Тема: Цели и задачи дисциплины




УДК 159. 99

Рецензенты:

канд. психолог. наук, доцент кафедры психологии ОГАОУ ДПО ИПКРО Ковалева Е.Б.

 

Боллигер Л.В. «Психология профессионального самоопределения» учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. – 79 с.

 

Пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки психологов и предназначено для студентов психологического и социально-психологического направления заочной формы обучения в высшем учебном заведении.

Пособие включает конспекты лекций и вопросы для контроля усвоения знаний.

УДК 159. 99

© Боллигер Л.В., 2012г.

© Иркутский государственный

технический университет, 2011г.

 
 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………3

Раздел I. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности……………………………………………………………………….3

Тема: Цели и задачи дисциплины...................................................................4

Тема:Сущность и содержание профессионального самоопределения……5

Тема: Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности………………………………………………………………………11

Раздел II. Теоретические основы профессионального самоопределения личности……………………………………………………………………….16

Тема:Историческая обусловленность профессионального

самоопределения……………………………………………………………..17

Тема: Методологические основы профессионального самоопределения…19

Тема: Детерминация профессионального становления личности………….24

Тема: Основные принципы профессионального самоопределения………..27

Раздел III. Изучение профессий в психологии……………………………….31

Тема: Классификация профессий……………………………………………...31

Тема: Профессиография, методы профессиографического исследования…36

Раздел IV. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения………………………………………………………………..43

Тема: Профессиональная адаптация и развитие профессионализма ………43

Тема:Кризисы профессионального становления личности…………………45

Тема: Профессиональные деструкции...............................................................53

Тема: Психологическое сопровождение профессионального становления личности…………………………………………………………………………62

Литература………………………………………………………………………76

 

 


 

Введение

Курс «Психология профессионального самоопределения» в системе подготовки студентов - психологов является практико-ориентированным. В результате изучения данной дисциплины предполагается, что студенты не только усваивают основные понятия и термины курса; интегрируют и систематизируют ранее полученные знания, ориентируются в существующих направлениях в зарубежной и отечественной теории профессионального самоопределения, но и приобретают практические навыки по проведению профориентационной, профагитационной, профконсультационной деятельности в рамках индивидуального и группового подходов в работе с субъектами личностного и профессионального самоопределения.

Программа курса «Психология профессионального самоопределения» ориентирована на изучение студентами специальности «психология» заочной формы обучения в одном семестре. В содержании учебного пособия представлены основные вопросы теории и практики профориентационной и профконсультационной работы.

Основной формой подготовки студентов является самостоятельная работа.

Целями изучения данного курса являются: формирование у студентов основных представлений о процессе профессионального самоопределения личности, а также выработка у студентов практических навыков проведения мероприятий по профессиональному самоопределению людей.

 

 

Раздел I. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности.

Цели и задачи курса «Психология профессионального самоопределения». Сущность, задачи и цель профессионального самоопределения. Этапы профессионального самоопределения. Особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов. Способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.

План лекций:

1. Цели, задачи, методы и основные понятия курса.

2. Сущность и содержание профессионального самоопределения.

3. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.

 

Основные понятия раздела 1:

Развивающийся и функционирующий профессионал. Общечеловеческие ценности. Система работы по педагогическому и психологическому руководству профессиональным самоопределением. Направления профориентации: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, карьера, профессиональный выбор. Субъект самоопределения.

 

Тема: Цели и задачи дисциплины

В настоящее время подготовка студентов – психологов была бы неполной без получения профессиональных знаний, умений и навыков в области профессиоведения. Курс «Психология профессионального самоопределения» рассчитан на расширение масштабов и увеличение качества помощи в профессиональном самоопределению людям разных возрастных категорий.

В работу специалиста, озабоченного перспективой вхож­дения молодых людей в общество в качестве дееспособных граждан, входят решение таких проблем как участие в проектирова­нии будущего профессионального пути подрастающих людей, и организация пробы их сил в разных направ­лениях деятельности, и ориентировка в социальных, экономических, правовых, медико-гигиенических, ин­формационных условиях их развития и становления.

Необходимо формировать новые, реалистичные отношения учащихся к разным профессиональным жизненным путям, новые представ­ления о разнообразных полезных повседневных делах человеческих, обогащенный образ мира людей - «дела­телей» в целом.

Иначе говоря, формирование некоторого ценного приращения к сознанию молодого человека перспективы вхождения их в сообщество профессионалов.

В практике психолога, занимающегося профессиональным самоопределением, должна осу­ществляться функция путеводителя, советчика, настав­ника; а это значит - должны применяться и приемы, умения руководства развивающимся сознанием, различные «техники» педагогического и психологического воздействия.

Акцент понятие самоопределения заключается в том, что оптант должен полагать, что он сам проектирует и строит свой жизненный путь. Но такая постановка дела повышает требования к профессио­нализму психолога: руководить сознанием и поведением активного и самостоятельного человека сложнее, чем «тащить и не пущать» пассивного и не способного принимать свои решения.

Профессио­нально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования, организации его деятельности. Это предполагает активность не толь­ко психолога, но и самого человека, выбирающего профессию. В меру этого и говорится о том или ином варианте само­определения. Было бы грубой ошибкой понимать самоопределение как стихийное автоматическое «рас­кручивание» чего-то, якобы уже полностью имеюще­гося в свернутом виде, да еще и надеяться при этом, что данный процесс пойдет в социально ценном на­правлении.

Самоопределение пред­полагает активизацию самопознания и самовоспита­ния подрастающего человека. В работе по проблеме профессионального самоопределения важно для специалиста уваже­ние к индивидуальной неповторимости человека, к его возрастно-половому своеобразию, к состояниям его внутреннего мира, к фактам его удовлетворенности тем или иным занятием, делом и т.д. Но для того, чтобы любые представления и понятия были усвоены человеком, должно наличествовать так­же положительное отношение его к обсуждаемой пред­метной области: «Что открыто сердцу, то не составит тайны для ума», - свидетельствует мудрая поговорка.

Таким образом, в результате изучения данной дисциплины предполагается, что студенты не только усваивают теоретические основы в области профессионального самоопределения, интегрируют и систематизируют ранее полученные знания, ориентируются в существующих направлениях в зарубежных и отечественных исследованиях в данной области, но и приобретают практические навыки по профориетационной и консультационной работе с клиентами.

Целями изучения данного курса являются:

§ Формирование у студентов основных представлений о процессе профессионального самоопределения личности;

§ Выработка у студентов практических навыков проведения мероприятий по профессиональному самоопределению людей.

Задачами изучения курса «Психология профессионального самоопределения» являются:

§ Усвоение понятий и сущности профессионального самоопределения;

§ Изучение теоретических основ профессиоведения, а также методов, техник и основных этапов в работе психолога по профессиональному самоопределению личности.

§ Создание условий для формирования профессиональных умений, которые могут отражаться на эффективности работы будущего специалиста по профессиональному самоопределению личности.

Тема: Сущность и содержание профессионального самоопределения.

Самоопределение - это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение рассматривается как процесс развития человека.

Личностное самоопределение – зависит от самого человека, неоформленное официально. Нахождение для себя смыслов жизни, решение особых жизненных проблем. Условие для личностного самоопределения служат жизненные трудности, проблемы.

Профессиональное самоопределение – более конкретное самоопределение, соотносится с понятием «самооориентирование», чаще оформляется официально (получение диплома).

Сущность профессионального самоопределения – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом самоопределении.

Как бы мы ни понимали слово «самоопределение» (например, как возможное бесконечное развитие, или как поиск, уточнение «пределов», границ своему или чьему-то развитию, как карабканье карьериста по сту­пеням должностной иерархии или еще как-то иначе), в любом случае возникает вопрос: а сообразно чему должно происходить «самоопределение»? Ведь чтобы человек ни делал, он заранее мысленно представляет, какие воз­можны варианты его изделия и каким оно должно стать, как выглядеть.

Вопрос о мысленной модели, образце результата де­ятельности, активности сильно обостряется, если речь идет о таких уникальных и многократно не воспроиз­водимых «изделиях», как личность, профессионализм, профессиональный жизненный путь человека. Не слу­чайно тут говорят и о судьбе, и о роке, то есть о чем-то, требующем очень серьезного отношения.

