Требования, предъявляемые к современному уроку биологии




 

Умелое проведение уроков во многом зависит от понимания и выполнения определенных педагогических и методических требований. Эти методы определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения.

В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы (Ю.К. Бабанский, 1983): дидактические, воспитательные и организационные. К числу дидактических требований, как и методических, относятся:

четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков;

определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока и с учетом подготовки учащихся;

выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор методов, обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.

Воспитательные требования к уроку:

четкое постановка воспитательных задач урока, обеспечивающая на основе приобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия и экологической культуры;

формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;

соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;

четкая организация урока на всех этапах его проведения;

подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, в том числе урока по биологии. Учитель биологии должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

1. Типология уроков биологии (по формам, по дидактической цели, по этапам овладения знаниями), их особенности Проблема типологии уроков сложная и не вполне сегодня разрешенная ни в мировой, ни в отечественной дидактике, вследствие чего существуют различные подходы к классификации уроков. Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками. В качестве оснований для классификации (типологии) уроков авторы брали разные признаки: решаемые дидактические задачи; методы и приемы обучения; формы организации обучения биологии; этапы овладения знаниями и др. Мы рассмотрим несколько таких классификаций уроков. 1. Наиболее часто используемой на практике является классификация уроков в зависимости от решаемых дидактических задач (целей). В процессе обучения любому предмету решаются следующие дидактические задачи: 1) подготовка учеников к восприятию нового материала; 2) организация первичного восприятия нового материала; 3) глубокое осмысление изученного; 4) закрепление усвоенных знаний; 5) упражнения в их применении; 6) обобщение и систематизация полученных знаний; 7) проверка результатов обучения. В зависимости от решаемых дидактических задач и их количества, различают специализированные и комбинированные уроки. Специализированные уроки. Если на уроке решается одна дидактическая задача, мы имеем дело с группой специализированных уроков. В нее входят: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки повторения, уроки проверки результатов обучения. Эти уроки простые по структуре. Комбинированные уроки. Чаще всего учителю биологии приходится решать на одном уроке несколько дидактических задач (до 6). Урок становится сложным по структуре, поэтому его называют комбинированным. Комбинированные уроки особенно целесообразны при изучении многочасовых тем, когда изучаемый материал связан с предшествующим. 2. В основу другой классификации были положены способы проведения уроков. Выделяют следующие виды уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ и т.п. 3. Классификация по методам и формам обучения (по И.Н. Казанцеву). Все разнообразие уроков подразделяется на уроки: лекции, беседы, экскурсии, семинары, ролевые игры, конференции, телепередачи, кино, брифинги, диспуты, КВН, лабораторные и практические занятия… Всего 18. 4. В качестве классических типов урока можно назвать следующие: вводный; тренировочный; контрольный; закрепление ЗУН; урок самостоятельной работы; урок с использованием ТСО и компьютеров, комбинированный урок; урок повторения; урок овладения ЗУН и др. 5. Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Н. Пономарева и др.). Тема объединяет логически связанные вопросы содержания, изучаемые на отдельных уроках. Различают по данной классификации следующие типы уроков: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы; 3) заключительные или обобщающие; 4) проверки и учета знаний. Уроки редко проводятся в чистом виде, поэтому типы уроков делятся на виды (таблица). Таблица- Соотношение типов и видов уроков по биологии Тип урока Вид урока Вводный Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок Раскрывающий содержание темы Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок-лекция. Урок-семинар. Игровой урок Заключительный, или обобщающий Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экс­курсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет. Проверки и учета знаний Урок-зачет. Урок-контрольная Вводные уроки. Вводным уроком начинается изучение темы, раздела, предмета. Основная функция урока вводного типа заключается в подготовке учеников к восприятию новой информации; установления связей между старыми и новыми знаниями; в возбуждении интереса к новым изучаемым проблемам по биологии. Этот урок выполняет организационную роль. Уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и др. Основной задачей является изучение нового материала. Обобщающие уроки. На заключительном уроке завершается изучение темы, раздела, предмета. Задачи обобщающего урока многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов: 1) повторение основных вопросов темы; 3) систематизация знаний вокруг основных понятий, их дальнейшее развитие и углубление; 4) обсуждение наиболее трудного и важного материала; 5) подведение итогов. Знания оцениваются на всех этапах обобщающего урока. Уроки проверки и учета знаний. Главная дидактическая цель таких уроков – проверка знаний. Такие уроки, если они проводятся, то только в конце четверти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: