Вызовы XXI века предполагают, что востребованы высокомотивированные и высокообразованные специалисты в любой из областей науки и производства. Для того чтобы такие специалисты появились и смогли реализоваться, необходимо создать продуманную систему профильного обучения.
Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.
В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждено: «Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению обучения и началу профессиональной деятельности».
Согласно ч. 4 ст. 66 Закона «Об образовании в Российской Федерации» профильное обучения - это способ организации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который основан на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.
Таким образом, Закон об «Образовании в РФ» законодательно закрепляет возможность ранней профилизации обучающихся. По сути, в рамках реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования предусматривается возможность углубленного изучения отдельных предметов с учетом образовательных потребностей обучающихся для подготовки к осознанному выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Задачи системы профильного обучения:
- достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;
- формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критического мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;
- умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения,
прогнозирования;
- развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и трудовой деятельности.
Реализация профильного обучения рассматривается как осуществление дифференциации образования, включающее:
• с психолого-педагогических позиций - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;
• с социальных позиций - наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества;
• с методических позиций - построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся.
11 класс МБОУ «Плесецкая школа» обучается по ФГОСам 2002 года.
В нашей школе организована внутришкольная модель организации профильного обучения.
В рамках профильного класса гуманитарного цикла на углубленном уровне изучаются такие предметы как обществознание (3 часа в неделю в 10 и 11 классе) и право (2 часа в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе).
Основанием для поступления в профильный класс является желание родителей.
Формами представления результатов обучения в профильном классе является:
- вступительное тестирование в 10 классе
- участие в олимпиадах разного уровня
-участие в школьной и районной исследовательских конференциях
- участие в пробном экзамене по обществознанию (Статград)
-итоговая аттестация
- портфолио
Согласно новой концепции преподования учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы уровень углубленного изучения и преподавания обществознания целесообразно вводить в 10-11 классах для обучающихся, ориентированных на получение высшего образования по направлениям подготовки и специальностям, требующим прохождения единого государственного экзамена по обществознанию. Изучение учебного материала целесообразно вести посредством освоения расширенных модулей по основам социальных и гуманитарных наук (философии, экономики, социологии, юриспруденции, политологии, психологии, культурологии). Для более глубокого понимания обучающимися особенностей общественного развития России, ее социально-политических традиций и ценностей целесообразно посвятить отдельный раздел освоению наследия отечественных классиков социальной философии и общественной мысли.
Реализация системно-деятельностного подхода, повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках изучения обществознания могут быть достигнуты путем активного использования:
ü интерактивных образовательных технологий и методов (учебного игровых технологий, ориентированных на возрастные особенности разных групп обучающихся, в том числе деловых и ролевых игр, методов моделирования реальных ситуаций, дебатов и др.);
ü дополнительного образования и внеучебной деятельности (с опорой на традиционные формы коммуникации и цифровую социальную среду), включая использование возможностей программы воспитания и социализации обучающихся;
ü электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
ü дополнительной литературы, визуализированных данных, моделей, схем, аудиовизуальных материалов.
При углубленном изучении обществознания целесообразно получение обучающимися первоначального опыта учебной и учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.
В методических рекомендациях по организации профильного обучения на уровне среднего общего образования говорится о том, что прием обучающихся в профильные классы осуществляется на основании:
- результатов государственной итоговой аттестации (не менее 60% но профильным предметам);
- средней успеваемости по профильным предметам (не ниже 4 баллов);
- результатов портфолио (победитель и призер городских, Всероссийских олимпиад, участник научно-практических конференций и конкурсов по соответствующим профильным предметам; победитель Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorlclSkills Russia); наличие аттестата об основном общем образовании с отличием).
При зачислении обучающихся в профильные классы могут учитываться результаты собеседования и/или анкетирования.