Тема: «Сущность инноваций и инновационного менеджмента»
Вопросы
1. Сущность инноваций как экономической категории.
2. Инновационный менеджмент: понятие и состав.
3. Классификация инноваций.
4. Особенности инновационного менеджмента и управления инновационным процессом в АПК
Сущность инноваций как экономической категории
Установление конкретного круга аспектов, характеризующих сущность любого понятия, является исходным моментом для формулирования целей, структуры и объема дальнейших исследований. Поэтому необходимо уделить внимание определению сущности базового понятия «инновация», а также других понятий инновационного менеджмента (рисунок1).
В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Процесс разработки, внедрения, использования новшеств и инноваций называют инновационным процессом. В соответствии с международными стандартами инновации определяются как конечный результат постоянной инновационной деятельности, что получает воплощение в виде новых или усовершенствованных продуктов, внедренных на рынке, новых или усовершенствованных технико-технологических процессов, используемых в практической деятельности.
В рамках инновационной деятельности производители инноваций должны стремиться к получению максимальной прибыли, в связи с чем должны создавать и продвигать нововведения потребителям, пытаясь наиболее полно учесть потребительские предпочтения.
|
Начинается инновационная деятельность с научной идеи и заканчивается ее коммерческой реализацией. Поэтому можно сказать, что генерирование идей, проведение научных исследований, выполнение научных разработок, организация технологического процесса и производство новой и более качественной продукции являются основными элементами и базовыми блоками структуры инновационного процесса. Инновационный процесс — процесс последовательного проведения работ по созданию новшества, преобразованию его в продукцию (услуги), выведению продукции (услуг) на рынок для коммерческого применения.
·
|
· производственная применимость
· коммерческая реализуемость
Не являются Несущественные (!) изменения (напр., цвет, форма,
инновациями конструктивное исполнение)
Расширение номенклатуры
технические управленческие
экономические глобальные и
организационные локальные
|
|
|
≡
Информационный Перераспределение возник-
процесс, форма и шего полезного эффекта
Научные исследования, скорость которого между производителями
НИОКР, опытное произ- зависит от коммуника- (их становится > 1) и потре-
водство, сбыт, коммер- ционных каналов бителями
|
ческое производство
Рисунок 1 — Основные понятия и содержание инновационного процесса
Основными этапами инновационного процесса являются:
– аналитическое исследование проблемы (поиск целесообразных решений и формирование идей в виде концепций, схем и приоритетов);
– разработка и обоснование предпроектных предложений и рекомендаций;
– разработка проектов и программ развития;
– выполнение научных исследований и разработок; изготовление опытных образцов новых технологий, техники и продуктов; подготовка к освоению научно-технических разработок в производстве;
– реализация научных разработок и проектов (организация производства и системы сбыта продукции).
В действительной практике реализации инноваций, нововведения не обязательно должны проходить все эти этапы. Бывает ускоренная реализация процесса — от идеи до массового освоения, а иногда можно встретиться с очень медленным продвижением инноваций, когда возникает опасность крупных потерь или необходимость дополнительных инвестиций, или требуется комплексная экспертиза и производственная проверка. В таком случае число этапов может увеличиться.
Различают три логические формы инновационного процесса:
1. Простой внутриорганизационный (натуральный), который предполагает создание и использование новаций внутри предприятия (новшество в этом случае не приобретает товарной формы).
2. Простой межорганизационный (товарный), когда новшество выступает как предмет купли-продажи, но не носит выраженного воспроизводственного характера.
|
3. Расширенный, проявляющийся в быстром появлении новых производителей нововведения, т. е. он развивается в нарушение монополии производителя-новатора.
Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства и оформить результаты.
Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Инновация — это созданные и практически используемые (доведенные до потребителя) новые или усовершенствованные виды продукции, технологий или услуг, а также организационные решения административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающие экономический (социальный, экологический или иной) эффект; результат инновационной деятельности. Вместо понятия «инновация» употребляют равнозначное понятие «нововведение».
Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На «входе» фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары.
Результатом инновационного процесса могут быть как разработанные новшества, так и инновации (внедрение новшества). Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую предприятием продукцию (выполняемую услугу), т. е. превращения в форму инновации. Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т. д.).
Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (превращению в инновации) и распространению (диффузия) называется инновационной деятельностью. Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание и практическое использование (доведение до потребителя) новых или усовершенствованных видов продукции, технологий, услуг или организационных решений административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающих экономический (социальный, экологический или иной) эффект.
Ноу-хау — коммерческая, техническая, технологическая и другая информация, получившая оформление в виде специальной технической документации, опыта, необходимая для налаживания производства незапатентованных товаров или услуг. Для ноу-хау характерны следующие сферы: научно-техническая, коммерческая, финансовая, управленческая. Часто понятие «ноу-хау» применяется как сведения, придающие признак новизны элементам бизнеса.
Нововведением называют: неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги); неизвестный метод производства продукции и услуг; разработка новых материалов и элементов; получение нового источника сырья и энергии; организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).
Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или создающим условия для такой экономии.