контроля и завершения проекта




Основные процессы исполнения,

Работу с учебным исследованием можно представить в виде этапов исследовательской работы учащихся:

Теоретический этап при реализации учебного исследования можетвключать следующее:

1) Определение предмета и проблемы исследования:

§ ознакомление с понятиями «проблема», «обыденно-практическое знание» «научное знание», их различия, «объект исследования», «предмет исследования» и др.;

§ умение поставить проблему, оценить качество постановки исследовательской проблемы.

 

2) Выбор темы учебного исследования:

§ выбор предметной области исследования, раздела предметной области, направления учебного исследования;

§ умение обосновать актуальность темы исследования и другое.

3) Постановка гипотезы:

§ ознакомление с понятиями «гипотеза», «описательные и объяснительные гипотезы»;

§ знание требований, предъявляемых к гипотезе;

§ умение оценить качество разработки гипотезы и другое.

4) Проектирование и планирование гипотезы:

§ ознакомление с понятиями

§ знание схем проверки гипотез разных типов, методов сбора исходной информации, их значение, возможности, ограничения, методов статистической проверки гипотез,

§ умение объяснить, что такое генеральная совокупность, выборка, статистический критерий проверки гипотез;

§ умение выбрать статистический критерий для проверки гипотез различных типов;

§ знание методов проверки гипотез и необходимых условий для этого;

§ знание типов измерительных шкал, их особенностей и назначения;

§ умение проектировать проверку гипотез разных типов, планировать проверку гипотез.

5) Описание учебного исследования

§ знание структурных компонентов исследования и требований, предъявляемых к его оформлению (оформление текста введения и основных разделов исследования, требования к оформлению текста, рисунков, таблиц, графиков, формул, приложений и списка литературы).

6) Разработка параметров и критериев оценки проектной деятельности, в том числе самооценки.

 

Обращаем внимание, что параметры и критерии оценки каждой формы работы в рамкахреализации индивидуального проекта должны быть известны обучающимся заранее, до начала индивидуальной работы. Желательно, чтобы разработка параметров и критериев проектной деятельности обсуждалась/ корректировалась совместно с обучающимися.

Этап индивидуальной работы обучающихся при реализациипроекта (учебный проект и учебное исследование) может реализовываться как после теоретического этапа, так и параллельно с ним и включает самостоятельную работу обучающихся, консультации и другие формы работы (образовательные экспедиции, походы и экскурсии с целью сбора необходимой информации; игры, в ходе которых отрабатываются определенные умения; презентации промежуточных результатов деятельности на конференциях и конкурсах и т.д.).

Педагогам в ходе включения обучающихся в процесс самостоятельной проектной деятельности необходимо учитывать следующие принципиальные требования к организации и реализации индивидуального проекта, отражающие его специфику:

1. Тема проекта определяется в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося (личностные, познавательные УУД).

2. Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность (личностные УУД).

3. Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе (регулятивные УУД).

4. Приобретение опыта работы на всех этапах выполнения проекта (познавательные, регулятивные УУД).

5. Формируются навыки индивидуальной работы (регулятивные УУД).

6. Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта (личностные УУД).

7. Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой личности (личностные УУД).

8. Деятельность носит социальную направленность (личностные, познавательные УУД).

На данном этапе целесообразно наличие у обучающегося документации, отражающей логику проектирования: сроки работы над проектом, «контрольные точки» для представления промежуточных результатов, а также самооценку этапов работы над проектом.

Для обучающегося это может быть:

§ план-график реализации проекта;

§ дневник проекта (папка с разделами, соответствующими этапам работы над проектом, содержащая информацию проблеме, теме, цели и задачах проекта, сроках, планируемых действиях, требованиях к конечному «продукту» конкретного этапа и т.д.);

§ портфолио проекта (содержит ту же информацию, что и дневник проекта, а также материалы для самооценки обучающегося)

Кроме того, у обучающегося должны быть показатели и критерии оценивания индивидуального проекта на защите.

Этапы совместной работы тьютора (руководителя проекта) и обучающегося над индивидуальным проектом

1 этап – погружение в проблему

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап Деятельность тьютора (руководителя проекта) Деятельность обучающегося
этап Формулирует: проблему проекта, сюжетную ситуацию, цели, задачи, актуальность и др. (в соответствии с требованиями положения об индивидуальном проекте) Осуществляет: личное погружение в проблему проекта, вживание в ситуацию, конкретизирует цели и задачи, актуальность и др.
2 этап Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта; возможные формы представления результатов проекта. Осуществляет: планирование; выбор способа и формы представления информации.
3 этап Не участвует, но: консультирует по необходимости обучающихся; ненавязчиво контролирует; ориентирует в поле необходимой информации; консультирует по презентации результатов. Работает активно и самостоятельно: по поиску, сбору и структурированию информации; консультируется по необходимости; готовит презентацию результатов.
4 этап Принимает итоговый отчёт: обобщает и резюмирует результаты; подводит итоги обучения. Оценивает: глубину проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключение и выводы, эстетику оформления результатов проекта, умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов. Демонстрирует: понимание проблемы, цели и задачи, актуальность проблемы; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы. Осуществляет: рефлексию деятельности и своих результатов; взаимооценку деятельности и её результативность.

 

Индивидуальный проект может быть реализован обучающимся в течение одного или двух лет. Исходя из срока реализации проекта, планируется поэтапная работа над ним.

Этап по подготовке к защите индивидуального проекта (учебный проект и учебное исследование) может состоять из часов, отведенных на «предзащиту» или «тренировочную защиту» обучающимся (выступление перед коллективом класса, на конференциях и т.д.), его оформление, подготовку презентации индивидуального проекта, тьюторское сопровождение со стороны руководителя итогового проекта, написание руководителем рецензии, работу руководителя проекта с оппонентом (если предполагается его наличие; возможно написание оппонентом отзыва об индивидуальном проекте), ознакомление членов экспертной комиссии с критериями и показателями оценки индивидуальных проектов, структурой и содержанием экспертных листов, заполняемых на защите, требованиями к оформлению индивидуального проекта, предоставление им индивидуальных проектов для оценивания и при необходимости – консультирование.

Защита индивидуального проекта

В примерной основной образовательной программе среднего общего образования определен следующий формат для защиты. Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:

§ защита темы проекта (проектной идеи);

§ защита реализованного проекта.

На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:

§ актуальность проекта;

§ положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;

§ ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;

§ риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта.

В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.

Презентацию и защиту результатов проектной работы целесообразно проводить в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Например, если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций. Если бизнес-проект — сообществу бизнесменов, деловых людей.

Обучающиеся представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи проекта, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

Основная задача этого этапа — представить одноклассникам или экспертам результаты своей работы. Существуют различные формы презентации:

§ устное сообщение на круглом столе, семинаре;

§ публичная защита проекта;

§ театрализованное представление;

§ демонстрация видеофильма;

§ презентация веб-сайта и др.

На презентации проекта должен быть представлен не только созданный продукт, но и подготовлен отчет, который содержит описание работы над проектом, постановку цели, самооценку и рефлексию автора проекта.

В рефлексии обучающийся должен отразить информацию о достигнутых целях, а также проанализировать чему научился и что узнал нового в процессе подготовки проекта.

Отчету придается большое значение, т.к. оценивается не только сам продукт, но и отчет автора.

Отчет может быть представлен в различных формах – отпечатанный текст, в виде презентации подготовленной в Power Point или устное сообщение.

Отчет поможет обучающемуся проанализировать свою работу, а также закрепить такие общеучебные умения и навыки как целеполагание, планирование, рефлексия и т.п. Отчет должен отражать основные этапы проектной деятельности: выбор темы и ее значимость для автора проекта, планирование деятельности, описание этапов работы над проектом, самооценка и рефлексия.

Устное сообщение обычно сопровождается иллюстративными материалами: показом слайдов, рисунков, чертежей, эскизов и т. п.

Для публичной защиты проекта выбирается внеурочное время, подготавливается аудитория, приглашаются эксперты все желающие.

Документация проекта обычно представляются эксперты заранее для предварительного ознакомления. Процедура защиты включает собственно презентацию проекта (выступления участников ограничивают 7-10 минутами), ответы выступающих на вопросы экспертов (вопросы слушателей). Для подведения итогов может быть использован оценочный лист.

На защите учебного проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:

1) Тема и краткое описание сути проекта.

2) Актуальность проекта.

3) Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.

4) Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5) Ход реализации проекта.

6) Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: