В экономической литературе пока не сложилось однозначного представления об операционном риске, что приводит к различным трактовкам сущности данного вида риска и способов управления им. Зачастую в определениях операционного риска акцентируется внимание на следующих его проявлениях:
· возникновение отклонений в информационных системах и системах внутреннего контроля, которые влекут за собой финансовые потери. Эти риски связаны с ошибками людей, сбоями в системах и наличием недостаточных (неэффективных) систем контроля;
· недостатки, присущие внутренним процессам, т.е. вследствие -возникновения проблем и отклонений во внутренних процессах;
· риски капитала или доходов, связанные с предоставлением услуг или продажей продуктов.
Остановимся на четырех наиболее распространенных точках зрения, сложившихся в зарубежной экономической литературе.
Изначально к операционным рискам относили прочие виды финансовых рисков, отличающиеся от других видов рисков (например, рыночных и кредитных). Очевидно, что такое определение является слишком широким, поскольку перечень иных видов рисков, с которыми сталкиваются кредитные организации, достаточно велик, и включает в себя, например, бизнес-риск, охватывающий такие аспекты ведения бизнеса, как выбор стратегии развития, позиционирование на рынке, компетентность менеджмента, ноу-хау, способы реализации конкурентных преимуществ и т. д. Приведенный перечень областей возникновения рисков, как правило, не входит в компетенцию непосредственно риск-менеджера. Кроме того, определение, построенное от противного, приводит к неполным знаниям о предмете исследования, затрудняет классификацию и оценку рисков.
|
Другой взгляд на определение операционного риска увязан с областью его возникновения и, прежде всего, с осуществлением финансовых операций. Его источником могут быть ошибки, допущенные при обработке данных, сбои информационных систем, технологические неполадки оборудования, некорректное исполнение операций.
В данном случае в определении основное внимание фокусируется на процедуре исполнения операций по всем стадиям их обработки, но не учитываются, например, риски, связанные с мошенничеством внутри организации, несанкционированным совершением операций, неправильным использованием моделей при оценке финансовых инструментов.
Третий подход акцентирует внимание на осуществлении контроля со стороны организации за операционными рисками. Под операционным риском понимаются те риски (исключая бизнес-риск), которые возникают в результате неэффективного функционирования системы внутреннего контроля в организации. При такой трактовке операционных рисков из поля зрения выпадают, например, внешнее мошенничество, природные катастрофы, взлом системы безопасности и др.
Наконец, четвертая точка зрения трактует операционный риск как риск прямых или косвенных убытков в результате неверного построения бизнес-процессов, неэффективности процедур внутреннего контроля, технологических сбоев, несанкционированных действий персонала или внешнего воздействия.
Данное определение, на наш взгляд, в отличие от приведенных выше, более полно и точно характеризует специфику, источники возникновения и последствия влияния операционного риска на деятельность кредитной организации. Однако в 2001 г., с выходом нового положения Базельского комитета всеобщее признание получило данное в этом документе определение операционного риска.
|
Согласно последней редакции нового Базельского согла шения по капиталу (Базель-2), «операционный риск определяется как риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий». При этом в материалах Базельского комитета особо подчеркивается, что операционный риск включает также юридический (правовой) риск.
Нам представляется, что определение, приведенное в материалах нового документа Базельского комитета, достаточно полно раскрывает операционный риск и носит универсальный характер. Оно одинаково справедливо как для коммерческих банков, так и для других финансовых институтов, включает в себя достаточно полный и понятный перечень возможных причин и проблем, которые могут привести к убыткам в результате негативного воздействия операционных рисков.
Трактовку понятия «операционный риск» приводит и Банк России. Под операционным риском понимается риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий».
|
Определение операционного риска, сформулированное в документе Банка России, достаточно развернутое, что одновременно делает его громоздким и затрудняет восприятие. В нем четко обозначены приданы и области возникновения операционных рисков, что, с одной стороны, утяжеляетсущностные черты, а с другой — создает основу для проведения классификации, позволяет кредитным организациям разрабатывать способы предупреждения и методы управления операционными рисками.
Таким образом,
операционный риск - риск возникновения у банка убытков в результате несоответствия установленных порядков и процедур совершения банковских операций (сделок) законодательству Российской Федерации или их нарушения; некомпетентности, ошибок или умышленных действий сотрудников банка; несовершенством технологических, информационных и телекоммуникационных систем в банке.
Основные виды операционных рисков:
1) Риск персонала - риск потерь, связанный с:
- риском совершения сотрудниками Банка непреднамеренных ошибок в процессе совершения операций (риск случайных разовых ошибок);
- риском совершения сотрудниками Банка мошеннических действий (злоупотребления или противоправные действия, осуществляемые служащими или с участием служащих банка - хищения, злоупотребление служебным положением, преднамеренное сокрытие фактов совершения сделок, искажение позиций и т.п.);
- недостаточной квалификацией сотрудников, осуществляющих конкретную операцию;
- недостатком ключевых и/или квалифицированных сотрудников на конкретном участке (в основном филиалы);
- риском ключевых сотрудников (не имеющих замены), т.е. зависимостью от ограниченного числа сотрудников, концентрация знаний и опыта на одном человеке (в одном месте);
- риском неисполнения (ненадлежащего исполнения) сотрудниками Банка своих служебных обязанностей и/или несоблюдения установленных правил и процедур (нарушение технологии персоналом);
- риском совершения сотрудниками Банка действий, не входящих в область их компетенции (превышение установленных полномочий);
- риском перегрузки персонала;
- неустойчивостью штата Банка (текучесть кадров);
- другими рисками, связанными с особенностями персонала или процессами управления персоналом.
2) Риск технологий - риск потерь, связанный с несовершенством используемых технологий (неадекватность, недостаточная эффективность):
- методический риск неверно принятой методологии (ее отсутствие) осуществления того или иного процесса, технологии выполнения операций и т.д.;
- несоответствие принятых технологий требованиям действующего законодательства, нормативным документам Банка России;
- риск информационных технологий (порядок оценки и управление указанными рисками отражено в соответствующих разделах настоящего учебного пособия):
- риск IТ технологий;
- информационный риск.
Основными объектами риска могут выступать:
· расчетно-кассовое обслуживание физических лиц;
· расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;
· процессинг и эквайринг пластиковых карт;
· конверсионные операции;
· межбанковские операции;
· предоставление и мониторинг кредитов юридическим и физическим лицам;
· технологические процессы функционирования компьютерного и коммуникационного оборудования банка, компьютерные программы;
· управление имуществом банка;
· управление другими видами активов и/или пассивов;
· операции и сделки на рынке ценных бумаг и срочных финансовых инструментов;
· административно-хозяйственная деятельность банка
· осуществление других банковских услуг и/или продуктов и др.
Операции, обладающие следующими особенностями, могут привести к концентрации операционного риска:
- в отношении операций не полностью приняты необходимые меры по снижению операционных рисков;
- операции требуют высокой квалификации персонала, замкнуты на отдельных сотрудников, их знания и квалификацию;
- системы, проводящие операции, работают с близкой к предельной или не адекватной нагрузке;
- проводимые операции технологически сложны;
- результат операций в большой степени зависит от эффективности работы персонала;
- процессы проведения операций не формализованы и не определены, при проведении операций большую роль играют "экспертные" оценки и субъективные суждения;
- эффективность и рискованность проводимых операций с трудом подвергается оценке в текущем режиме.
Схематично классификацию операционных рисков в зависимости от источников их возникновения можно представить следующим образом (рисунок 3).
Рисунок 3 - Источники возникновения операционного риска
Факторы, усиливающие влияние операционного риска:
- требования надзорных органов;
- увеличение объема и количества операций (число транзакций в единицу времени);
- усложнение системы технологической поддержки операций;
- усложнение финансовых инструментов и операций;
- количество и скорость одновременно происходящих изменений (быстрое изменение в технологиях, в законодательстве и т.д.).
Возможные последствия (потери) операционного риска:
· штрафные санкции надзорных органов, налоговых органов;
· судебные издержки, взыскания по решению суда;
· снижение или потеря части стоимости активов;
· прямые издержки, связанные с устранением причин возникновения и реализации риска; затраты на устранение последствий аварий и т.п.;
· потери в результате ошибок в реквизитах платежей (платежи и списание средств в результате ошибок в реквизитах платежей, которые не были возвращены);
· прочие убытки, не покрытые резервами.