Семинар 17 (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и формы реализации права.
2. Правоприменение как особая форма правореализации: понятие, признаки, стадии, субъекты.
Семинар 18 (2 часа)
На семинарском занятии докладываются и обсуждаются результаты работы студенческих исследовательских групп.
Вопросы (тематика) для исследования и обсуждения
1. Типы правоприменения. Особенности судебного правоприменения.
2. Правоприменение в случаях пробелов и коллизий в праве.
Целью проведения занятия является формирование навыков и умений, необходимых в исследовательской деятельности юриста: умение работать с литературой, нормативными правовыми и правоприменительными актами, усвоение теоретического материала, анализ проблемных ситуаций, умение работать в исследовательской группе, отстаивание собственной позиции и принятие коллективных решений и т.д.
До начала занятия преподаватель из числа студентов формирует исследовательские группы и распределяет между ними тематику для исследования и дальнейшего обсуждения. Внутри исследовательской группы избирается руководитель, который определяет задачи исследования и распределяет задание между участниками группы. Результаты работы группы должны быть отражены в докладе. Доклад должен раскрывать содержание темы, отражать дискуссионность отдельных положений, основываться на нормах права и правоприменительной практике, включать коллективные выводы по теме. По представленному докладу выступающему (представителям исследовательской группы) задаются вопросы и излагаются собственные представления по теме участников других исследовательских групп. По итогам обсуждения каждой темы обобщаются выводы.
|
Работа студентов оценивается исходя из содержания и репрезентативности докладов, вопросов, собственных суждений и выводов, а также активности в процессе работы в исследовательской группе и при обсуждении.
Литература
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: офиц. текст (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001.- № 52. - Ст.4921.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002.- № 46. - Ст.4532.
Основная
Теория государства и права: учебник для бакалавров / В.Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2016. - С. 270-279. *
Общая теория права и государства / Н.Л.Гранат [и др.]; под общ.ред. В.В. Лазарева. - Изд. 3, перераб. и доп. - М., 2001. - С. 255-267. *
Теория государства и права / Пиголкин А.С. [и др.]; под общ. ред. А.С. Пиголкина.- М.: Юрайт-издат.- 2006. - С. 463-480; 565-568. *
Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник/ Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2008. – С. 327-351. *
Тема 13. Толкование права
Семинар 19 (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1.Понятие и виды толкования права. Субъекты толкования права. Объект толкования.
2.Способы толкования права.
3.Объем толкования.
4.Акты толкования права (интерпретационные акты). Их отличие от нормативных правовых и правоприменительных актов.
Литература
Основная
Теория государства и права: учебник для бакалавров / В.Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2016. - С. 280-292. *
|
Общая теория права и государства / Н.Л.Гранат [и др.]; под общ.ред. В.В. Лазарева. - Изд. 3, перераб. и доп. - М., 2001. - С. 264-267. *
Теория государства и права / Пиголкин А.С. [и др.]; под общ. ред. А.С. Пиголкина.- М.: Юрайт-издат.- 2006. - С. 481-492. *
Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник/ Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2008. – С. 352-361. *
Тема 14. Правоотношения
Семинар 20 (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1.Понятие и виды правоотношений. Структура правоотношений.
2.Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права.
3.Объекты правоотношений: понятие, виды.
Семинар 21 (2 часа)
Семинарское занятие проводится в форме дискуссии с разбором конкретных практических ситуаций.
Вопросы для дискуссии
1.Содержание правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность.
2.Понятие юридических фактов и их классификации.
3.Фактические (юридические) составы.
Целью проведения дискуссии с разбором конкретных практических ситуаций является формирование навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности юриста: усвоение теоретического материала, анализ конкретных проблемных ситуаций, умение работать с литературой, нормативными правовыми и правоприменительными актами, подготовка самостоятельных выводов и решений и т.д.
Занятие проводится в два этапа. На первом этапе происходит обсуждение основных вопросов дискуссии. До начала занятия преподаватель распределяет между студентами вопросы для дискуссии и обозначает основных докладчиков. Доклад должен раскрывать содержание вопроса, отражать дискуссионность некоторых положений, основываться на нормах права и правоприменительной практике, включать выводы автора по теме. По представленному докладу выступающему задаются вопросы. Затем излагаются собственные представления по теме других участников групповой дискуссии. По итогам обсуждения каждого вопроса обобщаются выводы.
|
Второй этап предусматривает разбор конкретных практических ситуаций. Группа студентов делится на две и более команды, каждая из которых получает индивидуальное практическое задание. По истечении отведенного на подготовку времени команда должна предоставить ответ, включающий классификацию содержащихся в задании правоотношений, подробную характеристику их структуры, юридических фактов и т.д.
Работа студентов оценивается исходя из содержания и репрезентативности докладов, вопросов, правильности выполнения практического задания, собственных суждений и выводов, а также активности в процессе проведения групповой дискуссии.
Литература
Основная
Теория государства и права: учебник для бакалавров / В.Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2016. - С. 173-184. *
Общая теория права и государства / Н.Л.Гранат [и др.]; под общ.ред. В.В. Лазарева. - Изд. 3, перераб. и доп. - М., 2001. - С.225-242. *
Теория государства и права / Пиголкин А.С. [и др.]; под общ. ред. А.С. Пиголкина.- М.: Юрайт-издат.- 2006. - С. 495-516. *
Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник/ Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2008. – С. 317-326. *