Изучение дисциплины «Теория государства и права» студентами, получающими высшее профессиональное юридическое образование на базе профильного среднего профессионального образования, основывается на знаниях, полученных ранее при изучении этой дисциплины по программе СПО. Предполагается не просто повторение материала дисциплины, а его более широкое и углубленное изучение.
В библиотеке филиала имеется достаточный фонд учебной, научной, учебно-методической литературы, периодических изданий, компьютерных справочных правовых систем, необходимых для изучения дисциплины. Важно отметить, что качественная подготовка по дисциплине предполагает комплексное использование источников: настоящего учебно-методического комплекса (далее – УМК), лекционного материала, не менее двух учебников, публикаций в периодической печати и официальных текстов законодательства. Помимо библиотечных фондов рекомендуется использовать ресурсы сети Интернет. Полезную информацию содержат официальные сайты (государственных органов, периодических изданий, электронных библиотек и др.).
Подготовку к конкретному семинарскому занятию следует начинать с ознакомления с вопросами и списком литературы, изложенными в УМК. Далее изучается лекционный материал, материалы учебника и официальные тексты законодательства. Более детально отдельные вопросы семинара подготавливаются с использованием научной литературы. При подготовке к каждому семинарскому занятию необходимо уяснять, записывать и запоминать определения встречающихся терминов. Для самопроверки изученных вопросов рекомендуется подобрать примеры из государственно-правовой действительности. В случае возникновения трудностей с пониманием тех или иных вопросов занятия студенту следует обратиться за консультацией к преподавателю.
|
Важной составляющей процесса изучения дисциплины «Теория государства и права» является самостоятельная работа студента. Традиционно она подразделяется на два вида: при участии преподавателя и без участия преподавателя. Методика выполнения самостоятельной работы при участии преподавателя разъясняется преподавателем. К таким видам работ относятся решение задач и выполнение заданий на семинарских занятиях, индивидуальная работа со студентами при подготовке докладов, при подготовке к групповым дискуссиям, выполнению исследовательской работы и т.д.
Наибольшую сложность представляет самостоятельная работа студента без участия преподавателя, которая предполагает освоение учебного материала без посторонней помощи. Этот вид работы осуществляется вне учебной аудитории и подразумевает конспектирование источников, составление таблиц, собственных схем, обобщение материала, формулировку определений и т.п.
Следует начать с планирования самостоятельной работы. Для этих целей составляется типовой план-график работы, который позволяет рационально распределить время и выработать определенную ритмичность работы. На работоспособность существенное влияние оказывает окружающая обстановка и наличие раздражающих факторов. Поэтому самостоятельную работу следует выполнять в спокойной обстановке, не отвлекаясь по мелочам, но с периодическими перерывами (через каждые 1,5-2 часа работы) для снятия усталости и повышения мозговой активности.
|
При работе с источниками и составлении конспектов не следует слепо копировать текст. Сначала необходимо ознакомиться с текстом, выделить ключевые положения, а затем подготовить конспект, отражая наиболее значимые идей. Существенно облегчает усвоение материала схематичное или табличное изложение, поэтому их самостоятельное составление рекомендуется.
Рекомендуется составление глоссария (словаря) по дисциплине «Теория государства и права», состоящего из терминов и их определений. Такой глоссарий позволит быстро и правильно запомнить определения. Более этого, словарь терминов будет полезен в последующем при изучении отраслевых юридических дисциплин, т.к. они используют термины и категории, разработанные теорией государства и права.
Навыки самостоятельной работы будут полезны в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности юриста, т.к. формирование квалифицированного специалиста и поддержание высокого уровня его профессиональной пригодности в современных условиях возможно при постоянном саморазвитии и самообразовании.
Процесс обучения по дисциплине «Теория государства и права» завершается сдачей экзамена. Алгоритм подготовки к экзамену в целом совпадает с вышеизложенным процессом подготовки к семинарским занятиям. Для подготовки к экзамену студенты получают перечень вопросов. В случае возникновения неясностей по конкретным вопросам, студенты имеют возможность получить разъяснение на предэкзаменационной консультации.
|
По некоторым темам изучаемой дисциплины не предусмотрено проведение лекционных занятий. Поэтому, при подготовке студентов к семинарским занятиям, необходимо иметь ввиду следующие исходные методические и методологические положения.
Тема «Происхождение государства и права». Объективный процесс зарождения и развития государства и права имеет длительное временное выражение. Изучение данной темы необходимо начинать с догосударственного периода. Догосударственное общество обладало своей спецификой, которая находит яркое проявление в сфере управления и нормотворчества. Студентам необходимо обратить внимание на особенности социальной власти этого периода, провести разграничение государства и органов власти первобытного общества. При изучении материала важно учитывать различные пути формирования государств, в частности, европейский, азиатский и др., а также факторы, повлиявшие на процесс формирования государства и права.
Следует обратить внимание на то, что процесс возникновения права неразрывно связан с формированием государства. В догосударственный период особое значение в регулировании социальных отношений имели мононормы. В связи с этим, необходимо рассмотреть понятие и признаки мононорм, изучить регулятивное значение первобытных мифов, обрядов, ритуалов и обычаев.
Необходимо изучить и провести сравнительный анализ различных теорий происхождения государства и права.
Тема «Правосознание и правовая культура». Среди многообразия государственно-правовых явлений особо выделяют правосознание и правовую культуру. При рассмотрении данной темы необходимо уделить внимание раскрытию содержания данных понятий. Правосознание следует рассматривать как отношение людей к праву, т.е. совокупность знаний, идей и чувств, характеризующих отношение индивидов к правовым явлениям. Необходимо обратить внимание на структуру правосознания, которая, прежде всего, включает правовую идеологию, правовую психологию и правовые знания. Следует обратить внимание на классификации правосознания по субъектам и по уровню освоения права. Под правовой культурой понимается качественное состояние правовой жизни общества. Она выражается в достигнутом уровне юридической деятельности, правовых актов, правосознания и т.д. Правовая культура общества находится в прямой зависимости от уровня правосознания. Изучение настоящей темы позволит объективно оценить уровень развития общественных отношений, связанных с государственно-правовыми явлениями, выработать меры по снижению правового нигилизма в обществе.