МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УФИМСКАЯ ШКОЛА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
КИНОЛОГОВ МВД РОССИИ
Цикл кинологии
«Утверждаю»
Начальник цикла кинологии
УШПСК МВД РФ
Полковник полиции
И.П. Яблонский
«___»_______________ 2012 г
ЛЕКЦИЯ: №_____ «Методика и техника по подготовке собак по отдельным навыкам защитного раздела»
Лекционный материал подготовлен преподавателем цикла кинологии майором полиции Ермиловым Е.Н.
Лекционный материал одобрен
На заседании цикла кинологии
Протокол №______
«_____»_______________2012года.
Содержание
Введение
1. Методики защитного раздела основанные на различных мотивациях.
2. Технические приемы по отработке навыков защитного раздела...............
Введение
При проведении занятий по специальной дрессировке особенно важна роль помощников. Успех дрессировки и быстроты выработки у собаки необходимых навыков в первую очередь зависит от правильных действий помощника. Поэтому в качестве помощников можно привлекать только лиц, хорошо знакомых с техникой отработки у собаки специальных навыков. Это должны быть смелые и энергичные люди.
Для проведения занятий необходимо привлекать несколько помощников (желательно, чтобы они менялись на каждом занятии), так как наличие определенного помощника может вызвать у собаки нежелательную связь– активно-оборонительная реакция будет проявляться только на этого человека.
Во время занятий нужно стремиться создавать условия, наиболее близкие к той обстановке, которая может встретиться в действительности. Поэтому перед каждым занятием дрессировщик должен заранее детально проинструктировать помощников, ознакомить их с индивидуальными особенностями собаки, не допуская никакой искусственности в их действиях.
|
Такой инструктаж проводится обязательно в отсутствие собаки, так как во время занятий должна быть создана естественная обстановка, исключающая какие бы то ни было указания и разговоры.
В исключительных случаях, при необходимости дать какое-либо указание помощнику, дрессировщик должен сделать это незаметными для собаки условными знаками или сигналами.
Стремясь приблизить обстановку занятий к действительной обстановке, которая может встретиться на практической работе, необходимо обращать должное внимание на одежду помощников во время проявления собакой активно-оборонительной реакции, при развитии у нее злобности, а также при отработке задержания и конвоирования человека.
При проведении этих занятий с собаками караульной, защитно-караульной, розыскной и других служб помощник выполняет не только ответственную, но в ряде случаев и опасную работу (возможны сильные покусы).
Для предохранения от покусов имеются специальные дрессировочные костюмы и халаты из брезента, стеганные на вате. Недостаток их состоит в том, что подобная «одежда» резко отличается от обычной. При регулярном использовании дрессировочных костюмов у собаки образуется нежелательная связь: активно-оборонительная реакция проявляется только на человека, одетого в дрессировочный халат или костюм. Чтобы избежать этого, помощники должны пользоваться защитной одеждой только при крайней необходимости, иногда заменяя ее дрессировочным рукавом, обычно надеваемым на правую руку, когда собака находится на привязи, можно обходиться без него. Но и пользуясь защитным рукавом, помощник должен проявлять достаточную ловкость, наблюдательность и опыт, чтобы в нужный момент суметь подставить его нападающей собаке.
|
Методики защитного раздела
Основанные на различных мотивациях.
Важнейшим двигателем при обучении защитной собаки является инстинкт добычи, защитный инстинкт нападения и поведение в стае. Исследуя все это, при достижении конечной цели, было установлено, что общность инстинктивных закономерностей при проверке собаки защиты квалифицируется под названием “Инстинкт борьбы”. Экзамен защитной собаки в целом объединяет кроме определения закономерностей и инстинктов, еще и способность к обучению или способность обучаемого.
Движущие инстинкты защитной собаки
Инстинкт добычи
Инстинкт добычи входит в функциональную область принятия пищи. Образ поведения собаки при добыче состоит из поведения при травле добычи, поиска, аппортирования, преследования с помощью зрительных органов или по следу; характерными чертами инстинкта добычи, которые собака проявляет во время игры с тряпкой, являются прыжки, укусы, перетягивание тряпки. Ключом раздражения, который действует на поведение собаки при добыче, является поведение собаки при достижении настоящей добычи. Добыча уходит постоянно от собаки и находится в постоянном движении. Инстинктивное поведение собаки при добыче, возникает за счет раздражителя - добычи и является следующим - собака следует за добычей, прыгает на нее, захватывает и тащит к себе. Если собака хватает слабо, пытаемся отнять добычу, она держит крепче. Срабатывает рефлекс удержания убитой дичи, Как только собака отпускает добычу, добыча пытается убежать, собака снова хватает её и умерщвляет. Затем добыча приносится хозяину. Инстинкт добычи удовлетворен - конечная цель достигнута.
|
Инстинкт добычи проявляется уже у щенков и более сильно выражается в зрелом возрасти. Он относится к тренировочным инстинктивным закономерностям, т.е. может проявляться или тормозиться в процессе учебы. Инстинкт добычи является специфическим раздражением и побуждает к специфическим действиям
Травля стоящего в укрытии помощника, преследование, прыжки, удержание убегающего помощника и сильный захват руки помощника -все это должен оценить у своей собаки проводник.
Инстинкт защиты
Инстинкт защиты - является функциональной областью агрессивного поведения и может переплетаться со многими функциональными областями. Поведение защиты состоит из видов поведения при угрозе, задержании, агрессивной защите и захвата. Ключевым раздражителем поведения защиты является в общем и целом угроза, физического и психологического характера или открытая угроза. Цель, которой хочет достичь собака защитным поведением, является поведение в стае при возникновении опасности.
Защитное поведение может мотивироваться по разному, в зависимости от роли деятельности. В область принятия пищи может входить охрана добычи или её защита. В функциональную область сексуального поведения могут быть заложены такие функции, как защита детенышей домашних животных или охрана щенков. Цель достигнута, если собака показывает хорошее поведение и защитную реакцию. И, наконец - это может произойти и в социальных областях, примером может служить установка ранговых позиций, сохранение привилегий, например территориального вида, защита от посторонних или вынужденная оборона. Защитный инстинкт не подразделяется на специфический раздражитель или специфическое функционирование, но постоянно является активнодействующим и поэтому должен быть составной частью поведения и борьбе защитной собаки. Защитный инстинкт собаки используется при обучении защитной службе как способ поведения, как например, контролера при угрозе или нагрузок психического или физического рода. В практике, провокация вызывающая защитное поведение может например выглядеть следующим образом. Помощник идет на собаку и угрожает ей, собака, со своей стороны демонстрирует агрессивное поведение защиты (визжит, лает, кусается), помощник убегает, собака достигает своей цели.
К сожалению, так бывает очень редко, в большинстве случаев убегает собака, если у нее не вызвать сильного интереса к защитному поведению, с помощью добычи, притязаниями на ее территорию или безысходностью (когда она начинает кусаться от страха). При этом наблюдается антагонистическое поведение между инстинктом защиты и поведением уклонения, т.к. ключевые раздражители для этих двух видов поведения являются одинаковыми.
Поведение уклонения
Прежде чем, я остановлюсь на антагонистических противоречиях этих обеих важных и осторожно используемых при обучении защитной собаки движущих закономерностях, я еще раз хочу коротко охарактеризовать уклонения. Ключевым раздражителем, как было уже сказано, является как и при защитном поведении угроза физического или психологического вида, или открытая агрессия. Цель, которую хочет достичь собака поведением уклонения, - сохранение личной физической неприкосновенности или избежание встречи с врагом, которая вызовет какие-то повреждения, что обезопасит её от угрожающих событий и врагов. Образ поведения, который проявляет при этом собака, заключается в бегстве, укрытии или ползании, или в других действиях, показывающих её преклонение перед более сильным собратом. Поведение уклонения в любое время активизируется и может использоваться как закономерность при последовательном обучении (принудительная дрессировка). Из всего сказанного исходит, что угрозы или открытая агрессия должны тактично (точно) дозироваться, если хотят выработать у собаки поведение защитное вместо поведения уклонения. Поэтому, важно знать, какой образ поведения предпочтет собака при угрозе или открытой агрессии и что влияет на её поведение.
Инстинкт агрессии
Понятие - инстинкт агрессии, всеобъемлющий и, больше чем реактивный инстинкт защиты и активная область социальной агрессивности входит в область агрессивного поведения. Я хотел бы поговорить о теории агрессивности, т.к. существует мнение о том, имеется ли вообще инстинкт агрессии. Мнения при этом расходятся. В вопросе возможного инстинктивного возникновения агрессивности до настоящего времени не могут найти однозначного решения. Настоящий холостой ход агрессивности, который мог бы также являться доказательством собственного агрессивного инстинкта, также не имеет научно обоснованной базы. Об определенном постоянстве возникновения агрессивности говорят многие признаки. Генетическую основу агрессивной диспозиции можно в любом случае рассматривать как доказанную. Только объяснение детерминальности агрессивного поведения распространяется на три различных вида:
Учебно-психологическая модель обосновывает агрессивность посредством учебных процессов на ранних фазах развития. Агрессивность изучается на образце или на опыте.
Фрустрационная модель агрессивности склоняется к тому, что агрессивность зависит от переживаний в других инстинктивных областях.
Третья группа исследователей обосновывает агрессию, как врожденный агрессивный инстинкт, согласно модели Лоренца.
Все эти взгляды и модели базируются на наблюдениях и экспериментах, так что можно удивляться их односторонности, с которой представители различных моделей аргументируют при спорах друг с другом. Но, агрессивность проистекает из всех трех приведенных процессов.
К первой точке зрения Трумлер приводит следующий пример: "Я знаю точно, что большая часть случаев, в которых собака ведет себя агрессивно по отношению к человеку - это уже заложено в юношеском развитии. Во время развития раздражители, вызывающие агрессивность, могут уменьшаться, и полностью гаситься в процессе небольших происшествий, вызывающих агрессивность".
Исследование поведения дало возможность создать предпосылки для второй модели: повышенная агрессивность, которая может привести к убийству противника, наблюдается при захвате живых животных, при содержании в одиночестве, при изолированном выращивании, при попытке забрать пищу, при очень высокой плотности популяции и в других агрессивных ситуациях.
Для третьей теории имеются также наблюдения, которые опираются на следующие мотивы. Так например у домашних мышей имеются различные семейства, которые обладают различной степенью агрессивности. Здесь в основу заложена генетическая наследственность, которая зависит от различий по отцовской и материнской линии, если мы скрещиваем представителей различных семейств друг с другом, то агрессивность потомка лежит между исходными пунктами родителей".
Если мы хотим использовать инстинкт агрессии при обучении защитной собаки, то надо меньше интересоваться теоретическими спорами и их мотивациями, а много больше, - критериями возникновения или ключевыми раздражителями, целью инстинкта и биологическим значением, а также возможностями тренировки и степенью влияния на собаку.
Ключевые раздражители для реактивного агрессивного поведения, т.е. для инстинкта защиты, я уже описал в предыдущей главе, а также цели инстинкта и величину влияния. Активное агрессивное поведение агрессивностью, т.е. социальной агрессивностью, и, наконец, последствия конкуренции, при этом область конкурирующих объектов охватывает наряду с частями неживого и живого окружающего мира (квартиру, место питания, само питание и т.п.). Интраспецифическая агрессия активизируется посредством конкурентов и "социального" поведения. Целью инстинкта социальной агрессии является попытка убежать, уклониться, подчиниться или психическое повреждение конкурента, полное его убийство.
Но ни в коем случае, агрессивность не ведет к обоюдному вымиранию, ведь это не может быть конечной биологической целью агрессивности. В первую очередь, она обеспечивает то, что представители одного вида равномерно распределяются по жизненному пространству, и тем самым используют его оптимально, исходя из этого они заботятся о том, чтобы вынудить определенных особей двигаться дальше, если в жизненном пространстве создаётся повышенная плотность прежде, чем уменьшится количество корма, при этом происходит заселение малочисленных областей. При этом происходит столкновение конкурирующих особей, что выражается в агрессивном поведении относительно друг друга и является предпосылкой возникновения эпидемий.
Определенную вспомогательную роль для созревания врожденных способностей играет возможность к обучению, но при созревании растет с возрастом "самосознание", т.е. уверенность в победе и с ней интенсивность агрессивности. Социальная агрессивность относится к закономерностям инстинкта, выработанного в процессе тренировки. Можно регулярной тренировкой достигать определенных границ повышения и уменьшения интенсивности агрессивности.
В общем и целом развитие агрессивных наклонностей приводит в процессе тренировки к выработке агрессивного поведения, при этом особые боевые качества повышают позже уровень агрессивности. Агрессивность повышается посредством боли при воздействии различными дозами (жесткий ошейник, электроток).
Агрессивная готовность к действию подвергается отклонению, которое среди других причин обусловлено еще и гормонально. Мужские половые гормоны повышают агрессивность многих млекопитающих в период размножения.
Уровень агрессивных раздражителей наиболее низок тогда, когда животное чувствует себя в безопасности, т.е. когда его агрессивность подавляется поведением уклонения, с увеличивающимся удалением от "главной квартиры", уменьшается боевая готовность в том же объеме, как окружающая среда становится для собаками все более чужой и более странной. Эта причина не только защитного инстинкта, но и социальной агрессивности. Важным для помощника при обучении собаки защиты является знание двух величин, влияющих на агрессивность: личное знакомство приводит к торможению агрессивности и очень распространенный принцип - это пассивное восприятие агрессивности которое ее угнетает и оставляет глубокий след.
В связи с агрессивностью, хотелось бы сказать несколько слов об уменьшенной учебной способности агрессивных собак. Мы знаем, что защитные собаки должны обладать хорошим уровнем подготовки и работоспособности. Чтобы собака достигла требуемого уровня обучения, она должна пройти многие учебные процессы. Преодолеть стресс, который ведет к сильной нервной нагрузке и уменьшает качество обучения. Высшую нервную нагрузку собака испытывает в конфликтной ситуации, которой она не может избежать в процессе обучения. Здесь происходит открытая агрессия, которая вызывает страх с высокой нервной нагрузкой. Провоцируются оба вида - агрессия и страх, при этом агрессивная собака пытается избежать конфликта путем облаивания, но при этом попадает в конфликтную ситуацию с высшей нервной нагрузкой, которая делает собаку не способной к обучению. Только немного неуверенные собаки проявляют поведение уступок для избежания опасности. Уверенные собаки в конфликтной ситуации проявляют сильную агрессивность и стараются сломать преграду, большое значение при этом имеют гормональные влияния. Этот факт подтверждается тем, что особенно опасно проходит борьба двух сук и только ударе или уколы могут остановить их в период схватки.
Технические приемы по
отработке навыков защитного раздела