УДК 159. 99
Рецензенты:
канд. психолог. наук, доцент кафедры психологии ОГАОУ ДПО ИПКРО Ковалева Е.Б.
Боллигер Л.В. «Психология профессионального самоопределения» учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. – 79 с.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки психологов и предназначено для студентов психологического и социально-психологического направления заочной формы обучения в высшем учебном заведении.
Пособие включает конспекты лекций и вопросы для контроля усвоения знаний.
УДК 159. 99
© Боллигер Л.В., 2012г.
© Иркутский государственный
технический университет, 2011г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………3
Раздел I. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности……………………………………………………………………….3
Тема: Цели и задачи дисциплины...................................................................4
Тема:Сущность и содержание профессионального самоопределения……5
Тема: Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности………………………………………………………………………11
Раздел II. Теоретические основы профессионального самоопределения личности……………………………………………………………………….16
Тема:Историческая обусловленность профессионального
самоопределения……………………………………………………………..17
Тема: Методологические основы профессионального самоопределения…19
Тема: Детерминация профессионального становления личности………….24
Тема: Основные принципы профессионального самоопределения………..27
Раздел III. Изучение профессий в психологии……………………………….31
|
Тема: Классификация профессий……………………………………………...31
Тема: Профессиография, методы профессиографического исследования…36
Раздел IV. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения………………………………………………………………..43
Тема: Профессиональная адаптация и развитие профессионализма ………43
Тема:Кризисы профессионального становления личности…………………45
Тема: Профессиональные деструкции...............................................................53
Тема: Психологическое сопровождение профессионального становления личности…………………………………………………………………………62
Литература………………………………………………………………………76
Введение
Курс «Психология профессионального самоопределения» в системе подготовки студентов - психологов является практико-ориентированным. В результате изучения данной дисциплины предполагается, что студенты не только усваивают основные понятия и термины курса; интегрируют и систематизируют ранее полученные знания, ориентируются в существующих направлениях в зарубежной и отечественной теории профессионального самоопределения, но и приобретают практические навыки по проведению профориентационной, профагитационной, профконсультационной деятельности в рамках индивидуального и группового подходов в работе с субъектами личностного и профессионального самоопределения.
Программа курса «Психология профессионального самоопределения» ориентирована на изучение студентами специальности «психология» заочной формы обучения в одном семестре. В содержании учебного пособия представлены основные вопросы теории и практики профориентационной и профконсультационной работы.
|
Основной формой подготовки студентов является самостоятельная работа.
Целями изучения данного курса являются: формирование у студентов основных представлений о процессе профессионального самоопределения личности, а также выработка у студентов практических навыков проведения мероприятий по профессиональному самоопределению людей.
Раздел I. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности.
Цели и задачи курса «Психология профессионального самоопределения». Сущность, задачи и цель профессионального самоопределения. Этапы профессионального самоопределения. Особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов. Способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.
План лекций:
1. Цели, задачи, методы и основные понятия курса.
2. Сущность и содержание профессионального самоопределения.
3. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.
Основные понятия раздела 1:
Развивающийся и функционирующий профессионал. Общечеловеческие ценности. Система работы по педагогическому и психологическому руководству профессиональным самоопределением. Направления профориентации: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, карьера, профессиональный выбор. Субъект самоопределения.
|
Тема: Цели и задачи дисциплины
В настоящее время подготовка студентов – психологов была бы неполной без получения профессиональных знаний, умений и навыков в области профессиоведения. Курс «Психология профессионального самоопределения» рассчитан на расширение масштабов и увеличение качества помощи в профессиональном самоопределению людям разных возрастных категорий.
В работу специалиста, озабоченного перспективой вхождения молодых людей в общество в качестве дееспособных граждан, входят решение таких проблем как участие в проектировании будущего профессионального пути подрастающих людей, и организация пробы их сил в разных направлениях деятельности, и ориентировка в социальных, экономических, правовых, медико-гигиенических, информационных условиях их развития и становления.
Необходимо формировать новые, реалистичные отношения учащихся к разным профессиональным жизненным путям, новые представления о разнообразных полезных повседневных делах человеческих, обогащенный образ мира людей - «делателей» в целом.
Иначе говоря, формирование некоторого ценного приращения к сознанию молодого человека перспективы вхождения их в сообщество профессионалов.
В практике психолога, занимающегося профессиональным самоопределением, должна осуществляться функция путеводителя, советчика, наставника; а это значит - должны применяться и приемы, умения руководства развивающимся сознанием, различные «техники» педагогического и психологического воздействия.
Акцент понятие самоопределения заключается в том, что оптант должен полагать, что он сам проектирует и строит свой жизненный путь. Но такая постановка дела повышает требования к профессионализму психолога: руководить сознанием и поведением активного и самостоятельного человека сложнее, чем «тащить и не пущать» пассивного и не способного принимать свои решения.
Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования, организации его деятельности. Это предполагает активность не только психолога, но и самого человека, выбирающего профессию. В меру этого и говорится о том или ином варианте самоопределения. Было бы грубой ошибкой понимать самоопределение как стихийное автоматическое «раскручивание» чего-то, якобы уже полностью имеющегося в свернутом виде, да еще и надеяться при этом, что данный процесс пойдет в социально ценном направлении.
Самоопределение предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подрастающего человека. В работе по проблеме профессионального самоопределения важно для специалиста уважение к индивидуальной неповторимости человека, к его возрастно-половому своеобразию, к состояниям его внутреннего мира, к фактам его удовлетворенности тем или иным занятием, делом и т.д. Но для того, чтобы любые представления и понятия были усвоены человеком, должно наличествовать также положительное отношение его к обсуждаемой предметной области: «Что открыто сердцу, то не составит тайны для ума», - свидетельствует мудрая поговорка.
Таким образом, в результате изучения данной дисциплины предполагается, что студенты не только усваивают теоретические основы в области профессионального самоопределения, интегрируют и систематизируют ранее полученные знания, ориентируются в существующих направлениях в зарубежных и отечественных исследованиях в данной области, но и приобретают практические навыки по профориетационной и консультационной работе с клиентами.
Целями изучения данного курса являются:
§ Формирование у студентов основных представлений о процессе профессионального самоопределения личности;
§ Выработка у студентов практических навыков проведения мероприятий по профессиональному самоопределению людей.
Задачами изучения курса «Психология профессионального самоопределения» являются:
§ Усвоение понятий и сущности профессионального самоопределения;
§ Изучение теоретических основ профессиоведения, а также методов, техник и основных этапов в работе психолога по профессиональному самоопределению личности.
§ Создание условий для формирования профессиональных умений, которые могут отражаться на эффективности работы будущего специалиста по профессиональному самоопределению личности.
Тема: Сущность и содержание профессионального самоопределения.
Самоопределение - это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение рассматривается как процесс развития человека.
Личностное самоопределение – зависит от самого человека, неоформленное официально. Нахождение для себя смыслов жизни, решение особых жизненных проблем. Условие для личностного самоопределения служат жизненные трудности, проблемы.
Профессиональное самоопределение – более конкретное самоопределение, соотносится с понятием «самооориентирование», чаще оформляется официально (получение диплома).
Сущность профессионального самоопределения – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом самоопределении.
Как бы мы ни понимали слово «самоопределение» (например, как возможное бесконечное развитие, или как поиск, уточнение «пределов», границ своему или чьему-то развитию, как карабканье карьериста по ступеням должностной иерархии или еще как-то иначе), в любом случае возникает вопрос: а сообразно чему должно происходить «самоопределение»? Ведь чтобы человек ни делал, он заранее мысленно представляет, какие возможны варианты его изделия и каким оно должно стать, как выглядеть.
Вопрос о мысленной модели, образце результата деятельности, активности сильно обостряется, если речь идет о таких уникальных и многократно не воспроизводимых «изделиях», как личность, профессионализм, профессиональный жизненный путь человека. Не случайно тут говорят и о судьбе, и о роке, то есть о чем-то, требующем очень серьезного отношения.
Если вы окинете мысленным взором область фольклора, истории литературы, искусства, философии, то непременно заметите, что здесь ставится огромное множество самых разнообразных вопросов соответствующего рода («Что такое человек?», «Каким должен быть человек в молодости?», «Что уместно в преклонном возрасте?», «Какой должна быть девушка?», «Каким должен быть юноша?» и др.) и предлагаются те или иные варианты ответов на них. Можно утверждать, что центральные вопросы народной мудрости, литературы и искусства - это человек и его судьба.
Следует заметить, что при этом в интеллектуальный «оборот» вовлекаются также достижения науки и техники: то начинают человека мыслить по аналогии с паровой машиной, то - с компьютером, то по аналогии с муравейником (как саморегулирующейся системой) или просто - с каким-то изученным и «понятным» животным организмом.
Существует огромное множество вариантов понимания человека. Среди них следующие, наиболее типичные:
1. Физикалистский вариант. Человек состоит из атомов, молекул. Это сложное физическое тело. Его жизнь, движение характеризуются физико-химическими процессами. Кроме этого в мире ничего и нет. Телесные процессы можно корректно изучать, измерять, подсчитывать. Все остальное - пустые слова, не заслуживающие внимания науки. Чтобы с человеком происходило то, что нужно, надо создавать соответствующие ограничители (ограждения, поручни, защитные кожухи) и направляющие устройства (сигналы, указатели, открытые ходы, двери).
2. Биологизаторский вариант. Человек - это живой организм. Да, у него есть побуждения, мысли, поведение в среде; и все это определяется биохимическими, биофизическими процессами в организме. Впрыснул ему кофеин - он повеселел... Если нет организма с его процессами, нет и побуждений, и пр., и не о чем далее говорить. Человеческое сообщество, как система, устроено по типу популяций живых существ (разве что чуть похуже упорядочено). Выживает сильнейший.
3. Социологизаторский вариант.Не так уж важно, что человек является природным существом. От этого можно отвлечься, поскольку все самое важное в его поведении, образе мыслей, побуждениях, жизненных целях зависит от того, к какой общественной группе он принадлежит (что от него здесь ждут, на кого считается приличным походить и пр.), и от тех писаных и неписаных законов, норм, которые в этой группе сформировались как регуляторы поведения, хода мыслей, принятия решений. Человек силен связью с сообществом.
4. Мистический вариант. Душа «...нетленьна... тело же тленьное»; душа «в горную высоть текущи, тело же тяжько и низько и на земли валяяся...» (из древнерусских рукописей). Телесное существование человека временно, преходяще. Но у человека есть душа, которая бессмертна. Это существо духовное; ему могут быть свойственны высокие порывы, самоотверженность, бескорыстное служение высокой идее, способность пострадать во имя нее, презрев даже смерть («смертию смерть поправ...»).
5. Парциалъно-психологизаторский вариант.Человек - высшее из земных животных существ. Для ориентировки и выживания в сложной, в частности, социальной среде у этого существа (в ходе филогенеза и онтогенеза) развиваются органы и системы как для отображения этой среды, так и для подходящего поведения в ней. У человека есть такие реальности, как ощущения, восприятия, память, мышление, вообра жение, внимание, самосознание (в частности, «образ Я»), характер, темперамент, способности, направленность личности, опыт, привычки, навыки и другие автоматизмы (стереотипы) сознания, поведения. Человек что-то осознает (относительно мира и, в частности, самого себя как части этого мира), а что-то остается вне поля его ясного сознания, составляя область так называемого бессознательного - скажем, оказавшись в ситуации дележа каких-то ресурсов, человек впервые с удивлением узнает о самом себе, что он, оказывается, «скряга», «жадный» - до сих пор это как бы находилось в зоне «бессознательного» в том смысле, что он об этой своей черте характера не подозревал, не думал.
6. Комплексный (психологический) вариант.Да, верно, что человек это нечто большее, чем просто живой организм (так же как дом есть нечто большее, чем множество составляющих его бревен или камней). И человеку свойственны многочисленные и разнообразные явления внутреннего - душевного - мира, включая и представления о желаемом будущем, идеалы, твердые взгляды на мир вопреки наличной ситуации; человек не обязательно уходит от опасности; он может жить не для того, чтобы есть, но, наоборот, есть, чтобы жить и активно действовать. И все это столь же реально, как и процессы телесные. Да, без тела души нет. Но телесные процессы не предопределяют, а обеспечивают ход процессов психических. Факты и закономерности телесных, душевных, социальных, духовных событий и процессов важно научно изучать и знать. Человек может даже преодолевать свои телесные и иные ограничения, объединяясь с себе подобными, создавая сообщества, орудия, средства деятельности. И это происходит в постоянном взаимодействии отдельного человека и общества, «социума». Да, человек не все знает о себе, не все ясно сознает. Но область бессознательного - не окаменелость, границы сознаваемого и несознаваемого постоянно меняются.
Неосознанными до поры до времени могут быть и те особенности человека, которые относительно жестко, более или менее однозначно обусловлены телесностью, «природой» (например, органические влечения: к новизне, к пище, к противоположному полу, к двигательной активности - «мышечной радости» и пр.), и самые возвышенные, явно социально обусловленные
В самом самоопределении заложен парадокс, которыйзаключается в том, что найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется «пустота», поэтому важен процесс поиска смысла, а не достижения).
Субъектом самоопределения считается человек, который имеет творческий подход к своей жизни, создает и осознает смысл своей жизни (а не является проводником «высших смыслов»).
Приведем некие варианты смысла самоопределения, предназначенные для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и самого психолога-профконсультанта:
1. Обобщенный смысл – поиск профессии или работы, которая давала бы возможность получать заработок в соответствии с затраченными усилиями (Маркс).
2. Первичное благо для человека – чувство собственного достоинства (Ролз). Повышение чувства собственной значимости, и деньги как одно из средств.
3. Стремление к элитарности (через удачно выбранную специальность можно попасть из грязи в князи). Здесь надо рассматривать и идею авантюризма – умение хорошо устраиваться. Эта идея сейчас популярна среди самоопределяющейся молодежи (две цели: занять высокое положение в обществе и добиться высокого дохода). Но подлинные элитарные ориентации предполагают кроме этого еще и творческий подход к построению своей жизни. Но как понять где элитарность, а где псевдоэлитарность?
4. Стремление заработать много денег – «отчужденный характер труда» - человек отделен от своей деятельности, т.е. деятельность престает быть для человека личностно значимой. «Неотчужденный характер труда» - когда человек выполняет значимую для себя работу «любит то, ради чего трудится, и трудится ради того, что любит».
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация.
Рассмотрим различия употребления терминов «профориентация», «профконсультация», «профессиональное самоопределение». Признаки различения, выделения этих феноменов в следующем.
Первый признак - приобщение подрастающих членов общества к трудовой деятельности. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с тем, что окружающие их взрослые ходят на работу Дети и сами воспроизводят отдельные доступные для их наблюдения трудовые действия окружающих. Давно известно, в играх дошкольников отражается социальная, трудовая жизнь своего времени. Но опыт, речевая практика не относят эти явления к области профориентации. Более того, даже так называемые уроки труда в школе, занятия, например, в столярной мастерской или в кабинете домоводства эмпирически не относят к области профориентации, консультации. В этом случае говорят о трудовом обучении и воспитании.
Второй признак - приобщение человека к области профессий на пороге его зрелости как трудоспособного члена общества. Но и этого признака мало, поскольку он относится и к профессиональному обучению, и к тому, что называют профориентацией.
Третий признак обозначим условно как «прожективность» ситуаций, в которых находятся люди, приобщающиеся к профессиональному труду. А именно, о профориентации и профконсультации говорят тогда, когда фактически занимаются проектированием, то есть мысленным построением будущих трудовых путей, судеб. Широко распространенное выражение «выбор профессии» как раз и указывает на то, что человек находится на распутье, в условиях неопределенности.
Выражение «приобщение к профессиональному труду» обозначает существенно различные явления. В зависимости от того, идет ли речь о профессиональном самоопределении подрастающего человека или о руководстве этим самоопределением со стороны взрослых, идет ли при этом речь о практике руководства большими массами молодежи или о собственно педагогическом руководстве приобщением к труду каждого отдельного учащегося, члена коллектива, общества, можно выделить четыре рода феноменов приобщения к труду, связываемых с терминами «профориентация» и «профконсультация».
Первый феномен- явления индивидуального самоопределения. В данном случае термин «ориентация» должен мыслиться как ориентированность и ее становление, как самоориентирование. Это - развитие действенных интересов, преобладающих форм активности, склонностей; возникновение, развитие и самовоспитание качественно новых синтезов способностей, подготовленности подрастающего человека; возникновение, установление специфических взаимоотношений ребенка с родителями или с заменяющими их лицами; преобразование (на основе ориентации на будущее) взаимоотношений со сверстниками, товарищами, друзьями; установление специфических отношений с людьми, представляющими интересы общества, производства (в широком смысле слова, включая и производство информации, и услуг, и производство порядка в обществе); образование качественно новых представлений о себе («я - будущий строитель мостов», «эта профессия не для меня»); формирование уровня притязаний в отношении ступеней «профессионального роста»; построение личных профессиональных планов, реалистических образов своего будущего (а это — психические регуляторы профессиональной судьбы).
Профессиональное самоопределение включает и формирование моральной зрелости, ибо выбор профессии должен опираться не только на логические («вычислительные»), но и на моральные основания, доводы.
Явления индивидуального самоопределения описываются в терминах возрастной, дифференциальной, педагогической, общей психологии, педагогики, методики воспитания, медицины, возрастной физиологии.
Второй феномен- явления, представляющие собой суммарный эффект самоопределения индивидов, относящихся к большим группам («школьники Новосибирской области», «восьмиклассники Вятско-Полянского района»). Здесь «ориентация» тоже должна мыслиться как «ориентированность». Соответствующие явления, которые могут характеризовать и необозримые общности, описываются в терминах социологии, экономики, социальной психологии, педагогики на ее стыках с экономикой (поскольку здесь на первый план выступают проблемы подготовки и распределения, рационального использования людей как более или менее обезличенных «трудовых ресурсов»), физиологии человека, медицины.
Показатели, по которым мы что-то узнаем о выделенных двух группах явлений, различны, хотя, казалось бы, речь всюду идет об одном и том же - о подрастающих поколениях, об учащихся. Во втором случае могут, скажем, применяться процентные показатели, статистические коэффициенты, которые, как уже отмечалось в другой связи, мало уместны при индивидуальной работе с оптантами.
Сходным образом, такие выявляемые в индивидуальной работе показатели, как своеобразие структуры склонностей каждого школьника или особенности его практического ума, не применимы при характеристике больших общностей подрастающих людей, хотя совершенно естественны и необходимы при характеристике индивидуального развития.
Третий феномен- область практических педагогических ли психологических воздействий на профессиональное самоопределение каждого (руководство выбором профессии). Это руководство или влияние может более или менее сознательно осуществляться семьей, группой сверстников, друзей, коллективом их, учителями школы, врачом, внешкольными медицинскими, воспитательными, культурно-просветительными учреждениями.
В данном случае «ориентация», «консультация» должны мыслиться как ориентирование, консультирование. Для описания этих явлений используются, прежде всего, термины методики и теории воспитания, обучения и соответствующих психологических дисциплин, призванных информационно обеспечивать соответствующий вид практики (таких, как психология личности, психологическая диагностика, дифференциальная психология, психология профессий).
Четвертый феномен— практическое руководство профессиональным самоопределением молодежи как массовым социальным процессом. Речь идет о выработке и проведении в жизнь решений в области управления ходом развития общества, указаний и программ, определяющих цели, задачи, содержание воспитания подрастающих поколений, молодежных организаций.
Эти явления не сводятся к суммарному эффекту актов руководства, описанных в предыдущем случае. Они описываются в терминах политологических, экономических, юридических, социально-психологических, организационно-педагогических, теории управления обществом.
Кроме того, к этой же группе относится обширная область явлений, которые связаны с активностью средств массового воспитания (литературы, искусства, печати, радио, кино, телевидения), которая может быть направлена (или не направлена, что тоже есть «влияние») на подготовку молодежи к труду и выбору профессии.
В связи с рассматриваемой группой явлений термин «ориентация» должен мыслиться как ориентирование (или дезориентирование).
Приведенную группировку явлений, которые связываются с терминами «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация», можно рассматривать как своего рода схему для уразумения разделения труда тех, кто озабочен вопросами подготовки молодежи к труду, руководства выбором профессии, помощи в адаптации человека к профессии.
В современной литературе даны следующие определения понятий:
-профориентация – комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии.
-профессиональный выбор (в отличие от профессионального самоопределения) – это решение, затрагивающее лишь ближайшую перспективу школьника (Е.Гололваха)
Понятие «карьера» - в США профориентация называется «психологией карьеры»; по Д.Сьюперу – карьера – «определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни». В течение карьеры человек делает много выборов.
В России понятие карьеры - это понимается чаще всего как успех в какой-либо деятельности
В работе с клиентом при решении проблем профессионального самоопределения выделяют следующие уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении:
1. Адаптационно-производственный уровень ориентирован на помощь человеку в том, чтобы оптимально вписаться в систему в качестве члена (в социально-профессиональную группу, коллектив). Цель этого уровня - максимальная эффективность системы при включении в него самоопределяющегося человека. психические качества человека учитываются, но более существенные интересы человека могут игнорироваться или тесно увязываются с интересами производственной системы.
2. Социально-адаптационныйуровень ориентирован на помощь человеку в адаптации к данному обществу, что предполагает помощь в построении определенного образа жизни. Сам выбор профессии рассматривается как средство для построения определенного образа жизни (важна не профессии, а что она даст человеку). Интересы человека учитываются в большей степени, но остается вопрос – какими путями будет достигнут успех в жизни.
3. Ценностно-смысловой уровень. Здесь профконсультант затрагивает вопросы смысла жизни, совести. При этом могут возникать проблемы, связанные с тем, что не все готовы решать свои трудности на этом уровне (если консультант работает в коммерческой структуре, то заказчику может быть не нужен этот уровень).
Тема: Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.
Стадии профессионального становления
Дошкольное детство.
В этом возрасте используются в качестве знакомства с миром профессий сюжетно-ролевые игры и их профессионально ориентированныйхарактер. В играх происходят, так называемые, трудовые пробы, в которых дети получают практические знания о труде взрослых. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.
Младший школьный возраст.
В этом возрасте возрастает желание подражатьвзрослым. Дети ориентируются на профессии значимых взрослых.
Вторая особенность ребят в этом возрасте – появление мотивации достижений, и, конечно, прежде всего, в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей дает более реальный шанс и создает большие условия, по сравнению с предыдущим периодом, для формирования представления о желаемой профессии.
Возрастают индивидуальные различия между детьми, а, следовательно, и их влияние на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.
Подростковый возраст.
Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения, как к разным видам труда, так и к труду в целом. Активно идет процесс формирования системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Среди способов профессионального самоопределения в это период следует назвать следующие: подражание, стремление подростков к самовыражению и самоутверждению. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намеренияи профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность.
Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка. Первые пробы. Развитие рефлексии — осознание собственного «Я». Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Актуальность учебно-профессионального самоопределения.
Юность ( 16 — 23 лет).
В этот период могут появляться неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. В этом случае для специалистов-психологов важно проводить коррективы профессионального старта. Становится актуальным процесс кристаллизации профессиональной направленности личности.Для молодого человека, получающего профессиональные знания, становиться важным конституирование себя как представителя определенного профессионального сообщества.
Молодость(до 27 лет).
В этот период приходит черед социально-профессиональной активности. У молодого профессионала уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Если в это время у молодого человека отсутствуют реальные профессиональные достижения, неопределенность перспектив карьеры, то все вышеперечисленное может приводить к личностному или профессиональному кризису, когда актуализируются рефлексия своего бытия, порождаются самоанализ и самооценка «Я-концепции». В период душевной смуты зачастую происходит некая ревизия профессиональной жизни, а это, в свою очередь, может инициировать определение новых жизненно значимых целей. Среди возникающих новых устремлений можно отметитьследующие: совершенствование и повышение профессиональной квалификации; инициирование повышения в должности и смена работы; выбор смежной специальности или новой профессии.
Для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. В этом случае, как правило, возможны два пути дальнейшего развития:
-либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом;
-либо профессиональная миграция,означающая смену места работы или профессии.
Зрелость.
Это период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. Человеком реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека.
Погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости и полезности приводят к возникновению у человека особого эмоционального состояния — профессионального оптимизма.
Профессиональное самоутверждение, конституирует самоопределение личности в профессиональной культуре и означает полную интеграцию в профессиональную среду.
В этот период могут проявляться как профессиональные деструктивные изменения, так и личностные.
Пожилой возраст (55 —60л.)
Как правило, это возраст выхода на пенсию. В этот период у человека все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость. Несмотря на это, зачастую профессионально важные качества, профессиональные знания и умения, опыт и мастерство — все становится социально невостребованным. Эти негативные моменты ускоряют социальное старение. Профессиональная жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, которые находят в себе силы продолжать активную профессиональную деятельность либо на своем прежнем рабочем месте, либо в форме менторинга— наставничества, передачи профессионального опыта. Выход на пенсию может сопровождаться психологической растерянностью, ощущением «профессиональной беспризорности», дезинтеграцией из профессиональной среды, вызывают тягостные переживания своей ненужности и бесполезности.
Может вновь возникать проблема самоопределения, но уже не в профессиональной жизни, а в социальной, общественно-полезной. В это время наступает новый виток активного социально-трудового самоопределенияи продолжения себя как личности.
Таким образом, профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека. В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности.
Работа с клиентами в плане профессионального самоопределения опирается на знание особенностей стадий или периодов этого процесса. Критери