План
1. Определение предложения. Основные признаки.
2. Классификация предложений в современном русском языке:
а) по характеру выражаемых в них отношений к действительности;
б) по цели высказывания и эмоциональной окрашенности;
в) по структуре.
Предложение является основной синтаксической единицей, поскольку именно в предложении находят свое выражение наиболее существенные функции языка (познавательная, коммуникативная).
Рассматривая предложение в системе языковых единиц, лингвисты пришли к выводу, что предложении в иерархии языковых единиц занимает главенствующее положение.
Простое предложение – это минимальная самостоятельная единица сообщения, грамматически и интонационно оформленная и имеющая значение предикативности.
Из определения следует, что основными признаками простого предложения являются грамматическая и интонационная оформленность, предикативность Задание 1 и коммуникативная функция.
Предложение является многоаспектной единицей синтаксиса, в нем различают несколько аспектов: 1) при описании на уровне языка – статический, или конструктивный аспект, то есть структурные схемы (образцы) построения предложения; 2) на уровне речи – динамический, или коммуникативный аспект, то есть приспособление грамматической структуры предложения к задачам коммуникации в связи с включением в ту или иную речевую ситуацию (актуальное членение предложения); 3) семантический аспект или семантическую структуру предложения (типовое значение предложения).
Эти аспекты можно разделить на две группы: 1) структурные признаки (каждое предложение имеет структурную схему и способы выражения компонентов); 2) семантические признаки: предложение выражает мысль, имеет модально-временной план (предикативность), является средством общения людей, имеет типовое значение, может делиться на тему и рему (данное и новое) и др.
|
Типология предложений основана на различии их признаков. Предложения классифицируются:
1) по объективной модальности, то есть по характеру выражаемого в них отношения к действительности, на утвердительные и отрицательные. В утвердительных предложения утверждается связь между предметом речи и тем, что о нем говорится. Предложения, в которых связь между предметом мысли (речи) и тем, что в нем высказывается (говорится), осознается как реально существующая (как реальный факт), называются утвердительными. Так, в предложении На холмах Грузии лежит ночная мгла (П.) связь между предметом мысли (мгла) и тем, что о нем сообщается (лежит), осознается как реально существующая, как реальный факт. Такая же связь есть в предложении К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.), но с оттенком субъективно-модального значения (к нашему счастью), с отношением говорящих к этому факту.
Утвердительными могут быть не только повествовательные, но и вопросительные предложения, в частности, такая их разновидность, как вопросительно-утвердительные предложения, которые требуют лишь подтверждения того, что было высказано в самом вопросе. Обычно в них содержится экспрессивно окрашенное утверждение: (Юрьев здесь?) – А где еще ему быть? Так вы едете? Разве это не красота? Значит, я не ошибся?
В отрицательных отрицается связь между предметом речи и тем, что о нем говорится. Следовательно, отрицание – это «элемент значения предложения, указывающий на отсутствие связи между некоторыми явлениями, о которых говорится в предложении».
|
Грамматические средства выражения отрицания:
- частица не: Это не настоящий, это сказочный лес;
- частица ни в именных односоставных предложениях и в ФО: Ни контуров, ни силуэтов, ни одной мало-мальски светлой точки;
- отрицательные местоимения и наречия с префиксом не-: Всех его расспросов я передать не могу, да и незачем;
- местоимения и местоименные слова с префиксом ни-: Следов нигде никаких;
- предикативы нет, нельзя, невозможно: А путь и далек и долог. И нельзя повернуть назад;
- слово нет как эквивалент предложения или главного члена: На работе со всем поспеваю, а дома нет.
2) по цели высказывания, или по коммуникативной целеустановке, – на повествовательные (Ярко светит луна); вопросительные (Неужто ради меня весна среди зимы наступила? (Марш.); побудительные (Спите, любимые братья (Ес.); и оптативные (Дождя, – шептала ночь, – дождя). Особый тип составляют восклицательные предложения.
Повествовательными называются предложения, в которых сообщается (повествуется) о каких-либо фактах, явлениях, событиях действительности или содержится их описание. Основная коммуникативная целеустановка этих предложений – передача определенной информации. Она обусловила особенности интонации данного типа предложений, для которых характерны спокойная повествовательная интонация, средний темп произношения, обычной высоты тон в начале произношения, повышение его в середине и понижение к концу предложения. Ср.: Долгая зимняя ночь прошла незаметно. Это наиболее распространенный тип предложений (содержание их богато и разнообразно, как и окружающая нас действительность) и по своей структуре (они могут быть двусоставными и односоставными, распространенными и нераспространенными, неосложненными и осложненными, простыми и сложными).
|
Вопросительными являются предложения, в которых выражается особая форма мысли – вопрос, в которых говорящий спрашивает (задает вопрос) о чем-либо ему неизвестном или хочет получить подтверждение или отрицание высказанной им мысли. Вопросительные предложения очень выразительны, обычно передают эмоциональное состояние участников диалога или монолога. Для них типична особая, с сильным повышением голоса, вопросительная интонация. Она служит основным грамматическим средством выражения вопросительности. Так, обычное повествовательное предложение благодаря такой интонации становится вопросительным.
Побудительными называются предложения, в которых говорящий, выражая свое волеизъявление, побуждает кого-нибудь к совершению определенного действия. Основная коммуникативная целеустановка этих предложений – побуждение кого-либо к совершению действия. Грамматическим средством выражения побудительных предложений являются побудительная интонация, определенные формы глагола, своеобразные формы предложений с ведущим словом – существительным и наречием, а также междометия. Побуждение может быть в форме приказа, просьбы, совета, призыва, приглашения, протеста, угрозы и т. п.: Не сметь меня раздражать! (Ч.) – приказ; Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой! – просьба; Вам бы полечиться (Г.) – совет; Давайте дружить! – призыв.
Типичной формойвыражения побудительности, кроме интонации, является глагольная форма повелительного наклонения второго лица единственного и множественного числа: Спите, любимые братья (Ес.). Кроме того, здесь могут употребляться формы глагола третьего лица единственного и множественного числа вместе с частицами да, пусть, давай и др.: Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.); формы глагола изъявительного наклонения прошедшего и будущего времени: Пошел с дороги! (М. Г.); Пойдем на встречу!
Оптативные предложения - э то предложения, имеющие значение желательности, выражающие различные пожелания: – Дождя, – шептала ночь, – дождя (Евт.); Хоть бы пришел кто-нибудь из друзей.
Они имеют специфическое модальное значение, поэтому не могут быть тождественны с побудительными предложениями. Вместе с тем они, как и побудительные предложения, не могут быть преобразованы в вопросительные предложения в отличие от повествовательных предложений, которые можно преобразовать в вопросительные.
Восклицательные предложения составляют особый тип простых предложений. Специфика их значений связана с тем, что к обычному повествованию, вопросу или побуждению может присоединяться дополнительная эмоциональная окраска, если говорящий с помощью особой восклицательной интонации хочет выразить чувства восторга, радости, гнева, огорчения, тревоги, удивления и т. д. Это значит, что повествовательные, вопросительные, побудительные, оптативные предложения могут быть произнесены особым, передающим эти чувства голосом. Ср.: повествовательное предложение Мама приехала и восклицательное Мама приехала! Мама приехала?!
Восклицательным предложениям свойственна самая разнообразная интонация, которая изменяется в зависимости от того, какое чувство говорящего (радость, восторг, гнев, тревога и др.) она передает. Но общая ее особенность – высокий тон голоса и напряженность произношения.
Для усиления восклицательной интонации в этих предложениях часто употребляются междометия (ох, ой, эх, ого, увы, тьфу и др.), вопросительные местоимения и наречия, которые теряют здесь значение вопроса (какой, сколько, как, куда и др.): Ох, и красота! (Бажов); Эй, жители! (М. Г.); Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.); Иди же скорее! Какой сегодня мороз! Как светла, как нарядна весна! (Бун.)
Эмоциональную окраску могут иметь повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. На этом основании выделяют повествовательно-восклицательные, вопросительно-восклицательные, побудительно-восклицательные предложения. Ср.: Что это? В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки! Стойте! Да это же бьют Кремлевские кранты! (Л. Кассиль); Кто не мечтал побывать на Красной площади?!
3) По структуре предложения делятся на простые (с одной грамматической основой) Он не мог не скучать в деревне (Т.) и сложные (с 2 и более (В одну из апрельских ночей вздохнул лед на реке, а утром начался быстрый, как всегда, ледоход).
Простые в свою очередь в зависимости от характера грамматических основ простых предложений– на двусоставные (с грамматическим составом подлежащего и сказуемого: Ярко светит на небе луна) и односоставные (с грамматическим составом только одного главного члена в форме подлежащего или сказуемого: Лес. Тишина. Светает).
В зависимости от отсутствия или наличия второстепенных членов– на нераспространенные и распространенные предложения (Наступила ночь; Скоро наступила весенняя дождливая ночь; Нездоровится; Мне нездоровится);
Простые предложения бывают неосложненными и осложненными в зависимости от отсутствия или наличия таких семантико-синтаксических форм, как однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, сравнительные обороты и обращения, осложняющих структуру предложения: Лес гудел неровно, тревожно, угрожающе (Г. Ник.); Изрытая снарядами, стонала степь...; Я стою у дороги, прислонившись к иве (Ес.); Я, признаюсь вам, измучился (Т.); Во имя счастья и свободы летите, голуби, вперед (Матус.);
В зависимости от наличия членов предложения – на членимые, имеющие члены предложения (Взошло солнце. Тишина) и нечленимые, не имеющие членов предложения (Да. Нет);
В зависимости от полноты грамматического строения – на полные, в которых представлены все необходимые компоненты структуры данного типа предложения (Тиха украинская ночь...), и неполные Задание 2, в которых не выражены те или иные главные или второстепенные члены, но восстанавливаются из контекста, ситуации или подсказываются структурой предыдущего предложения (– Как тебя зовут? – Антипом, батюшка (Т.) – полное Меня зовут Антипом, батюшка).
Задание 1 – найти материал о том, что такое предикация.
Задание 2 – найти материал о неполных предложениях