Если вы окинете мысленным взором область фоль­клора, истории литературы, искусства, философии, то непременно заметите, что здесь ставится огромное мно­жество самых разнообразных вопросов соответствую­щего рода («Что такое человек?», «Каким должен быть человек в молодости?», «Что уместно в преклонном возрасте?», «Какой должна быть девушка?», «Каким должен быть юноша?» и др.) и предлагаются те или иные варианты ответов на них. Можно утверждать, что центральные вопросы народной мудрости, литературы и искусства - это че­ловек и его судьба.

Следует заметить, что при этом в интеллектуаль­ный «оборот» вовлекаются также достижения науки и техники: то начинают человека мыслить по анало­гии с паровой машиной, то - с компьютером, то по аналогии с муравейником (как саморегулирующейся системой) или просто - с каким-то изученным и «по­нятным» животным организмом.

Существует огромное множество вариантов пони­мания человека. Среди них следующие, наиболее типичные:

1. Физикалистский вариант. Человек состоит из атомов, молекул. Это сложное физическое тело. Его жизнь, движение характеризуются физико-химичес­кими процессами. Кроме этого в мире ничего и нет. Телесные процессы можно корректно изучать, изме­рять, подсчитывать. Все остальное - пустые слова, не заслуживающие внимания науки. Чтобы с человеком происходило то, что нужно, надо создавать соответ­ствующие ограничители (ограждения, поручни, защит­ные кожухи) и направляющие устройства (сигналы, указатели, открытые ходы, двери).

2. Биологизаторский вариант. Человек - это жи­вой организм. Да, у него есть побуждения, мысли, по­ведение в среде; и все это определяется биохимичес­кими, биофизическими процессами в организме. Впрыснул ему кофеин - он повеселел... Если нет орга­низма с его процессами, нет и побуждений, и пр., и не о чем далее говорить. Человеческое сообщество, как система, устроено по типу популяций живых существ (разве что чуть похуже упорядочено). Выживает силь­нейший.

3. Социологизаторский вариант.Не так уж важно, что человек является природным существом. От этого можно отвлечься, поскольку все самое важное в его поведении, образе мыслей, побуждениях, жизненных целях зависит от того, к какой общественной группе он принадлежит (что от него здесь ждут, на кого счи­тается приличным походить и пр.), и от тех писаных и неписаных законов, норм, которые в этой группе сфор­мировались как регуляторы поведения, хода мыслей, принятия решений. Человек силен связью с сообщес­твом.

4. Мистический вариант. Душа «...нетленьна... тело же тленьное»; душа «в горную высоть текущи, тело же тяжько и низько и на земли валяяся...» (из древнерусских рукописей). Телесное существование человека временно, преходяще. Но у человека есть душа, которая бессмертна. Это существо духовное; ему могут быть свойственны высокие порывы, самоотвер­женность, бескорыстное служение высокой идее, спо­собность пострадать во имя нее, презрев даже смерть («смертию смерть поправ...»).

5. Парциалъно-психологизаторский вариант.Чело­век - высшее из земных животных существ. Для ори­ентировки и выживания в сложной, в частности, со­циальной среде у этого существа (в ходе филогенеза и онтогенеза) развиваются органы и системы как для отображения этой среды, так и для подходящего пове­дения в ней. У человека есть такие реальности, как ощущения, восприятия, память, мышление, вообра жение, внимание, самосознание (в частности, «образ Я»), характер, темперамент, способности, направлен­ность личности, опыт, привычки, навыки и другие автоматизмы (стереотипы) сознания, поведения. Человек что-то осознает (относительно мира и, в час­тности, самого себя как части этого мира), а что-то остается вне поля его ясного сознания, составляя об­ласть так называемого бессознательного - скажем, ока­завшись в ситуации дележа каких-то ресурсов, чело­век впервые с удивлением узнает о самом себе, что он, оказывается, «скряга», «жадный» - до сих пор это как бы находилось в зоне «бессознательного» в том смысле, что он об этой своей черте характера не подо­зревал, не думал.

6. Комплексный (психологический) вариант.Да, верно, что человек это нечто большее, чем просто жи­вой организм (так же как дом есть нечто большее, чем множество составляющих его бревен или камней). И человеку свойственны многочисленные и разнообраз­ные явления внутреннего - душевного - мира, вклю­чая и представления о желаемом будущем, идеалы, твердые взгляды на мир вопреки наличной ситуации; человек не обязательно уходит от опасности; он мо­жет жить не для того, чтобы есть, но, наоборот, есть, чтобы жить и активно действовать. И все это столь же реально, как и процессы телесные. Да, без тела души нет. Но телесные процессы не предопределяют, а обес­печивают ход процессов психических. Факты и зако­номерности телесных, душевных, социальных, духов­ных событий и процессов важно научно изучать и знать. Человек может даже преодолевать свои телес­ные и иные ограничения, объединяясь с себе подобны­ми, создавая сообщества, орудия, средства деятельности. И это происходит в постоянном взаимодействии отдельного человека и общества, «социума». Да, человек не все знает о себе, не все ясно сознает. Но область бессознательного - не окаменелость, гра­ницы сознаваемого и несознаваемого постоянно меня­ются.

Неосознанными до поры до времени могут быть и те особенности человека, которые относительно жест­ко, более или менее однозначно обусловлены телес­ностью, «природой» (например, органические влече­ния: к новизне, к пище, к противоположному полу, к двигательной активности - «мышечной радости» и пр.), и самые возвышенные, явно социально обуслов­ленные

В самом самоопределении заложен парадокс, которыйзаключается в том, что найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется «пустота», поэтому важен процесс поиска смысла, а не достижения).

Субъектом самоопределения считается человек, который имеет творческий подход к своей жизни, создает и осознает смысл своей жизни (а не является проводником «высших смыслов»).

Приведем некие вари­анты смысла самоопределения, предназначенные для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и самого психолога-профконсультанта:

1. Обобщенный смысл – поиск профессии или работы, которая давала бы возможность получать заработок в соответствии с затраченными усилиями (Маркс).

2. Первичное благо для человека – чувство собственного достоинства (Ролз). Повышение чувства собственной значимости, и деньги как одно из средств.

3. Стремление к элитарности (через удачно выбранную специальность можно попасть из грязи в князи). Здесь надо рассматривать и идею авантюризма – умение хорошо устраиваться. Эта идея сейчас популярна среди самоопределяющейся молодежи (две цели: занять высокое положение в обществе и добиться высокого дохода). Но подлинные элитарные ориентации предполагают кроме этого еще и творческий подход к построению своей жизни. Но как понять где элитарность, а где псевдоэлитарность?

4. Стремление заработать много денег – «отчужденный характер труда» - человек отделен от своей деятельности, т.е. деятельность престает быть для человека личностно значимой. «Неотчужденный характер труда» - когда человек выполняет значимую для себя работу «любит то, ради чего трудится, и трудится ради того, что любит».

В профориентации традиционно выделяются следующие направ­ления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация.

Рассмотрим различия употребления терминов «профориентация», «профконсультация», «профессиональное самоопределение». Признаки различения, выделения этих фе­номенов в следующем.

Первый признак - приобщение подрастающих чле­нов общества к трудовой деятельности. Уже в дошкольном возрасте дети сталки­ваются с тем, что окружающие их взрослые ходят на работу Дети и сами воспро­изводят отдельные доступные для их наблюдения тру­довые действия окружающих. Давно известно, в играх дошкольников отража­ется социальная, трудовая жизнь своего времени. Но опыт, речевая практика не относят эти явления к об­ласти профориентации. Более того, даже так называе­мые уроки труда в школе, занятия, например, в сто­лярной мастерской или в кабинете домоводства эмпи­рически не относят к области профориентации, кон­сультации. В этом случае говорят о трудовом обуче­нии и воспитании.

Второй при­знак - приобщение человека к области профессий на пороге его зрелости как трудоспособного члена общес­тва. Но и этого признака мало, поскольку он относит­ся и к профессиональному обучению, и к тому, что называют профориентацией.

Третий признак обозначим условно как «прожективность» ситуаций, в которых находят­ся люди, приобщающиеся к профессиональному тру­ду. А именно, о профориентации и профконсультации говорят тогда, когда фактически занимаются проек­тированием, то есть мысленным построением будущих трудовых путей, судеб. Широко распространенное вы­ражение «выбор профессии» как раз и указывает на то, что человек находится на распутье, в условиях неопределенности.

Выражение «приобщение к профессиональному тру­ду» обозначает существенно различные явления. В за­висимости от того, идет ли речь о профессиональном самоопределении подрастающего человека или о руководстве этим самоопределением со стороны взрос­лых, идет ли при этом речь о практике руководства большими массами молодежи или о собственно педагогическом руководстве приобщением к труду каждого отдельного учащегося, члена коллек­тива, общества, можно выделить четыре рода феноме­нов приобщения к труду, связываемых с терминами «профориентация» и «профконсультация».

Первый феномен- явления индивидуального самоопределе­ния. В данном случае термин «ориентация» должен мыслиться как ориентированность и ее становление, как самоориентирование. Это - развитие действенных интересов, преобладающих форм активности, склон­ностей; возникновение, развитие и самовоспитание качественно новых синтезов способностей, подготов­ленности подрастающего человека; возникновение, установление специфических взаимоотношений ребен­ка с родителями или с заменяющими их лицами; пре­образование (на основе ориентации на будущее) взаи­моотношений со сверстниками, товарищами, друзь­ями; установление специфических отношений с людь­ми, представляющими интересы общества, производ­ства (в широком смысле слова, включая и производст­во информации, и услуг, и производство порядка в обществе); образование качественно новых представ­лений о себе («я - будущий строитель мостов», «эта профессия не для меня»); формирование уровня при­тязаний в отношении ступеней «профессионального ро­ста»; построение личных профессиональных планов, реалистических образов своего будущего (а это — пси­хические регуляторы профессиональной судьбы).

Профессиональное самоопределение включает и фор­мирование моральной зрелости, ибо выбор профессии должен опираться не только на логические («вычис­лительные»), но и на моральные основания, доводы.

Явления индивидуального самоопределения описы­ваются в терминах возрастной, дифференциальной, пе­дагогической, общей психологии, педагогики, мето­дики воспитания, медицины, возрастной физиологии.

Второй феномен- явления, представляющие собой суммар­ный эффект самоопределения индивидов, относящих­ся к большим группам («школьники Новосибирской области», «восьмиклассники Вятско-Полянского рай­она»). Здесь «ориентация» тоже должна мыслиться как «ориентированность». Соответствующие явления, которые могут характеризовать и необозримые общнос­ти, описываются в терминах социологии, экономики, социальной психологии, педагогики на ее стыках с экономикой (поскольку здесь на первый план высту­пают проблемы подготовки и распределения, рацио­нального использования людей как более или менее обезличенных «трудовых ресурсов»), физиологии че­ловека, медицины.

Показатели, по которым мы что-то узнаем о выде­ленных двух группах явлений, различны, хотя, каза­лось бы, речь всюду идет об одном и том же - о под­растающих поколениях, об учащихся. Во втором слу­чае могут, скажем, применяться процентные показа­тели, статистические коэффициенты, которые, как уже отмечалось в другой связи, мало уместны при инди­видуальной работе с оптантами.

Сходным образом, такие выявляемые в индивиду­альной работе показатели, как своеобразие структуры склонностей каждого школьника или особенности его практического ума, не применимы при характеристи­ке больших общностей подрастающих людей, хотя совершенно естественны и необходимы при характе­ристике индивидуального развития.

Третий феномен- область практических педагогических ли психологических воздействий на профессиональное самоопреде­ление каждого (руководство выбором профессии). Это руководство или влияние может более или менее сознательно осуществляться семьей, группой сверстников, друзей, коллективом их, учителями школы, врачом, внешколь­ными медицинскими, воспитательными, культурно-просветительными учреждениями.

В данном случае «ориентация», «консультация» должны мыслиться как ориентирование, консульти­рование. Для описания этих явлений используются, прежде всего, термины методики и теории воспитания, обучения и соответствующих психологических дисцип­лин, призванных информационно обеспечивать соот­ветствующий вид практики (таких, как психология личности, психологическая диагностика, дифференци­альная психология, психология профессий).

Четвертый феномен— практическое руководство професси­ональным самоопределением молодежи как массовым социальным процессом. Речь идет о выработке и про­ведении в жизнь решений в области управления хо­дом развития общества, указаний и программ, опре­деляющих цели, задачи, содержание воспитания под­растающих поколений, молодежных организаций.

Эти явления не сводятся к суммарному эффекту ак­тов руководства, описанных в предыдущем случае. Они описываются в терминах политологических, экономи­ческих, юридических, социально-психологических, организационно-педагогических, теории управления об­ществом.

Кроме того, к этой же группе относится обширная область явлений, которые связаны с активностью средств массового воспитания (литературы, искусст­ва, печати, радио, кино, телевидения), которая может быть направлена (или не направлена, что тоже есть «влияние») на подготовку молодежи к труду и выбору профессии.

В связи с рассматриваемой группой явлений тер­мин «ориентация» должен мыслиться как ориентиро­вание (или дезориентирование).

Приведенную группировку явлений, которые свя­зываются с терминами «профессиональное самоопре­деление», «профориентация», «профконсультация», можно рассматривать как своего рода схему для ура­зумения разделения труда тех, кто озабочен вопросами подготовки молодежи к труду, руководства выбором профессии, помощи в адаптации человека к профессии.

В современной литературе даны следующие определения понятий:

-профориентация – комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии.

-профессиональный выбор (в отличие от профессионального самоопределения) – это решение, затрагивающее лишь ближайшую перспективу школьника (Е.Гололваха)

Понятие «карьера» - в США профориентация называется «психологией карьеры»; по Д.Сьюперу – карьера – «определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни». В течение карьеры человек делает много выборов.

В России понятие карьеры - это понимается чаще всего как успех в какой-либо деятельности

В работе с клиентом при решении проблем профессионального самоопределения выделяют следующие уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении:

1. Адаптационно-производственный уровень ориентирован на помощь человеку в том, чтобы оптимально вписаться в систему в качестве члена (в социально-профессиональную группу, коллектив). Цель этого уровня - максимальная эффективность системы при включении в него самоопределяющегося человека. психические качества человека учитываются, но более существенные интересы человека могут игнорироваться или тесно увязываются с интересами производственной системы.

2. Социально-адаптационныйуровень ориентирован на помощь человеку в адаптации к данному обществу, что предполагает помощь в построении определенного образа жизни. Сам выбор профессии рассматривается как средство для построения определенного образа жизни (важна не профессии, а что она даст человеку). Интересы человека учитываются в большей степени, но остается вопрос – какими путями будет достигнут успех в жизни.

3. Ценностно-смысловой уровень. Здесь профконсультант затрагивает вопросы смысла жизни, совести. При этом могут возникать проблемы, связанные с тем, что не все готовы решать свои трудности на этом уровне (если консультант работает в коммерческой структуре, то заказчику может быть не нужен этот уровень).

 

Тема: Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.

 

Стадии профессионального становления

Дошкольное детство.

В этом возрасте используются в качестве знакомства с миром профессий сюжетно-ролевые игры и их профессионально ориентированныйхарактер. В играх происходят, так называемые, трудо­вые пробы, в которых дети получают практические знания о труде взрослых. Результатом профессионально-ролевых игр, вы­полнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дош­кольников на основе различения видов труда и срав­нения разных профессий.

Младший школьный возраст.

В этом возрасте возрастает желание подражатьвзрослым. Дети ориентируются на профессии значимых взрослых.

Вторая особенность ребят в этом возрасте – появление мотивации достижений, и, конечно, прежде всего, в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей дает более реальный шанс и создает большие условия, по сравнению с предыдущим периодом, для формирования представления о же­лаемой профессии.

Возрастают индивидуальные различия между детьми, а, следовательно, и их влияние на существенное расширение спектра профессиональ­ных предпочтений.

Подростковый возраст.

Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отно­шения, как к разным видам труда, так и к труду в целом. Активно идет процесс формирова­ния системы личностных ценностей, которые опреде­ляют избирательность отношения подростков к различ­ным профессиям.

Среди способов профессионального самоопределения в это период следует назвать следующие: подражание, стремление подростков к самовыражению и само­утверждению. Дифференцированное отношение к разным учеб­ным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намеренияи профессио­нально ориентированные мечты. Эти ориентации спо­собствуют появлению новых профессионально ориен­тированных мотивов учения, инициируют саморазви­тие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штриха­ми профессионального самоопределения.

Ранняя юность.

Важнейшая задача этого возрас­та — выбор профессии. Это период реалистической оп­тации. Профессиональные планы подростка. Первые пробы. Развитие рефлексии — осознание собственного «Я». Самоанализ становится психологической осно­вой отсроченного профессионального самоопределе­ния для многих учащихся профессиональной школы. Актуальность учебно-профес­сионального самоопределения.

Юность ( 16 — 23 лет).

В этот период могут появляться неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вы­нужденно или по желанию) выборе учебно-професси­онального поля. В этом случае для специалистов-психологов важно проводить коррективы профессионального старта. Становится актуальным процесс кристаллизации профессиональной направленности личности.Для молодого человека, получающего профессиональные знания, становиться важным конституирование себя как представителя определен­ного профессионального сообщества.

Молодость(до 27 лет).

В этот период приходит черед социально-профессиональной активности. У молодого профессионала уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Если в это время у молодого человека отсутствуют реальные профессиональные достиже­ния, неопределенность перспектив карьеры, то все вышеперечисленное может приводить к личностному или профессиональному кризису, когда актуали­зируются рефлексия своего бытия, порождаются самоана­лиз и самооценка «Я-концепции». В период душевной смуты зачастую происходит некая ревизия про­фессиональной жизни, а это, в свою очередь, может инициировать определение но­вых жизненно значимых целей. Среди возникающих новых устремлений можно отметитьследующие: совершенствование и повышение профессиональ­ной квалификации; инициирование повышения в должности и смена работы; выбор смежной специальности или новой профес­сии.

Для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профес­сионального самоопределения. В этом случае, как правило, возможны два пути дальнейшего развития:

-либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом;

-либо профес­сиональная миграция,означающая смену места работы или профессии.

Зрелость.

Это период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциа­ла. Человеком реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл само­го существования человека.

Погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости и полезности приводят к возникновению у человека особого эмоционального состояния — профессиональ­ного оптимизма.

Профессиональное самоутвержде­ние, конституирует самоопределение личности в про­фессиональной культуре и означает полную интегра­цию в профессиональную среду.

В этот период могут проявляться как профессиональные деструктивные из­менения, так и личностные.

Пожилой возраст (55 —60л.)

Как правило, это возраст выхода на пенсию. В этот период у человека все еще высокий профессионализм, несмотря на имею­щуюся профессиональную усталость. Несмотря на это, зачастую профессионально важные качества, профес­сиональные знания и умения, опыт и мастерство — все становится социально невостребованным. Эти негативные моменты ускоряют социальное старение. Професси­ональная жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, которые находят в себе силы про­должать активную профессиональную деятельность либо на своем прежнем рабочем месте, либо в форме менторинга— наставничества, передачи профессионального опыта. Выход на пенсию может сопровождаться психологической растерянностью, ощущением «профессиональной беспризорности», дезинтеграцией из профессиональной среды, вызыва­ют тягостные переживания своей ненужности и бесполезности.

Может вновь возникать проблема самоопределения, но уже не в профессиональной жизни, а в социальной, общественно-полезной. В это время наступает новый виток активного социально-трудового самоопределенияи продолжения себя как личности.

Таким образом, профессиональное само­определение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жиз­ни, а своеобразный творческий процесс развития личности. Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда проис­ходит развитие личности, а может быть и неадекват­ным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Профессиональное становление охватывает дли­тельный период жизни человека. В течение этого времени меняются жизненные и профессиональ­ные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личнос­ти.

Работа с клиентами в плане профессионального самоопределения опирается на знание особенностей стадий или периодов этого процесса. Критери



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: