Задание: выпишите слова с суффиксами субъективной оценки. С какой целью в данном тексте использует автор суффиксы субъективной оценки?




ПЛАН

Урока теоретического обучения № 17, 18

По дисциплине ОДБ.01 Русский язык

Количество часов 2

Дата: 15.11.2021

Группа: 1

Специальность: ПК

Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна

Раздел программы: Морфемика и словообразование.

Тема: Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Цель урока: повторить способы словообразования в русском языке.

Ход урока:

I. Организационный момент и целеполагание

Сегодня на уроке мы познакомимся с выразительными словообразовательными средствами русского языка.

II.Актуализация.

Беседа по вопросам.

1. Какие способы словообразования существуют в русском языке?

Морфологические:

1. Приставочный (потемнеть-темнеть)

2. Суффиксальный (река- речушка)

3. Приставочно-суффиксальный (соединять – единый)

4. Бессуфиксный (переход – переходить)

5. Сложение (ледокол- лёд, колоть; диван- кровать; МГУ)

Неморфологический:

6. Переход одной части речи в другую (вкусное мороженое- мороженое мясо)

Упражнение на повторение

1. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

В современном обществе целый океан проблем. Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые.

2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом:

«Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?»

«За то, что я не сирота».

3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ

4. Напишите способ образования слова РАЗРАБОТКА

5. Укажите способ образования слова ПОДРИСОВАТЬ

6. Укажите способ образования слова КГУ

III. Изучение нового материала.

Морфемы

(значимые части слова)

Корень аффиксы

(служебные морфемы)

Словообразующие формообразующие

Приставка суффикс окончание суффикс

Аффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.

· Какие части речи не имеют окончания? Приведите примеры слов с нулевым окончанием. В чём отличие y слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?

Не имеют окончаний неизменяемые части речи и формы слов:

наречиевысоко, ближе, вплотную, по-моему, вдребезги;

форма глагола — деепричастие, например: запрыгнув, снесши, бегая;

несклоняемые существительные, например: рагу, драже, алоэ, метро, такси, бра;

несклоняемые прилагательные, например: рукава реглан, час пик, язык хинди;

аббревиатуры, например: МГУ, ВДНХ, НИИ;

прилагательные и наречия в форме простой сравнительной степени, например: веселее, быстрее, жиже, гуще, лучше;

служебные части речи: союзы, частицы, предлоги.

Нулевые окончания есть в следующих формах слов:

1) у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2-го склонения) и женского рода (3-го склонения): стол Ο, дочь Ο;

2) у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа: нет сил Ο, нет дел Ο, нет солдат Ο.

· Какие способы словообразования вы знаете?

- Названные вами способы являются «морфологическими», но в русском языке существуют и «неморфологические». Познакомимся с их примерами в раздаточном материале - таблице.

 

Неморфологические способы словообразования Объяснение Примеры
Лексико-семантический Появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов Прапорщик (знаменосец) Прапорщик (воинское звание); Бригадир (воинское звание) и бригадир (руководитель трудового коллектива)
Морфолого-синтаксический Появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Столовая (ложка) прилаг. Столовая (помещение) сущ.; караул (сущ.) и караул! (междом.)
Лексико-синтаксический Появление новых слов в результате сращений сочетаний слов Высококачественный – высоко – качественный, тотчас – тот - час

Задание.1

- Распределите номера словосочетаний в три колонки в зависимости от способа словообразования.

Лексико-семантический Лексико-синтаксический Морфолого-синтаксический
     

 

1. Войти в столовую:

2. Сумасшедший

3. Куршская коса

4. Спрятаться в ванной

5. Долг каждого

6. Нижеподписавшийся указал

7. Запустить дела

Задание 2 Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»

- Какое слово пропущено в каждой словообразовательной цепочке? Š

1) Тесный — теснить — притеснить — … — притеснительница.

2) Шнур — шнуровать — зашнуровать — … — зашнуровывание.

3) Страховать — перестраховать — … — перестраховочный.

Задание 3

Задание: выпишите слова с суффиксами субъективной оценки. С какой целью в данном тексте использует автор суффиксы субъективной оценки?

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

Задание 4

Наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки.

Работа с раздаточным материалом.– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?

а) Фамусов–Скалозубу. «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее».

(Расположение к собеседнику, желание угодить потенциальному жениху для Софьи.)

Молчалин. «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». (Заискивание.)

Чацкий. «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком».

(Сатирическая направленность, отрицательная оценка.)–Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?

б) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.) (Насмешливо-ироническое отношение автора к герою.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: