлива в карбюраторе, во впускном коллекторе и цилиндрах двигателя вплоть до перехода его в парообразное состояние. Чем меньше плотность, тем лучше бензин перемешивается с воздухом. При повышенной плотности, ухудшается смесеобразование и не обеспечивается полнота сгорания. | Не нормируется | Образец №1 соответствует ТУ, а №2 имеет повышенный показатель, а значит будет плохо смешиваться с воздухом и плохо сгорать, сл-но используем образец №1 | |||
Фракционный состав: Начало перегонки, 0С – заниженное значение приводит к образованию воздушных пробок, завышенное – к трудностям при пуске холодного двигателя 10% «при температуре, 0С – чем ниже эта температура, тем легче будет осуществляться пуск двигателя, с увеличением температуры – время прогрева возрастает и возрастает износ. 50% «при температуре, 0С Эта фракция влияет: – на время прогрева; – устойчивость работы двигателя; – срок службы двигателя. Чем меньше эта температура, тем меньше времени уходит на прогрев, а динамика двигателя будет лучше, и он будет работать устойчивее. 90% «при температуре, 0С – чем меньше интервал температур между t090% до t0к. п., тем выше качество бензина, лучше экономичность и меньше износ двигателя. Конец перегонки (90%), 0С – должна быть не выше 195 0С, т. к. с увеличением этой температуры начинается износ двигателя. Остаток в колбе, % Потери при перегонке, % Фракционный состав – это содержание в бензине тех или иных фракций, выраженных в объемных или массовых соотношениях. Фракционный состав оказывает большое влияние на полноту сгорания бензина. От фракционного состава бензина зависят следующие эксплуатационные факторы: 1) запуск двигателя; 2) время, затрачиваемое на прогрев двигателя; 3) перебои в работе двигателя, вызываемые образованием паровых пробок или обледенением карбюратора; 4) расход топлива и масла; 5) приемистость (динамика) работы двигателя; 6) мощность двигателя; 7) образование углеродистых отложений; 8) износ трущихся деталей. | 1,6 4,1 | 1,71 4,6 | 1,5 | Оба образца подходят по ГОСТ. Выбираем образец №1, так как его показатель ближе к норме. У обоих образцов пусковые качества зимой ухудшатся, однако, летом образование паровоздушных пробок уменьшится. Предпочтительнее образец №1, т. к. его использование облегчит пуск двигателя и уменьшит его износ. Оба образца обладают повышенными показателями, которые приведут к снижению ресурса двигателя, особенно при низких температурах окружающей среды. Более рентабельно, использование образца №1, т. к. в сравнении с образцом под номером 2, устойчивость работы ДВС будет выше, и будет быстрее осуществляться прогрев. Оба образца не соответствуют нормам. Однако у образца №2 интервал температур между t090% до t0к. п небольшой, а значит и экономичность будет выше, и двигатель будет меньше подвержен износу. У образца №2 увеличится период сгорания топлива, следовательно, произойдет перегрев двигателя. Лучше эксплуатировать образец № 1 У обоих образцов, показатели завышены, поэтому износ двигателя будет увеличен, но образец №1 более предпочтителен, поскольку его показатель меньше, а значит и износ ДВС будет меньшим. У обоих образцов, показатели завышены, но выбираем образец №1, т. к. он ближе к норме. У обоих образцов, показатели завышены, но выбираем образец №1, т. к. он ближе к норме. Разница 0,1 | |
Давление насыщенных паров, кПа – это показатель испаряемости бензинов, т.е. это давление пара, находящегося в равновесии с жидкостью или твердым телом при данной температуре. Этот показатель в основном характеризует испаряемость пусковой и рабочей фракций бензина, определяет его пусковые свойства. Он зависит: 1) от химического состава бензина; 2) фракционного состава бензина; 3) температуры окружающей среды. Чем выше температура окружающей среды, тем больше легкокипящих углеводородов содержится в бензине, а с понижением этой температуры содержание легкокипящих углеводородов также снижается. | 94,9 | 66,7-93,3 | К эксплуатации пригоден образец №2, т.к. находится в пределах нормы, в отличие от №1 | ||
Кислотность, мг КОН/100 мл топлива Показатель указывает на содержание гидроксида калия, который необходим для нейтрализации органических кислот. Чем выше этот показатель, тем ниже антикоррозийные свойства бензина | 1,91 | 2,94 | Образец №1 предпочтительнее, т. к. в нем кислотность, меньше, чем в образце №2, а значит первый образец менее опасен для ДВС. | ||
Водорастворимые кислоты и щелочи – это примеси, которые могут попасть в топливо при его очистке | Отсутствуют | Отсутствуют | Отсутствуют | Образцы №1 и №2 соответствуют нормам и по этому показателю пригодны к эксплуатации. | |
Содержание фактических смол, мг/100 мл топлива, они оказывают огромное влияние на образование отложений и нагара. | 4,91 | 2,87 | Оба образца соответствуют норме Содержания смол. жиклеров и трубопроводов. Образуется нагар на Но образец под номером 2 обладает меньшим содержанием смол, а значит и меньше загрязняет ДВС, чем образец №1, поэтому лучше использовать второй образец. | ||
Содержание механических примесей, % Это твердые частицы органического и неорганического происхождения (почвенной пыли и грязи; продуктов коррозии металлов и т. д.). Попадая в ДВС, примеси увеличивают износ поршневой группы и стенки цилиндров. Кроме того образуется нагар в КС. | Отсутствуют | Отсутствуют | Отсутствуют | Образцы №1 и №2 соответствуют нормам и по этому показателю пригодны к эксплуатации | |
Содержание воды, % Наличие воды прежде всего опасно при температуре ниже 0 0С, т. к., замерзая, она образует кристаллы льда, которые могут преградить доступ бензина в цилиндры двигателя. | Отсутств. | Следы | Отсутств. | Первый образец не содержит следов воды, сл-но выбираем его. | |
Проба на медную пластинку | Выдерж. | Выдерж. | Выдерж. | Соответствуют требованиям ТУ | |
Массовая для меркаптановой серы, % Меркаптановая сера – сернистое соединение, вызывающее коррозию металла | 0, 082 | 0,079 | 0,001 | Оба образца существенно превышают траебования ТУ, следовательно, в ДВС возникнет коррозия | |
Концентрация свинца, г/дм3 Свинец – оказывает токсичное воздействие на окружающую среду | нет | 0,159 | 0,013 | У образца №1 отсутствует свинец, поэтому берем его, а у образца №2 его показатель сильно завышен. | |
Индукционный период, мин Индукционный период - время от начала испытания до начала процесса окисления бензина. Чем выше индукционный период, тем выше стойкость бензина к окислению при длительном хранении. | Оба образца соотв. Норме, поэтому стойкость к окислению при хранении будет высокой, используем образец №1 | ||||
Массовая доля серы, % Т.к. ДВС работает на повышенных температурах, то сера, соединяясь с кислородом, может вызвать образование окисла серного и сернистого ангидридов, которые соединяясь с влагой, образуют кислоты и коррозию. | 0, 047 | 0.049 | 0,05 | Оба образца по своим показателям не превышают норму, а значит подходят для эксплуатации. Рекомендуется выбрать образец №1, т.к в нем содержание серы меньше. |
Вывод: Образец №1 подходит по октановому числу, имеет невысокую плотность, т. е. будет лучше сгорать, а так же обеспечит легкий пуск ДВС в теплое время года, однако, обладает меньшей кислотностью, но большим содержанием смол и большим избытком серы и меркаптановой серы, что приведет к нагару и коррозии. Кроме того, образец №1 не имеет в своем составе свинца, что не окажет сильного и отрицательного воздействие на окружающую среду и на человека. У образца №2, октановое число понижено, что может привести к потере мощности и экономичности, при этом, потеря экономичности может частично компенсироваться за счет невысокой разности температур выкипания между t090% до t0к. п. при перегонке. Во втором образце так же повышенное содержание кислотности, смол, серы и меркаптановой серы, что определенно вызовет коррозию. Однако образец №2 имеет большой индукционный период, что обеспечивает высокую стойкость к окислению при хранении. Оба образца бензина обладают большой коррозионной способностью, поэтому не могут быть рекомендованы к эксплуатации.
Но если необходимо выбрать один из них, то лучше использовать образец №1, так как по большинству показателей он был лучше, чем образец №2.
Моторные масла
№ п/п | Показатели качества | Образцы | |
№3 | №4 | ||
Вязкость кинематическая, мм2/с -при 100 0С -при 0 0С -при -18 0С -при -30 0С | 9,3 - - - | 11,1 - - - | |
Индекс вязкости | |||
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла | 4,8 | 5,1 | |
Зольность сульфатная, % | 0,86 | 0,92 | |
Массовая доля механических примесей, % | 0,016 | 0,017 | |
Массовая доля воды, % | следы | следы | |
Температура вспышки в открытом тигле, 0С | |||
Температура застывания, 0С | -36 | -40 | |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы | - | - | |
Плотность при 20 0С, г/см3 | 0,960 | 0,893 |
№ п/п | Показатели качества | Образцы | ГОСТ 17479.1-85 М-43/6В1 | Выводы | |
№ 3 | № 4 | ||||
Вязкость кинематическая, мм2/с Вязкость моторных масел возрастает при снижении температуры. Для оценки вязкостных свойств масел при изменении температур определяются их вязкостно-температурные характеристики (ВТХ) в диапазане температур от -18 до +1000 0С. В идеальном случае вязкость масла не должна зависеть от температур. Для «сглаживания» ВТХ в них вводятся загущающие присадки. -при 100 0С | 9,3 | 11,1 | 5,5-6,5 | По данным показателям не подходит ни один образец. Образец №4 может спровоцировать переход жидкостного трения в полужиткостное, полусухое или граничное, что приведет ДВС к перегреву и даже задирам. Образец № 3 увеличит потери на трение, но обеспечит надежность жидкостной смазки. Выбираем образец №3 | |
Индекс вязкости - зависимость изменения вязкости масла от температуры (чем выше индекс вязкости, тем лучше масло и тем меньше вязкость масла зависит от температуры). Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость при рабочей температуре двигателя. | Выбираем образец №4, т.к. он соответствует ГОСТу, а у образца №3 показатель занижен. | ||||
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла Щелочное число определяется количеством гидроксида калия – КОН (едкого калия), который эквивалентен количеству соляной кислоты РСl, израсходованной на нейтрализацию всех основных соединений, содержащихся в 1 г масла. Щелочное число снижается при уменьшении моющих присадок. При этом в масле накапливаются кислые продукты, которые повышают коррозионный износ деталей. | 4,8 | 5,1 | 5,5 | Оба образца не соотв. ГОСТу, но рациональнее использовать образец №4, т.к. его щелочное число ближе к минимальному по ГОСТ. | |
Зольность сульфатная, % Зольность сульфатная (сульфатные шлаки) это показатель для определения присадок, включающих органические соединения металлов. Сульфатная зольность автомобильных масел выражается в процентах от навески масла. При работе двигателя в результате сгорания масла зола на стенках цилиндров и на поршнях смешивается со смолистыми веществами и, если быстро не удаляется, образует абразивный слой, ускоряющий износ двигателя. | 0,86 | 0,92 | 1,3 | Оба образца соответствуют ГОСТу, образец №3 с незначительной разницей лучше. | |
Массовая доля механических примесей, % Пылевые частицы, частицы износа деталей, продукты срабатывания зольных присадок в маслах. | 0,016 | 0,017 | 0,02 | Оба образца соответствуют ГОСТу, образец №3 с незначительной разницей лучше. Состав образцов не приведет к быстрому старению масла, следовательно эксплуатировать можно любой, но №3 немного лучше. | |
Массовая доля воды, % | следы | следы | следы | Оба образца удовлетворяют требованию ГОСТа, следовательно не приведут к повышенной коррозии и ухудшению смазывающих свойств масла, образованию пен и эмульсий. | |
Температура вспышки в открытом тигле, 0С Это наименьшая температура, при которой пары нагретого масла образуют с воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении открытого пламени. | Образцы неэкономичны, легко испаряемые, огнеопасные. №4 немного лучше, но всё равно достаточно опасен. | ||||
Температура застывания, 0С Температура, при которой масло теряет сою текучесть. | -36 | -40 | -42 | Образцы не соответствуют требованию ГОСТа, но при данных температурных условиях эксплуатации, обеспечат легкий пуск и экономичность, но так как образец №4 обладает лучшим показателем, эксплуатировать следует его. | |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы | - | - | У образцов отсутствуют экспериментальные данные. | ||
Плотность при 20 0С, г/см3 | 0,960 | 0,893 | 0,880 | Образцы обеспечат пуск при более низкой температуре, но могут образовывать нестабильные маслянистые пленки. Образец №3 более экономичен. |
Вывод: Ни один из образцов не имеет особого превосходства над другим, каждый обладает своими незначительными плюсами и минусами. Однако важной деталью является то, что оба образца обладают повышенной испаряемостью и являются огнеопасными. Допускать их к эксплуатации на автомобиле SAAB 9-3 2.0i нельзя.
Трансмиссионные масла
№ п/п | Показатели качества | Образцы | |
№ 5 | №6 | ||
Плотность при 20 0С, г/см3 | 0,906 | 0,893 | |
Вязкость кинематическая при 50 0С, мм2/с | 8,9 | 9,4 | |
Температура вспышки в открытом тигле, 0С | |||
Температура застывания, 0С | -42 | -38 | |
Массовая доля механических примесей, % | 0,027 | 0,021 | |
Массовая доля воды, % | следы | следы | |
Совместимость с резиной марки УНМ-1 (изменение объема,%) | |||
Индекс вязкости | |||
Испытания на коррозию пластинок из стали и меди в течение 3 час. при t=100 0С | выдерж | выдерж |
№ п/п | Показатели качества | Образцы | ГОСТ 23652-79 ТСП-14гип | Выводы | |
№ 5 | № 6 | ||||
Плотность при 20 0С, г/см3 | 0,905 | 0,915 | 0,910 | Образец №6 обладает плохим моющим свойством и склонен к забиванию фильтров из-за повышенной вязкости, однако и у №5 заниженный показатель | |
Вязкость кинематическая при 50 0С, мм2/с Влияет на способность бесперебойно смазывать трущиеся детали, возможность начала движения автомобилей при низких температурах | Оба образца отвечают требованиям ГОСТ | ||||
Температура вспышки в открытом тигле, 0С | Оба образца быстро испаряемы и огнеопасны | ||||
Температура застывания, 0С | -45 | -38 | -25 | Оба образца применимы при данной температуре эксплуатации, поэтому они обеспечат легкий пуск | |
Массовая доля механических примесей, % | 0,021 | 0,018 | 0,01 | Использование образцов приведет к повышенному абразивному трению и забиванию фильтров | |
Массовая доля воды, % | следы | следы | отсут | Оба образца приведут к повышенной коррозии и ухудшению смазывающих свойств | |
Совместимость с резиной марки УНМ-1 (изменение объема,%) | - | У образцов выданного масла данный параметр не гостируется | |||
Индекс вязкости Условный показатель, отражающий результат сопоставления вязкостного показателя данного масла с двумя эталонными | У обоих образцов соответствие ГОСТу | ||||
Испытания на коррозию пластинок из стали и меди в течение 3 час. при t=100 0С | выдерж | выдерж | выдерж | Образцы не приведут к повышенной коррозии детали трансмиссии |
Вывод: Оба образца приведут к повышенной коррозии деталей трансмиссии и абразивному трению, поэтому их применение не рекомендовано.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости
№ п/п | Показатели качества | Образцы | |
№7 | №8 | ||
Цвет жидкости | голубой | красный | |
Плотность при 20 0С, кг/см3 | |||
Температура замерзания, 0С | -60 | -65 | |
Температура кипения, 0С | 99,5 | ||
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: -30 0С -20 0С +50 0С | 54,6 5,4 1,95 | 95,9 6,8 2,36 | |
Коррозионные потери металлов при испытаниях на пластинке, мг/см2: - меди - припоя - алюминия - чугуна | 10,2 11,7 19,4 10,6 | 10,8 12,1 18,2 9,1 | |
Массовая доля этиленгликоля, % | |||
Массовая доля воды, % | |||
Наличие присадок, г/л: - декстрин - динатрийфосфат | 1,091 3,41 | 0,979 3,29 |
№ п/п | Показатели качества | Образцы | «Тосол» (ТУ 6-02-751-86) А-40 | Выводы | |
№7 | №8 | ||||
Цвет жидкости | голубой | красный | голубой | Образец под номером 8 не соответствует норме, следовательно, выбираем №7 | |
Плотность при 20 0С, кг/см3 | 1078…1085 | Образец № 7 не соответствует ТУ, поэтому выбираем №8 | |||
Температура замерзания, 0С | -60 | -65 | -40 | Оба образца можно применять при данных условиях | |
Температура кипения, 0С | 99,5 | Образец №8 может вызвать перегрев двигателя, поэтому выбираем образец №7 | |||
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: -30 0С -20 0С +50 0С | 54,6 5,4 1,95 | 95,9 6,8 2,36 | 56,5 4,3 1,9 | Образец №8 может затруднить процесс циркуляции ОЖ в рубашке ДВС. Рекомендован образец №7 | |
Коррозионные потери металлов при испытаниях на пластинке, мг/см2: - меди - припоя - алюминия - чугуна | 10,2 11,7 19,4 10,6 | 10,8 12,1 18,2 9,1 | Значения коррозионных потерь металлов при испытаниях на пластине у обоих образцов достаточно близки к ТУ. Допускается применение как первого, так и второго образца | ||
Массовая доля этиленгликоля, % | 58…56 | Оба образца выходят за рамки допускаемого значения и не допускаются к применению | |||
Массовая доля воды, % | Оба образца близки к стандарту, рекомендуется №7 | ||||
Наличие присадок, г/л: - декстрин - динатрийфосфат | 1,091 3,41 | 0,979 3,29 | - - | Оба образца пригодны к применению, так как содержат декстрин, предохраняющий от разрушения свинцово-оловянистый припой, алюминий и медь. Так же они содержат динатрийфосфат, защищающий черные металлы – медь и латунь. |
Вывод: Образцы №7 и №8 имеют как положительные, так и отрицательные параметры. Но, вследствие преобладания отрицательных факторов, к применению недопустим, ни один образец.
Тормозные жидкости
№ п/п | Показатели качества | Образцы | |
№9 | №10 | ||
Цвет жидкости | желто-зеленый | коричневый | |
Вязкость кинематическая, мм2/с: - при -40 0С - при 50 0С - при 100 0С | - 2,0 | 5,1 2,2 | |
Температура кипения, 0С | |||
Изменение объема резины после старения в тормозной жидкости, % | 5,9 | 6,6 | |
Изменение массы медной пластины, мг/см2 | 0,501 | 0,486 |
№ п/п | Показатели качества | Образцы | «Роса» (ТУ 6-05-221-569-84) | Выводы | |
№9 | №10 | ||||
Цвет жидкости | желто-зеленый | коричневый | От светло-желтого, до темно коричневого | Оба образца соответствуют ТУ | |
Вязкость кинематическая, мм2/с: - при -40 0С - при 50 0С - при 100 0С | - 2,0 | 5,1 2,2 | Оба образца близки к нормам, но следует выбрать №9 | ||
Температура кипения, 0С | Выбираем образец №9, т. к. его показатель соответствует ТУ | ||||
Изменение объема резины после старения в тормозной жидкости, % | 5,9 | 6,6 | 2-8 | Оба образца допускаются к эксплуатации | |
Изменение массы медной пластины, мг/см2 | 0,501 | 0,486 | 0,4 | Оба образца не соответствуют требованиям ТУ и будут корродировать на медь |
Вывод: эксплуатировать следует образец №9, т. к. у него всего один недостаток – высокая степень коррозии на медь. Образец №10 отстает от №9 по качеству.