Понятие операционного риска




 

 

В экономической литературе пока не сложилось однозначного представления об операционном риске, что приводит к различным трактовкам сущности данного вида риска и способов управления им. Зачастую в определениях операционного риска акцентируется внима­ние на следующих его проявлениях:

· возникновение отклонений в информационных системах и системах внутреннего контроля, которые влекут за собой финансо­вые потери. Эти риски связаны с ошибками людей, сбоями в системах и наличием недостаточных (неэффективных) систем контроля;

· недостатки, присущие внутренним процессам, т.е. вследствие -возникновения проблем и отклонений во внутренних процессах;

· риски капитала или доходов, связанные с предоставлением услуг или продажей продуктов.

Остановимся на четырех наиболее распространенных точках зре­ния, сложившихся в зарубежной экономической литературе.

Изначально к операционным рискам относили прочие виды финансовых рисков, отличающиеся от других видов рисков (например, рыночных и кредитных). Очевидно, что такое определение является слишком широким, поскольку перечень иных видов рисков, с которыми сталкиваются кредитные организации, достаточно велик, и включает в себя, например, бизнес-риск, охватывающий такие аспекты ведения бизнеса, как выбор стратегии развития, позиционирование на рынке, компетентность менеджмента, ноу-хау, способы реализации конкурент­ных преимуществ и т. д. Приведенный перечень областей возникнове­ния рисков, как правило, не входит в компетенцию непосредственно риск-менеджера. Кроме того, определение, построенное от противного, приводит к неполным знаниям о предмете исследования, затрудняет классификацию и оценку рисков.

Другой взгляд на определение операционного риска увязан с областью его возникновения и, прежде всего, с осуществлением финансовых операций. Его источником могут быть ошибки, допущен­ные при обработке данных, сбои информационных систем, технологи­ческие неполадки оборудования, некорректное исполнение операций.

В данном случае в определении основное внимание фокусиру­ется на процедуре исполнения операций по всем стадиям их обработки, но не учитываются, например, риски, связанные с мошенничеством внутри организации, несанкционированным совершением операций, неправильным использованием моделей при оценке финансовых инструментов.

Третий подход акцентирует внимание на осуществлении конт­роля со стороны организации за операционными рисками. Под опера­ционным риском понимаются те риски (исключая бизнес-риск), кото­рые возникают в результате неэффективного функционирования системы внутреннего контроля в организации. При такой трактовке операционных рисков из поля зрения выпадают, например, внешнее мошенничество, природные катастрофы, взлом системы безопасности и др.

Наконец, четвертая точка зрения трактует операционный риск как риск прямых или косвенных убытков в результате неверного постро­ения бизнес-процессов, неэффективности процедур внутреннего кон­троля, технологических сбоев, несанкционированных действий персо­нала или внешнего воздействия.

Данное определение, на наш взгляд, в отличие от приведенных выше, более полно и точно характеризует специфику, источники воз­никновения и последствия влияния операционного риска на деятель­ность кредитной организации. Однако в 2001 г., с выходом нового поло­жения Базельского комитета всеобщее признание получило данное в этом документе определение операционного риска.

Согласно последней редакции нового Базельского согла шения по капиталу (Базель-2), «операционный риск определяется как риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотруд­ников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий». При этом в материалах Базель­ского комитета особо подчеркивается, что операционный риск вклю­чает также юридический (правовой) риск.

Нам представляется, что определение, приведенное в материа­лах нового документа Базельского комитета, достаточно полно раскры­вает операционный риск и носит универсальный характер. Оно одинаково справедливо как для коммерческих банков, так и для других фи­нансовых институтов, включает в себя достаточно полный и понятный перечень возможных причин и проблем, которые могут привести к убыткам в результате негативного воздействия операционных рисков.

Трактовку понятия «операционный риск» приводит и Банк Рос­сии. Под операционным риском понимается риск возникновения убыт­ков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законода­тельства внутренних порядков и процедур проведения банковских опе­раций и других сделок, их нарушения служащими кредитной органи­зации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недоста­точности) функциональных возможностей (характеристик) применя­емых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий».

Определение операционного риска, сформулированное в документе Банка России, достаточно развернутое, что одновременно делает его громоздким и затрудняет восприятие. В нем четко обозначены прида­ны и области возникновения операционных рисков, что, с одной стороны, утяжеляетсущностные черты, а с другой — создает основу для проведения классификации, позволяет кредитным организациям разрабатывать способы предупреждения и методы управления опера­ционными рисками.

Таким образом,

операционный риск - риск возникновения у банка убытков в результате несоответствия установленных порядков и процедур совершения банковских операций (сделок) законодательству Российской Федерации или их нарушения; некомпетентности, ошибок или умышленных действий сотрудников банка; несовершенством технологических, информационных и телекоммуникационных систем в банке.

Основные виды операционных рисков:

1) Риск персонала - риск потерь, связанный с:

- риском совершения сотрудниками Банка непреднамеренных ошибок в процессе совершения операций (риск случайных разовых ошибок);

- риском совершения сотрудниками Банка мошеннических действий (злоупотребления или противоправные действия, осуществляемые служащими или с участием служащих банка - хищения, злоупотребление служебным положением, преднамеренное сокрытие фактов совершения сделок, искажение позиций и т.п.);

- недостаточной квалификацией сотрудников, осуществляющих конкретную операцию;

- недостатком ключевых и/или квалифицированных сотрудников на конкретном участке (в основном филиалы);

- риском ключевых сотрудников (не имеющих замены), т.е. зависимостью от ограниченного числа сотрудников, концентрация знаний и опыта на одном человеке (в одном месте);

- риском неисполнения (ненадлежащего исполнения) сотрудниками Банка своих служебных обязанностей и/или несоблюдения установленных правил и процедур (нарушение технологии персоналом);

- риском совершения сотрудниками Банка действий, не входящих в область их компетенции (превышение установленных полномочий);

- риском перегрузки персонала;

- неустойчивостью штата Банка (текучесть кадров);

- другими рисками, связанными с особенностями персонала или процессами управления персоналом.

2) Риск технологий - риск потерь, связанный с несовершенством используемых технологий (неадекватность, недостаточная эффективность):

- методический риск неверно принятой методологии (ее отсутствие) осуществления того или иного процесса, технологии выполнения операций и т.д.;

- несоответствие принятых технологий требованиям действующего законодательства, нормативным документам Банка России;

- риск информационных технологий (порядок оценки и управление указанными рисками отражено в соответствующих разделах настоящего учебного пособия):

- риск IТ технологий;

- информационный риск.

Основными объектами риска могут выступать:

· расчетно-кассовое обслуживание физических лиц;

· расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;

· процессинг и эквайринг пластиковых карт;

· конверсионные операции;

· межбанковские операции;

· предоставление и мониторинг кредитов юридическим и физическим лицам;

· технологические процессы функционирования компьютерного и коммуникационного оборудования банка, компьютерные программы;

· управление имуществом банка;

· управление другими видами активов и/или пассивов;

· операции и сделки на рынке ценных бумаг и срочных финансовых инструментов;

· административно-хозяйственная деятельность банка

· осуществление других банковских услуг и/или продуктов и др.

Операции, обладающие следующими особенностями, могут привести к концентрации операционного риска:

- в отношении операций не полностью приняты необходимые меры по снижению операционных рисков;

- операции требуют высокой квалификации персонала, замкнуты на отдельных сотрудников, их знания и квалификацию;

- системы, проводящие операции, работают с близкой к предельной или не адекватной нагрузке;

- проводимые операции технологически сложны;

- результат операций в большой степени зависит от эффективности работы персонала;

- процессы проведения операций не формализованы и не определены, при проведении операций большую роль играют "экспертные" оценки и субъективные суждения;

- эффективность и рискованность проводимых операций с трудом подвергается оценке в текущем режиме.

Схематично классификацию операционных рисков в зависи­мости от источников их возникновения можно представить следующим образом (рисунок 3).

 

                   
 
 
         

 

 


Рисунок 3 - Источники возникновения операционного риска

 

Факторы, усиливающие влияние операционного риска:

- требования надзорных органов;

- увеличение объема и количества операций (число транзакций в единицу времени);

- усложнение системы технологической поддержки операций;

- усложнение финансовых инструментов и операций;

- количество и скорость одновременно происходящих изменений (быстрое изменение в технологиях, в законодательстве и т.д.).

Возможные последствия (потери) операционного риска:

· штрафные санкции надзорных органов, налоговых органов;

· судебные издержки, взыскания по решению суда;

· снижение или потеря части стоимости активов;

· прямые издержки, связанные с устранением причин возникновения и реализации риска; затраты на устранение последствий аварий и т.п.;

· потери в результате ошибок в реквизитах платежей (платежи и списание средств в результате ошибок в реквизитах платежей, которые не были возвращены);

· прочие убытки, не покрытые резервами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: