Характеристика разработок зарубежных и отечественных авторов по проблемам управления персоналом
Анализ практических и теоретических исследований отечественных и зарубежных авторов выявил недостаточную разработку вопросов формирования системы управления персоналом на базе комплексного проектирования и оценки его эффективности на разных стадиях. Руководители-практики обвиняют науку в неспособности предоставить методический материал для построения такой системы управления персоналом на предприятии, которая обеспечивала бы ее поступательное развитие и совершенствование конкурентных преимуществ. По мнению автора, одним из основных препятствий на пути создания проектов комплексной СУП является недостаточно полное использование системного подхода к структуре системы управления персоналом предприятия вообще и процессу ее проектирования в частности. Различные ученые исследуют в основном организационные и управленческие вопросы построения СУП, в то время как ее социально-психологическая, информационная и нормативно-правовая основы остаются без должного внимания. Недостаточно методик расчета и оценки социальной и экономической эффективности проектов создания целостной системы управления персоналом в организации, а также практических и методических рекомендаций по созданию оптимальных трудовых коллективов, обеспечивающих достижение стратегических и тактических целей развития предприятия.
Место и роль курса в системе подготовки менеджера
Дисциплина «Управление персоналом» занимает центральное место в подготовке менеджера. Курс необходим для получения знаний об эффективном управлении персоналом с целью полного использования возможностей человека к труду.
|
Взаимосвязь курса с другими дисциплинами
Какие знания необходимы, чтобы иметь дело с людьми:
В первую очередь – психология. С тех пор как труд стал механизированным и автоматизированным, душа («психе») работника вышла на первый план.
Во-вторых – социология. Без социологии невозможно представить себе организацию как социальную систему.
Как ни странно, культурология. В глобальной экономике просто необходимо понимать культурные различия между представителями разных национальностей, чтобы построить конструктивное взаимодействие в организации.
Взаимодействия между людьми подчиняется не только социальным, но и экономическим законам. Поэтому помимо социальных и психологических знаний требуются знания экономические.
Правовые основы тоже необходимо учитывать при управлении персоналом.
Вообще, человеческие ресурсы являются самыми «капризными» ресурсами организации, так что для решения проблем, связанных с кадрами, менеджеру приходится привлекать все свои знания и умения, из какой бы области знаний он их ни почерпнул.
Объекты и носители функций управления персоналом в организации
Объекты управления персоналом - работники организации, на которых направлено воздействие функций управления персоналом; объектами управления персоналом являются все сотрудники организации, включая носителей функций управления персоналом.
Носители функций управления персоналом - подразделения и должностные лица организации, выполняющие функции управления персоналом. Носителями функций управления персоналом являются:
|
- руководство организации;
- заместители руководителя организации;
- линейные руководители производственных и функциональных подразделений;
- руководитель службы управления персоналом;
- подразделения по управлению персоналом;
- специалисты, занимающиеся проблемами управления персоналом.
Тема 2. Персонал предприятия как объект управления
Персонал организации - это все работники любой организации. Они включают в себя производственный персонал и управленческий персонал (кадры управления – руководители и специалисты – менеджеры).
Структура персонала организации
Совокупность отдельных групп работников образует структуру персонала, или по-другому, социальную структуру организации, которая может быть статистической и аналитической.
Статистическая структура отражает его распределение и движение в разрезе категорий и групп должностей. Например, можно выделить персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или осуществляющие обслуживание этих процессов) и не основных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы). Все они в своих подразделениях занимают должности руководителей, специалистов, рабочих, и основные сведения о них содержатся в текущей отчетности.
Аналитическая структура определяется на основе специальных исследований и расчетов и подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам как стаж работы, образование, профессия; частная структура отражает соотношение отдельных категорий работников.
Критерием оптимальности структуры персонала является соответствие численности работников различных должностных групп объемам работ, свойственным каждой должностной группе, выраженным в затратах времени.