Инновационный менеджмент: понятие и состав




 

Многие специалисты инновационного менеджмента рассматривают его в трех аспектах:

– как науку и искусство управления инновациями;

– как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

– как аппарат управления инновациями.

На основании этого можно дать следующее определение: инновационный менеджмент — наука и искусство, теория и практика управления процессом кардинальных изменений в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой деятельности путем разработки, внедрения и использования новшеств и инноваций с целью более полного удовлетворения общественных потребностей и получения максимально возможной прибыли.

Содержанием инновационного менеджмента являются: разработка планов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением; рассмотрение проектов, создание новых продуктов; проведение единой инновационной политики (координация деятельности в производственных подразделениях); обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных задач.

В инновационном менеджменте выделяют два уровня.

Первый включает теории социального управления инновационными системами. На этом уровне разрабатываются стратегии инновационного развития, социально-организационные и экономические концепции.

Второй уровень инновационного менеджмента представляет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью. То есть он имеет функциональный прикладной характер и направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств.

Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем введения инноваций. Таким результатом является достижение конкурентных преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения конкурентоспособности продукции.

Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью организации с использованием принципов, функций и методов менеджмента, направленное на достижение ее (организации) общих целей.

Классификация инноваций

 

Систематизация знаний по инноватике, определяемая их принципиальным содержанием, направлениями использования и распространения посредством диффузии и трансферта инноваций, находит практическое осуществление в классификаторе новаций, инновационных процессов и нововведений.

В классификаторе имеются два уровня. Первый – базовые признаки объектов классификации. Второй – группирование типологических понятий по базовым признакам.

Базовые признаки объектов классификации подразделяются на три группы. В первую группу включаются новации (новшества), во вторую – инновационные процессы, в третью – нововведения (инновации).

Классификатор новшеств, инновационных процессов и инноваций находит практическое применение при принятии управленческих решений как по инвестициям в инновации, так и в процессе организации инновационной деятельности. Классификатор может также использоваться как словарь терминов систематизированных знаний по инноватике [19, с.56 ].

Специалисты инновационного менеджмента в большинстве случаев применяют следующую классификацию новшеств и инноваций:

1. По уровню новизны:

1.1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов);

1.2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. п.).

2. По стадии жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество:

2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга;

2.2. То же на стадии НИОКР;

2.3. На стадии организационно-технологической подготовки произ-

водства;

2.4. На стадии производства (включая тактический маркетинг);

2.5. На стадии сервиса, осуществляемого изготовителем.

3. По масштабу новизны:

3.1. Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия,

изобретения, патенты);

3.2 Новые в стране;

3.3 Новые в отрасли;

3.4 Новые для фирмы.

4. По сфере внедрения:

4.1. Новшества и инновации, созданные (внедрённые) в сфере науки;

4.2. То же в сфере образования;

4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.);

4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.).

5. По предназначению:

5.1. Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения;

5.2. Новшества для накопления на фирме;

5.3. Новшества в основном для продажи.

6. По частоте применения:

6.1. Разовые;

6.2. Повторяющиеся (диффузия).

7. По форме новшества:

7.1. Открытия, изобретения, патенты;

7.2. Рационализаторские предложения;

7.3. Ноу-хау;

7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы;

7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. п.

8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации:

8.1. Научно-технический;

8.2. Социальный;

8.3. Экологический;

8.4. Экономический;

8.5. Интегральный.

9. По подсистеме системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация:

9.1. Подсистема научного сопровождения;

9.2. Целевая подсистема;

9.3. Обеспечивающая подсистема;

9.4. Управляемая подсистема;

9.5. Управляющая подсистема.

Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе приведенной классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации имеет девять цифр – по числу признаков классификации (рисунок 2).

 

Места для цифр кода инновации Признак классификации и инновации

Подсистема системы менеджмента.

Вид эффекта

Форма новшества – основа инновации

Частота применения инновации

Сфера применения инновации

Отрасль народного хозяйства - инноватор

Масштаб новизны инновации

Стадия жизненного цикла товара

Уровень новизны инновации

 
 


Рисунок 2 — Схема кодирования инноваций

 

Пример кода инноваций: 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам: например, 1-ая цифра означает радикальное новшество; 2-ая – новшество разработано на стадии НИОКР; 3– новшество мирового уровня 4-ая – новшество создано в сфере науки; 5 – новшество создано в основном для продажи; 6-ая – инновация повторяющаяся; 7 – инновация на основе изобретения; 8 – эффект получен интегральный; 9 – инновация относится к подсистеме научного сопровождения системы инновационного менеджмента. Кодировать инновации можно в рамках страны и в мировом масштабе: тогда перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации. Кодирование инноваций позволяет автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что способствует экономической эффективности и активизирует инновационную деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: