Профильное обучение – как средство дифференциации и индивидуализации обучения.




Вызовы XXI века предполагают, что востребованы высокомотивированные и высокообразованные специалисты в любой из областей науки и производства. Для того чтобы такие специалисты появились и смогли реализоваться, необходимо создать продуманную систему профильного обучения.

 

Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.

В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждено: «Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению обучения и началу профессиональной деятельности».

Согласно ч. 4 ст. 66 Закона «Об образовании в Российской Федерации» профильное обучения - это способ организации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который основан на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

Таким образом, Закон об «Образовании в РФ» законодательно закрепляет возможность ранней профилизации обучающихся. По сути, в рамках реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования предусматривается возможность углубленного изучения отдельных предметов с учетом образовательных потребностей обучающихся для подготовки к осознанному выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Задачи системы профильного обучения:

- достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;

- формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критического мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;

- умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения,

прогнозирования;

- развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и трудовой деятельности.

Реализация профильного обучения рассматривается как осуществление дифференциации образования, включающее:

• с психолого-педагогических позиций - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;

• с социальных позиций - наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества;

• с методических позиций - построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся.

 

11 класс МБОУ «Плесецкая школа» обучается по ФГОСам 2002 года.

В нашей школе организована внутришкольная модель организации профильного обучения.

В рамках профильного класса гуманитарного цикла на углубленном уровне изучаются такие предметы как обществознание (3 часа в неделю в 10 и 11 классе) и право (2 часа в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе).

Основанием для поступления в профильный класс является желание родителей.

Формами представления результатов обучения в профильном классе является:

- вступительное тестирование в 10 классе

- участие в олимпиадах разного уровня

-участие в школьной и районной исследовательских конференциях

- участие в пробном экзамене по обществознанию (Статград)

-итоговая аттестация

- портфолио

Согласно новой концепции преподования учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы уровень углубленного изучения и преподавания обществознания целесообразно вводить в 10-11 классах для обучающихся, ориентированных на получение высшего образования по направлениям подготовки и специальностям, требующим прохождения единого государственного экзамена по обществознанию. Изучение учебного материала целесообразно вести посредством освоения расширенных модулей по основам социальных и гуманитарных наук (философии, экономики, социологии, юриспруденции, политологии, психологии, культурологии). Для более глубокого понимания обучающимися особенностей общественного развития России, ее социально-политических традиций и ценностей целесообразно посвятить отдельный раздел освоению наследия отечественных классиков социальной философии и общественной мысли.

Реализация системно-деятельностного подхода, повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках изучения обществознания могут быть достигнуты путем активного использования:

ü интерактивных образовательных технологий и методов (учебного игровых технологий, ориентированных на возрастные особенности разных групп обучающихся, в том числе деловых и ролевых игр, методов моделирования реальных ситуаций, дебатов и др.);

ü дополнительного образования и внеучебной деятельности (с опорой на традиционные формы коммуникации и цифровую социальную среду), включая использование возможностей программы воспитания и социализации обучающихся;

ü электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

ü дополнительной литературы, визуализированных данных, моделей, схем, аудиовизуальных материалов.

При углубленном изучении обществознания целесообразно получение обучающимися первоначального опыта учебной и учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.

 

В методических рекомендациях по организации профильного обучения на уровне среднего общего образования говорится о том, что прием обучающихся в профильные классы осуществляется на основании:

- результатов государственной итоговой аттестации (не менее 60% но профильным предметам);

- средней успеваемости по профильным предметам (не ниже 4 баллов);

- результатов портфолио (победитель и призер городских, Всероссийских олимпиад, участник научно-практических конференций и конкурсов по соответствующим профильным предметам; победитель Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorlclSkills Russia); наличие аттестата об основном общем образовании с отличием).

При зачислении обучающихся в профильные классы могут учитываться результаты собеседования и/или анкетирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: