Городской методический центр Управления образования администрации города Костромы
Тренажёры
по
Математике 5 - 11
Кострома
Сборник упражнений по математике
Тренажёры по математике 5 - 11
Составитель: | Л.К. Борткевич |
Макет: | С.П. Дрыкина, учитель математики МОУ СОШ №24 |
Оформление: | Борткевич Л.К., методист ГМЦ |
Технический редактор: | Борткевич Л.К., методист ГМЦ |
Тираж 40 экз.
Городской методический центр Управления образования администрации города Костромы
156005, г. Кострома, ул. Лагерная, 13
В сборнике представлены материалы по формированию вычислительных навыков учащихся. В процессе формирования вычислительных навыков закладываются основы структур интеллекта, связанных с математической деятельностью учащихся. При правильной организации процесса формирования вычислительных навыков у учащихся вырабатывается потребность в рациональном мышлении: желание решить пример рациональным способом перерастает в потребность рационально решить задачу, в потребность использовать и создавать более рациональные алгоритмы в работе с вычислительной техникой. Как сформировать вычислительную культуру учащихся? Об одном из возможных вариантов такого обучения –рассказывалось на страницах приложения «Математика» №34 -38 за 2004г., журнале «Математика в школе» №5, 1995г. Материал подготовлен по заявкам педагогов города Костромы.
Тренажёры по математике 5 - 11– Кострома: ГМЦ Управления образования администрации города Костромы, 2007. – 20 с.
@ | Городской методический центр Управления образования администрации города Костромы, 2007 |
@ | С.П. Дрыкина., учитель математики МОУ СОШ №24, г. Костромы Борткевич Л.К., методист ГМЦ |
|
Пути повышения вычислительной культуры учащихся.
С 2006-2007 учебного года ОУ области, в соответствии с Приказом №717 департамента образования и науки от 01.06.2005г., перешли в 1, 5 и 10 классах на новые учебные планы, а значит, основными нормативно-правовыми документами для ОУ являются
· «Государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (05.03. 2004г)
· «Примерная программа основного общего образования по математике», «Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)», «Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень для профилей гуманитарной направленности)», «Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень)».
Впервые прописаны требования к уровню подготовки выпускников. Исходя из программы, выпускник должен уметь
· выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
· переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
· выполнять арифметические действия с рациональными числами (в программе для школ, лицеев и гимназий М., Дрофа, 2001 год, стр.28, записано: «Что касается сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в последующем применении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о принципиальной возможности выполнения таких действий»), сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
|
· округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
· пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
· решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
· устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
· интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Повышение требований к качеству вычислительной техники связано в том числе с введением ЕГЭ в качестве выпускного экзамена за среднюю школу и вступительного в вузы.
Наблюдения за работой учащихся 5 – 11 классов показывают, что всякого рода вычисления при решении задач отнимают у них порой до 90 % времени, представленного для выполнения работы, а на размышление и обоснования им остаётся не более 10%. Таким образом, наличие хороших вычислительных навыков поможет учащимся на экзамене сэкономить время и усилия, что непременно скажется на результатах работы.
Умение – сознательное владение каким-либо приёмом деятельности.
Навык – умение, доведённое до автоматизма.