В результате освоения дисциплины «Информационная стратегия компании» студент должен знать:
· теоретические основы информационной стратегии компании;
· целеполагание как процесс разработки стратегии и тактики компании;
· виды стратегического анализа для компании;
· принципы формирования информационной стратегии компании;
· основные положения конкурентоспособности компании.
Уметь:
· вырабатывать стратегию организации;
· оценивать степень возможного риска;
· использовать экономическую, нормативно-управленческую документацию и справочные материалы в своей работе;
· использовать программное обеспечение для решения экономических и управленческих задач;
· разработать информационную стратегию компании.
Владеть:
· рациональными приемами использования компьютерных программ в исследовательской и учебной работе.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное обучение (по отраслям)»:
а)общекультурные (ОК):
· осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);
· владеет правовыми и нравственными нормами экологического поведения (ОК-12);
· имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14);
· способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16);
· владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);
· способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22);
|
· способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23);
· способен к когнитивной деятельности (ОК-24);
· способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25).
б)профессиональными(ПК):
· готов к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14);
· способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16);
· готов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27);
· готов к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов) (ПК-28);
· готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29).
в) профельно-специализированными (ПСК):
· способен применять современные технологии разработки ПО (ПСК – 9);
· готов к использованию современных интегрированных сред разработки ПО (ПСК – 10).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
По очной форме обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, из них 46 часов аудиторных занятий.
При очной форме обучения дисциплина изучается в течение 1-го семестра четвертого курса.
Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:
· аудиторная – 2 часа в неделю в 1-м семестре четвертого курса;
· самостоятельная работа студентов – 9 часов в неделю в 1-м семестре четвертого курса.
|
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестры |
7-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 5 (180) | |
Аудиторные занятия | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
семинарские занятия | ||
лабораторные работы | ||
другие виды аудиторных занятий | ||
Самостоятельная работа | ||
изучение теоретического курса | ||
домашние семестровые (расчетно-графические) задания | ||
курсовая работа | ||
домашние задания | ||
другие виды самостоятельной работы (подготовка к экзамену) | ||
Вид промежуточного контроля | экзамен |
Содержание разделов дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание разделов |
1. | Теоретические основы информационной стратегии компании | Компания как объект стратегического управления. Виды и характеристика стратегий компании. Понятие стратегического потенциала и его структура. Разные подходы и процедуры разработки стратегии компании. Пирамида стратегий. Составляющие полноценной стратегии компании. Информация - основа формирования базы стратегических данных. Информационный обмен, система коммуникаций компании. |
2. | Целеполагание как процесс разработки стратегии и тактики организации | Современная концепция рыночной ориентации компании. Модель развития предприятия. Факторы, определяющие поведение организации. Ключевые факторы успеха. Понятие и этапы стратегической ориентации компании. Стили стратегического поведения компании |
3. | Стратегический анализ внешней и внутренней среды компании | Место компании во внешней среде, ее взаимосвязи с факторами макро- и микросреды. Внутренняя среда компании. Методы и модели стратегической диагностики (методы анализа и оценки потенциала, анализа конкурентных преимуществ по М.Портеру, модели кривой обучения, PEST- анализ, SWOT-анализ, PIMS, риск-анализ, GAP-анализ. и др.) |
4. | Принципы формирования информационной стратегии компании | Роль и место информационной стратегии компании в пирамиде стратегий компаний. Основные принципы информационной стратегии компании. Составляющие информационной стратегии компании. Виды стратегического управления компанией. Механизм разработки информационной стратегии компании в соответствии с международными принципами. |
5. | Разработка и реализация информационной стратегии компании | Миссия, цели, целевые приоритеты. Модель разработки информационной стратегии компании. Имитационная модель формирования и реализации ситуационного плана. Предпосылки стратегических изменений компании. |
6. | Особенности и практика реализации информационной стратегии на примере российских предприятий и организаций | Проблемы формирования информационной стратегии компании. Роль и место собственных топ - менеджеров, руководителей в разработке и внедрении информационной стратегии компании. Основная идеология информационной стратегии компании. Ключевые положения стратегического управления содержания работ по реализации информационной стратегии. |
4.3. Тематический план изучения дисциплины
|
Таблица 3
№ п/п | Разделы дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | практич. Занятия | лаборат. Занятия | самост. Работа | |||||
Теоретические основы информационной стратегии компании. Управленческая информация. | 1-2 | Входной контроль Тестирование (2) | ||||||
Целеполагание как процесс разработки стратегии и тактики компании. Компания как активная система. | 3-4 | Домашнее задание Тестирование (4) | ||||||
Стратегический анализ. Анализ внешней среды компании. Анализ внутренней среды компании. | 5-7 | Домашнее задание Тестирование (7) | ||||||
Принципы формирования информационной стратегии компании. | 8-10 | Домашнее задание Тестирование (10) | ||||||
Разработка и реализацияинформационной стратегии компании. | 11-13 | Домашнее задание Тестирование (13) | ||||||
Особенности и практика реализации информационной стратегии на примере российских предприятий и организаций. | 14-15 | Экзамен (15) | ||||||
Всего: |
Лабораторные работы
Цикл лабораторных работ по дисциплине «Информационная стратегия компании» реализуется в рамках аудиторных занятий, выделенных под эти цели. Каждая лабораторная работа выполняется самостоятельно студентом во время аудиторного занятия в присутствии преподавателя. Реализованные задания лабораторной работы каждый студент должен самостоятельно представить преподавателю для проверки правильности выполнения.
Замечания по ходу выполнения и оформлению лабораторной работы, а также выявленные ошибки устраняются каждым студентом самостоятельно.
Перечень лабораторных работ по модулям представлен в табл.4:
Таблица 4
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание лабораторной работы | Количество часов | |
1. | Разработка стратегического управленческого решения компании. | Определение требований к качеству и эффективности стратегических управленческих решений компании. Основы прогнозирования управленческого решения компании. | ||
2. | Стратегический анализ компании. | Анализ внешней среды компании PEST. Анализ внутренней среды компании SWOT. Метод анализа конкурентных преимуществ GAP. Метод анализа конкурентных преимуществ LOTS. Методы анализа конкурентных преимуществ PIMS и Мак-Кинси. | ||
3. | Формирование стратегии компании. | Стратегический маркетинг как инструмент формирования стратегии компании. Построение дерева показателей конкурентоспособности товара и компании. Стратегия международной деятельности компании. Состав и содержание стратегии компании. | ||
4. | Стратегия организационно - технического развития компании | Анализ и прогнозирование организационно - технического уровня производства. Основы формирования технической и социальной политики компании. Организационные формы инноваторов. Проектирование организационной структуры. | ||
5. | Принципы формирования информационной стратегии компании. | Инструменты Интернет-маркетинга. Влияние Интернет-маркетинга на формирование маркетинговой стратегии компании. Интеграция элементов комплекса маркетинга под влиянием Интернет. Конвергенция электронного рынка и ее основные формы. Основные маркетинговые стратегии компании в сети Интернет (брэндинг, товарные стратегии, ценовые стратегии, стратегии продвижения). Бэнчмаркинг. | ||
6. | Организация разработки и реализации информационной стратегии. | Сетевые методы разработки и реализации планов. Методическое, ресурсное, информационное и правовое обеспечение разработки стратегических планов. Оперативное управление реализацией стратегических планов компании. | ||
Всего по дисциплине | ||||
Самостоятельная работа
При изучении дисциплины «Информационная стратегия компании» предусмотрено выделение 180 часов на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы. Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Информационная стратегия компании» являются:
а) выполнение домашних заданий, освоение и проработка тем лекционного курса;
б) подготовка к экзамену.
На самостоятельную работу студентов выносится подготовка доклада по дисциплине «Информационная стратегия компании». Примерные темы докладов приведены в приложении 1.
По итогам изучения дисциплины предусмотрены виды промежуточной аттестации: экзамен.
Таблица 4
Самостоятельная работа, зач. ед./часы | ||||||
ДЗ | Подготовка к ПЗ; лаб. работам, экзамену, изучение теоретического материала | Выполнение ДСЗ | Всего | Формы контроля | ||
Теоретические основы информационной стратегии компании. Управленческая информация. | Тестирование Домашние задания | |||||
Целеполагание как процесс разработки стратегии и тактики компании. Компания как активная система. | - | Тестирование Домашние задания Защита лабораторных работ | ||||
Стратегический анализ. Анализ внешней среды компании. Анализ внутренней среды компании. | Тестирование Домашние задания Защита лабораторных работ | |||||
Принципы формирования информационной стратегии компании. Принципы формирования информационной стратегии компании. | - | Тестирование Защита лабораторных работ | ||||
Разработка и реализацияинформационной стратегии компании. | - | Тестирование Защита лабораторных работ | ||||
Особенности и практика реализации информационной стратегии на примере российских предприятий и организаций. | -0 | Тестирование Защита лабораторных работ | ||||
ИТОГО |
Домашние задания
Выполнение, оформление и подготовка к защите домашних заданий (ДЗ). Трудоемкость – 5,3 зач. ед. (80 часов).
Требования к выполнению, контрольные задания и примеры их выполнения приведены в учебно-методической литературе.
Задания, необходимые для выполнения домашних заданий, выдает преподаватель, осуществляющий проведение лабораторных занятий с указанием рекомендуемых литературных источников.
Домашние задания выполняются с целью практической проработки разделов дисциплины, что способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, развивает творческую инициативу и самостоятельность, повышает интерес к изучению дисциплины и прививает навыки научно-исследовательской работы. Домашние задания по дисциплине выполняются каждым студентов в рамках самостоятельной работы по следующим тематикам:
ДЗ 1. «Теоретические основы информационной стратегии компании. Управленческая информация» предполагает анализ материалов из зарубежной и российской практики работы компаний и используемых стратегий (реферат по материалам зарубежной печати).
ДЗ 2. «Стратегический анализ. Анализ внешней среды компании. Анализ внутренней среды компании» включает в себя анализ ситуаций на примере конкретной организации: фирмы, банка, страховой компании, учреждения.
Каждое домашнее задание выполняется, оформляется и защищается студентом самостоятельно.
Подготовка к защите домашнего задания осуществляется самостоятельно каждым студентом с проработкой разделов лекционного материала, охватывающего тему данного ДЗ, включает в себя выполнение ДЗ и оформление презентации в программе MS Office Power Point в соответствии с требованиями.
Защита домашних заданий проводится в форме беседы и призвана выявить уровень знаний студента по теме защищаемого ДЗ.
Прием защит ДЗ проводится преподавателями, осуществляющими проведение лабораторных занятий.