Многие специалисты инновационного менеджмента рассматривают его в трех аспектах:
– как науку и искусство управления инновациями;
– как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;
– как аппарат управления инновациями.
На основании этого можно дать следующее определение: инновационный менеджмент — наука и искусство, теория и практика управления процессом кардинальных изменений в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой деятельности путем разработки, внедрения и использования новшеств и инноваций с целью более полного удовлетворения общественных потребностей и получения максимально возможной прибыли.
Содержанием инновационного менеджмента являются: разработка планов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением; рассмотрение проектов, создание новых продуктов; проведение единой инновационной политики (координация деятельности в производственных подразделениях); обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных задач.
В инновационном менеджменте выделяют два уровня.
Первый включает теории социального управления инновационными системами. На этом уровне разрабатываются стратегии инновационного развития, социально-организационные и экономические концепции.
Второй уровень инновационного менеджмента представляет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью. То есть он имеет функциональный прикладной характер и направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств.
|
Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем введения инноваций. Таким результатом является достижение конкурентных преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения конкурентоспособности продукции.
Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью организации с использованием принципов, функций и методов менеджмента, направленное на достижение ее (организации) общих целей.
Классификация инноваций
Систематизация знаний по инноватике, определяемая их принципиальным содержанием, направлениями использования и распространения посредством диффузии и трансферта инноваций, находит практическое осуществление в классификаторе новаций, инновационных процессов и нововведений.
В классификаторе имеются два уровня. Первый – базовые признаки объектов классификации. Второй – группирование типологических понятий по базовым признакам.
Базовые признаки объектов классификации подразделяются на три группы. В первую группу включаются новации (новшества), во вторую – инновационные процессы, в третью – нововведения (инновации).
Классификатор новшеств, инновационных процессов и инноваций находит практическое применение при принятии управленческих решений как по инвестициям в инновации, так и в процессе организации инновационной деятельности. Классификатор может также использоваться как словарь терминов систематизированных знаний по инноватике [19, с.56 ].
|
Специалисты инновационного менеджмента в большинстве случаев применяют следующую классификацию новшеств и инноваций:
1. По уровню новизны:
1.1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов);
1.2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. п.).
2. По стадии жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество:
2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга;
2.2. То же на стадии НИОКР;
2.3. На стадии организационно-технологической подготовки произ-
водства;
2.4. На стадии производства (включая тактический маркетинг);
2.5. На стадии сервиса, осуществляемого изготовителем.
3. По масштабу новизны:
3.1. Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия,
изобретения, патенты);
3.2 Новые в стране;
3.3 Новые в отрасли;
3.4 Новые для фирмы.
4. По сфере внедрения:
4.1. Новшества и инновации, созданные (внедрённые) в сфере науки;
4.2. То же в сфере образования;
4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.);
4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.).
5. По предназначению:
5.1. Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения;
5.2. Новшества для накопления на фирме;
5.3. Новшества в основном для продажи.
6. По частоте применения:
6.1. Разовые;
6.2. Повторяющиеся (диффузия).
7. По форме новшества:
7.1. Открытия, изобретения, патенты;
7.2. Рационализаторские предложения;
7.3. Ноу-хау;
7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы;
|
7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. п.
8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации:
8.1. Научно-технический;
8.2. Социальный;
8.3. Экологический;
8.4. Экономический;
8.5. Интегральный.
9. По подсистеме системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация:
9.1. Подсистема научного сопровождения;
9.2. Целевая подсистема;
9.3. Обеспечивающая подсистема;
9.4. Управляемая подсистема;
9.5. Управляющая подсистема.
Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе приведенной классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации имеет девять цифр – по числу признаков классификации (рисунок 2).
Места для цифр кода инновации Признак классификации и инновации
Подсистема системы менеджмента.
Вид эффекта
Форма новшества – основа инновации
Частота применения инновации
Сфера применения инновации
Отрасль народного хозяйства - инноватор
Масштаб новизны инновации
Стадия жизненного цикла товара
Уровень новизны инновации
Рисунок 2 — Схема кодирования инноваций
Пример кода инноваций: 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам: например, 1-ая цифра означает радикальное новшество; 2-ая – новшество разработано на стадии НИОКР; 3-я – новшество мирового уровня 4-ая – новшество создано в сфере науки; 5-я – новшество создано в основном для продажи; 6-ая – инновация повторяющаяся; 7-я – инновация на основе изобретения; 8-я – эффект получен интегральный; 9 – инновация относится к подсистеме научного сопровождения системы инновационного менеджмента. Кодировать инновации можно в рамках страны и в мировом масштабе: тогда перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации. Кодирование инноваций позволяет автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что способствует экономической эффективности и активизирует инновационную деятельность.