РЕЗУЛЬТАТЫ
Регионального исследования качества биологической подготовки
Учащихся 5 классов
Общеобразовательных организаций Мурманской области
В 2017 году
Петрова И.А., доцент
ГАУДПОМО «ИРО», к.п.н.
Региональное исследование качества биологической подготовки учащихся 5-ых классов общеобразовательных организаций Мурманской области проводилось ГАУДПОМО «ИРО» в ноябре 2017 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Мурманской области № 924 от 08.05.2015 «Об утверждении Плана повышения качества школьного естественнонаучного образования в Мурманской области на 2015 – 2018 годы».
Цель исследования – определение уровня достижения учащимися 5 классов общеобразовательных организаций Мурманской области:
- предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология»;
- предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»;
- метапредметных результатов (универсальных учебных действий).
Региональная проверочная работа была представлена двумя вариантами. Каждый вариант включал 10 заданий, часть из которых состояла из нескольких подзаданий. В общей сложности учащимся предстояло выполнить 23 задания, (16 базового, 5 повышенного и 2 высокого уровня сложности). В работе было 5 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных, 14 заданий с кратким ответом, где нужно было вписать число или слово, 4 задания с развернутым ответом, где требовалось дать обоснованный письменный ответ на вопрос в виде словосочетания, предложения или нескольких предложений.
|
Четыре задания были направлены на проверку сформированности исключительно метапредметных умений (универсальных учебных действий).
Проверяемые в работе содержание, предметные результаты и учебные действия показаны в таблице 2.
В исследовании приняли участие 597 человек (8 % от общего количества пятиклассников в Мурманской области в 2017 году) из 11 общеобразовательных организаций 7 административно-территориальных единиц Мурманской области (табл.1). Среди участников исследования более половины (62%) составили пятиклассники общеобразовательных организаций Кандалакшского района, ЗАТО г. Североморск и г. Апатиты п.т.
Таблица 1.
Участники регионального исследования качества биологической подготовки учащихся 5-ых классов общеобразовательных организаций Мурманской области в 2017 году
№ | Административно-территориальные единицы | Количество | Доля уч-ся | |
ОО | учащихся | |||
1. | Кандалакшский район | 23% | ||
2. | ЗАТО г. Североморск | 23% | ||
3. | г. Апатиты с подведомственной территорией | 17% | ||
4. | г. Полярные Зори с подведомственной территорией | 11% | ||
5. | Печенгский район | 10% | ||
6. | г. Мончегорск с подведомственной территорией | 8% | ||
7. | Кольский район | 8% | ||
Всего | 100% |
Учитывая, что в написании проверочной работы участвовали только 8% пятиклассников области, результаты и выводы, полученные и представленные ниже, являются показателями качества биологического образования в Мурманской области лишь в определенной степени. Тем не менее, выявленные типичные затруднения учащихся и рекомендации по их устранению следует учесть всем учителям биологии при организации процесса обучения.
|
В целом исследованная группа пятиклассников продемонстрировала следующее качество биологической подготовки (рис. 1).
Качество знаний составляет от 42% до 92%, в среднем – 71%.
Уровень обученности колеблется от 94% до 100%, в среднем – 99%.
Группа пятиклассников с минимальной биологической подготовкой составляет 1%. Эти учащиеся получили от 0 до 8 баллов за выполнение заданий проверочной работы (из 33 возможных баллов) и получили отметку «2». Но в разных общеобразовательных организациях в эту группу входят от 0% до 6% пятиклассников.
Удовлетворительную биологическую подготовку имеют 28% пятиклассников (от 8% до 58% в различных общеобразовательных организациях). Они набрали 9 – 17 баллов, получили отметку «3».
Хорошую биологическую подготовку имеют 56% пятиклассников (от 8% до 58%). Они набрали 18 – 25 баллов, получили отметку «4».
Группа пятиклассников с отличной биологической подготовкой составляет 15% (от 8% до 58%). Эти учащиеся набрали 26 – 33 балла, получили отметку «5».
Результаты выполнения отдельных заданий региональной проверочной работы показаны в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты выполнения отдельных заданий региональной проверочной работы по биологии в 5-ом классе
№ задания | Проверяемые элементы содержания (дидактические единицы) | Проверяемые предметные результаты/ учебные действия[1] | Доля уч-ся (%), получивших 0 баллов |
1. | Биология как наука | Сформированность представления о биологии как науке, о разделах биологии | |
2. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде | ||
3. | Сформированность представлений о методах биологической науки, сфере их применения | ||
4. | Среды обитания живых организмов | Умение приводить примеры живых организмов разных сред обитания, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой | |
5. | Умение характеризовать особенности различных сред обитания живых организмов | ||
6.1. | Многообразие живых организмов (на региональном материале) | Различать по внешнему виду реальные биологические объекты или их изображения, узнавать изученные объекты живой природы | |
6.2. | Осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, грибов). Сравнивать объекты живой природы на основе известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы | ||
6.3. | |||
6.4. | Выявлять отличительные признаки биологических объектов, узнавать изученные объекты живой природы по описанию | ||
6.5. | Признаки растений | Выделять существенные признаки биологических объектов (растений), выделять существенные признаки изученных объектов живой природы (растений) | |
6.6. | Общие свойства живых организмов | Сформированность представления о клеточном строении, как универсальном свойстве живого | |
7.1. | Устройство увеличительных приборов | Знание устройства светового микроскопа | |
7.2. | |||
7.3. | Применение знаний о назначении микроскопа на практике, умение рассчитывать увеличение микроскопа | ||
8.1. | Строение клетки (понятия «цитоплазма», «ядро», «оболочка/мембрана клетки») | Сформированность знаний о строении клетки. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток), извлекать информацию из биологического рисунка. Анализ и синтез (составление схемы). | |
8.2. | |||
8.3. | |||
8.4. | Сформированность знаний о различии в строении растительной и животной клеток, умение аргументировать, приводить доказательства различий растительной и животной клеток, извлекать информацию из биологического рисунка. Строить письменное высказывание. | ||
9.1. | - | Умение извлекать информацию из данных, представленных в таблице. Умение проводить сравнение. | |
9.2. | |||
10.1 | - | Смысловое чтение: понимание текста, умение осуществлять обобщение, строить умозаключение, строить письменное высказывание на основе прочитанного | |
10.2 | Смысловое чтение: понимание текста | ||
10.3 | Значение растений в природе | Характеризовать и приводить примеры, иллюстрирующие роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека. Строить письменное высказывание, используя обобщение и конкретизацию. | |
ВСЕГО: |
|
Уровень достижения предметных результатов
В проверочной работе уровень достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» проверяли задания 2, 4, 6.1 – 6.5.
Усвоили содержание предмета «Окружающий мир» и достигли планируемых предметных результатов 84% пятиклассников исследованной группы.
Имеют представление о проведении наблюдений в окружающей среде (понимают, что скорость ветра и глубину снежного покрова можно определить методом измерения) 85%.
Узнают изученные живые объекты, наиболее распространенных представителей местной флоры и фауны на рисунках 94%, по описанию – 85%.
Могут обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой (могут определить в предложенном перечне обитателей наземно-воздушной среды) 74%.
Умеют проводить классификацию живых организмов на животных, растения и грибы 95%.
Выявлять существенные признаки растений (способность к фотосинтезу) могут меньшее число пятиклассников – только 61%. У 39 % пятиклассников представление о фотосинтезе не сформировано, они считают, что грибы способны к фотосинтезу.
Из 23 заданий проверочной работы уровень сформированности предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» проверяли 18 заданий (все задания, кроме заданий 2, 9.1, 9.2, 10.1 и 10.2).
В целом 75% пятиклассников исследованной группы усвоили проверяемое содержание курса «Биология» и достигли предметных результатов. На рисунке 2 показаны результаты усвоения отдельных дидактических единиц. Лучше всего усвоены разделы «Биология как наука» (90%) и «Многообразие живых организмов» (80%). Раздел «Устройство увеличительных приборов» усвоили 72% пятиклассников. Хуже усвоены разделы «Среды обитания живых организмов» и «Строение клетки» (67%), а также раздел «Значение растений в природе» (66%).
Учащиеся 5-ых классов, участвовавшие в региональном исследовании, продемонстрировали следующий уровень сформированности предметных умений/способов деятельности.
Знание/понимание/формирование представлений.
94% пятиклассников знают объекты изучения ботаники и зоологии.
86% понимают, что изучение живых объектов (птиц, рыб) в естественных условиях можно осуществлять методом наблюдения, а не эксперимента.
У 61% сформировано и у 39% не сформировано представление о фотосинтезе как существенном свойстве только растений, отсутствии этого свойства у животных и грибов.
Только у 50% сформировано представление о клеточном строении как универсальном свойстве всех живых организмов.
74% знают и 26% не знают устройства светового микроскопа.
78% знают и 22% не знают строения клетки.
58% знают и 42% не знают особенностей строения растительной клетки (наличие вакуолей, хлоропластов и клеточной стенки).
Умение характеризовать.
Только 60% могут характеризовать особенности почвенной и водной сред обитания.
Не могут охарактеризовать роль растений в жизни человека 66%.