ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Вид практики: производственная
Тип практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Сроки прохождения практики: с __.__.20__ г. по __.__.20__ г.
по направлению подготовки 37.03.01 Психология
(направленность (профиль) «Психология»
Обучающийся группы № _________________________________________А.Ю. Соколова
Руководитель практики
от университета, степень, звание __________________________________ Е.А. Павлова
Работник от Профильной организации(при наличии) ______________________________________________________________ И.О. Фамилия
Дата сдачи __.__.20__ г.
Дата защиты __.__.20__ г.
Оценка ___________________
Самара 2022
Содержание
1. Задание(я) по практике для выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (сбор и анализ данных и материалов, проведение исследований)
2. Описательная часть
3. Список использованных источников
4. Приложения (при наличии)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
(Самарский университет)
Социально-гуманитарный институт
Психологический факультет
Кафедра общей психологии
Задание(я) по практике для выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью(сбор и анализ данных и материалов, проведение исследований)
Обучающемуся Соколовой Анастасии Юрьевне__группы 5201-370301D
Направлен на практику приказом по университету от __.__.20__ г. №______в ______________________________________________________________________________,
|
(наименование профильной организации или структурного подразделения университета)
в соответствии с договором о практической подготовке обучающихся (при наличии) от __.__.20__ г. №_________.
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Выполнение определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (сбор и анализ данных и материалов, проведение исследований) | Результаты практики |
ОК-4 – способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности. | Изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность психолога. | Знать специфику конституционного строя и правового положения граждан; основные положения отраслевых юридических и специальных наук; сущность и содержание основных понятий. Уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; правильно составлять и оформлять юридические документы. Владеть юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений. |
ОК-5 – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. | Наблюдение за консультацией психолога. | Знать феноменологию и закономерности процесса общения и межличностных отношений, межкультурные особенности коммуникации в устной и письменной формах в межэтническом и межкультурном взаимодействии, основные лексические единицы и грамматические явления, позволяющие получать информацию и общаться на базовом уровне. Уметь решать коммуникативные задачи, используя психологические средства; использовать коммуникативные средства для эффективного общения, взаимодействовать с представителями разных этносов и культур; использовать иностранный язык для осуществления межличностного взаимодействия в рамках базовых тем бытовой и профессиональной коммуникации. Владеть приемами построения коммуникации; приемами вербальной и невербальной коммуникации, приемами межличностного и межкультурного взаимодействия с учетом этнической принадлежности человека, культурой речевого общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего, в ситуациях, связанных с будущей профессией; средствами иностранного языка, употребляя его в соответствии с коммуникативными условиями, всеми видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). |
ОК-6 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | Знакомство с коллективом и внутренним распорядком учреждения. | Знать основные закономерности психического развития личности в группе, основные закономерности поведения человека как члена организации, сущность и закономерности формирования этнической идентичности личности и группы, закономерности межличностной и социальной перцепции. Уметь толерантно воспринимать разнообразные ситуации межличностного взаимодействия, выделять, формулировать и логично аргументировать собственную мировоззренческую позицию в процессе межличностной коммуникации, анализировать специфику взаимодействия в соответствии с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями, анализировать психологические особенности человека с позиций общечеловеческого и культурно специфического, применять теоретические знания в решении прикладных задач с целью гармонизации межэтнических отношений и толерантного восприятия этнических особенностей. Владеть методами формирования толерантного отношения и методами диагностики этнических и культурных характеристик личности и группы, приемами построения эффективного взаимодействия. |
ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию. | Рефлексивный отчет по итогам прохождения практики. | Знать основные направления деятельности психолога и сферы приложения профессии; требования, предъявляемые к профессиональной подготовке и личности психолога; пути и средства профессионального самосовершенствования; содержание и закономерности формирования социальной, культурной, профессиональной компетентности. Уметь анализировать содержание профессиональной деятельности, ставить цели и задачи деятельности; работать с профессиональной литературой, анализировать информацию и структурировать информацию под задачу; применять навыки рефлексии для личностного и профессионального развития. Владеть техниками установления, поддержания и завершения контакта, эмпатического слушания и рефлексивного анализа; техниками ведения беседы, публичного выступления, навыками самопознания и саморазвития; приемами саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности. |
ПК-2 – способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией. | Ознакомление с методиками и тестами, используемыми психологом. | Знать методы и приемы самоорганизации и дисциплины в получении и систематизации знаний в области психодиагностики; классификацию и характеристики методов психодиагностики; системообразующие понятия психодиагностики; требования к разработке тестовых методик, их валидизации и стандартизации; принципы планирования психодиагностического исследования; методы математико-статистической обработки данных психологического исследования; принципы составления психологического заключения. Уметь грамотно выстраивать диагностический процесс с учетом этических требований; формулировать диагностические гипотезы; обеспечивать выбор психодиагностических методик для конкретного научного или прикладного исследования. Владеть психодиагностическими методиками исследования личности; определенными практическими навыками, необходимыми для осуществления стандартных базовых процедур дифференциально-психологического исследования. |
ПК-3 – способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий. | Наблюдение за консультацией психолога. | Знать основные концепции психологического консультирования, основные этапы и содержание процесса консультирования; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; специфику использования традиционных методов и технологий, используемых в рамках оказания психологической помощи индивиду, группе, организации. Уметь организовывать консультационное пространство и взаимодействие с клиентом или группой клиентов; интерпретировать психологические особенности, выявленные в ходе стандартных базовых процедур оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; оказывать воздействие на развитие и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека. Владеть различными процедурами проведения консультационного процесса; навыками стандартных базовых процедур оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп. |
ПК-4 – способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам. | Наблюдение за консультацией психолога. | Знать основные возрастные этапы и возрастные кризисы развития личности; психологические методы, направленные на изучение личности с учетом индивидуальных особенностей и современные подходы к их использованию; особенности гендерного поведения. Уметь выявлять индивидуальные особенности личности; обрабатывать, анализировать и представлять данные исследований с помощью математико-статистического аппарата; обобщать и использовать данные, полученные в исследовании; представлять информацию по результатам проведённого исследования. Владеть современными средствами предоставления информации; методами автоматизированной обработки данных эмпирического исследования. |
ПК-5 – способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека. | Наблюдение за консультацией психолога. | Знать психодиагностические методики, используемые для исследования нормы и психических отклонений; особенности функционирования познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях; закономерности психического развития в норме и при психических отклонениях, принципы составления психодиагностического заключения и рекомендаций, направленных на гармонизацию психического состояния человека. Уметь формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в области психологии личности; обрабатывать, анализировать и представлять данные исследований с помощью математико-статистического аппарата; обобщать и использовать данные, полученные в исследовании; представлять информацию по результатам проведённого исследования. Владеть навыками психодиагностики, направленной на прогнозирование изменений и динамики уровня развития психических явлений в норме и при психических отклонениях; статистическими и социально-психологическими методами получения и анализа эмпирических данных; некоторыми техниками в рамках методов дифференциально-психологического исследованиях; психодиагностическими методиками, предназначенными для изучения особенностей жизнедеятельности личности. |
|
|
Срок представления на кафедру отчета о практике __.__.20__ г.
Руководитель практики
от университета,
должность, степень, звание _______________________ Е.А. Павлова
(подпись)
Работник
от профильной организации(при наличии)
должность _______________________ И.О. Фамилия
(подпись)
Задание принял к исполнению
обучающийся группы № ___________ ______________________ А.Ю. Соколова
(подпись)
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Определить различия между психологом, психотерапевтом, психиатром. Представить профессиограммы профессий в текстовом варианте. Написать свой вывод.
Задание 2. Просмотр и анализ фильма «Умница Уилл Хантинг», анализ психологических консультаций.
Этап | Цель этапа | События, диалоги | Техники | Анализ, комментарии | |
Психотерапевт (Шон) | Клиент (Уилл) | ||||
Первая встреча | Знакомство, установление базового контакта | Поддерживает активный диалог, отвечает на всё, что говорит Уилл. В конце сеанса не выдерживает и срывается. Немного рассказывает о себе. | Активно взаимодействует с предметами в комнате. Почти не говорит о себе, переводит разговор на что-то стороннее или на Шона. Грубит и оскорбляет. Пытается сделать вид, что он выше. | Опрос, беседа, включение автобиографических историй. | Психотерапевт стремится создать доверительную обстановку, обстановку равенства. Видно, первая встреча далась ему нелегко. Кроме того, негативно сказалась его история о погибшей жене. У героев возник конфликт, в том числе с рукоприкладством – недопустимая вещь (если это не «шоковая» терапия). |
Вторая встреча | Повышение доверия, налаживание контакта, закладка «продолжения» встреч | Делится с клиентом историями из жизни, в основном о жене – об их счастливой жизни, о её болезни и тд. Старается говорить так, чтобы Уилл вдумался в слова. | Абсолютно всю встречу молчит. Видно, что он внимательно слушает и сравнивает с собой. | Сравнение, монолог, отчасти внушение, информация, побуждение к рефлексии. | Благодаря такой встрече отношения между психотерапевтом и Уиллом выходят на новый уровень доверия (и это хорошо), однако реализация подобного в реальной жизни вызывает сомнения. |
Третья встреча | Для чего она подразумевалась изначально, мы не знаем. Что получилось – повышение уровня доверия. | Не позволил Уиллу курить. Как и Уилл, молчит весь сеанс. Просто ждет развития событий. | Вновь молчит на протяжение всей сессии. Постоянно смотрит на время. Будто хочет узнать, что будет делать Шон – сорвется или поддержит его молчание. Хотел закурить. | Молчаливое ожидание. | Порой даже в реальной жизни встречаются клиенты, с которыми нужно всю сессию просто промолчать. Кто-то набирается сил, кто-то анализирует поведение психолога. Думаю, Уилл молчал по обеим причинам. |
Четвёртая встреча | Знакомство с внутренним миром и жизнью Уилла. | Поддерживает диалог, где это необходимо – спокойно отвечает на вопросы, сам их задает. В завершение сеанса впервые сам говорит об истекшем времени. | Начинает говорить первым, активно рассказывает истории из жизни, задает психотерапевту разные вопросы, начинает шутить. | Диалог, активное слушание. | Уровень доверия клиента к психотерапевту повысился. Уилл уже не боится рассказывать о себе, показать своё нутро. Однако Шона в конце сеанса снова подвела его история с женой, ему было сложно даже думать об этом. |
Пятая встреча | Общение, улучшение межличностного контакта. | Поддерживает диалог, отвечает на вопросы клиента, много рассказывает о себе и своём прошлом. Впервые вступил в телесный контакт. | Задает много вопросов психотерапевту (о жизни Шона, а не о себе), подхватывает «игру» Шона. | Неформальная беседа, тактильный контакт, самораскрытие. | Видно, что психолог и клиент «притёрлись» друг к другу, им стало комфортно. |
Шестая встреча | Перенос акцента сеансов с прошлого на будущее | Напрямую спрашивает у Уилла, о каком будущем тот мечтает. Узнает, какие желания и предпочтения есть у клиента и что мешает их реализации. | В начале сеанса много говорит, после чего некорректно (саркастично) отвечает на задаваемые вопросы. Считал, что Шон тоже будет настаивать на «профессорской» карьере Уилла. В завершение сеанса не выдерживает и начинает кричать, оскорблять Шона. | Беседа, открытые вопросы, поддержка, фокусирование. | Уилл сразу дает понять, что не собирается идти на поводу у других и будет действовать так, как хочет. Напрямую Уилл этого не произносит, но несложно догадаться, что главная помеха в исполнении своих желаний – страхи и проблемы в прошлом. |
Седьмая встреча | Психотерапия | Говорит об отчёте (причем совершенно обыденно). Задает Уиллу несколько почти риторических ответа, после чего начинает до последнего повторять «это не твоя вина». | В первые же минуты спрашивает об отчёте, который увидел у Шона. Остро и многогранно реагирует на фразу «это не твоя вина», повторяемую психотерапевтом. Вначале соглашается, после чего ведет себя агрессивно, а в конце «ломается». Понимает, что причина многих его проблем – нарушение привязанности | Повтор, беседа, телесный контакт, убеждение. | Радует, что Уилл дал волю своим чувствам. Он позволил себе быть уязвимым и знал, что плохо от этого не будет. |
Восьмая встреча | Завершение терапии, подведение итогов, прощание. | Слушает рассказы Уилла, которым искренне рад. Говорит о своих планах на ближайшее будущее. Дал Уиллу свой номер и сообщил, что будет рад узнать об успехах. | Рассказывает о своих планах и целях. Благодарит психотерапевта. Грустит во время прощания. | Беседа, подведение итогов, завершение сессий. | Сложно судить о том, насколько продуктивной оказалась терапия для Уилла. Но можно точно сказать, что для обоих она была полезной. |