Тема: Классификация профессий.




Исходным концептуальным понятием профессиоведения является профессия. Трактовок понятия «про­фессия» в профессиоведческой литературе много. Прежде всего, это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существо­ванию. Далее, профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нор­мы поведения. Профессия выступает как особая фор­ма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием.

В своих работах Е.А.Климов также приво­дит определение профессии: «Профессия — это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и разви­тия».

Профессия (лат. professio) — это исторически возникшие формы трудовой деятель­ности, для выполнения которых человек должен обла­дать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональ­но важные качества.

Термин «про­фессия» применяется лишь к небольшому кругу

высо­костатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специаль­ностям или видам работы, занятий.

Профес­сия, как правило, объединяет группу родственных спе­циальностей. Например, профессия — врач, специаль­ности — терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; про­фессия — инженер, специальности — конструктор, технолог, металлург и др.; профессия - слесарь, специальности — сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.

Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность — один из видов про­фессиональной деятельности внутри профессии, на­правленный на достижение более частных или проме­жуточных результатов либо на достижение общих ре­зультатов специфическими средствами.

Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Постоянно возникают новые про­фессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифициро­ванного труда, появляются совмещенные и интегриро­ванные профессии и специальности.

В процессе общественного развития возникает необходимость во введении названий новых профес­сий и определении их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.п.

Психологическая классификация профессий предназначена для профориентационной работы. Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Особенностью психологической классификации является отказ от социологических, экономических и технологических критериев. Психологическая классификация профессий должна обеспечивать валидную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Отсюда возникает проблема нахождения психологических критериев, позволяющих объединить профессии в группы. Но главное, необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.
Выбранные критерии должны максимально учитывать соответствие личности и профессии, так называемую профессиональную пригодность. При этом также должны согласовываться востребованные профессии с психологической структурой личности. По этим критериям можно также осуществлять профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Такой подход прослеживается у многих психологов труда (С.М.Богословский, 1911; Н.Мunsterberg, 1913; А.Нuth, 1961; Е.Воrnemann, 1967; С.L.Тhornton, 1969; И.П.Титова, 1970; В.В.Чебышева, 1971; В.Г.Лоос, 1974). В современных классификациях эти критерии уже не используются и ссылка на них — дань истории психологии труда.

Важной проблемой классификации профессий были и остаются методы сбора данных, характеризующих профессию. К ним относятся наблюдение, самостоятельное выполнение деятельности (трудовой метод), опрос работников, наблюдаемый опрос на рабочих местах и др.
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Среди таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности, следует, прежде всего, выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности — интересов и ценностных ориентации — Дж. Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический тип — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств, интеллектуальный — на умственный труд, социальный — на взаимодействие с социальной средой, конвенциональный — на четко структурированную деятельность, предпринимательский— на руководство людьми и' бизнес, художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами. Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее — конвенциональный. Все возможные взаимосвязи представлены в психологической классификации профессий, пред­назначенной для профориентационной работы.

Психологическая классификация профессий дол­жна обеспечивать валидную диагностику профессио­нальных интересов, склонностей и способностей. Но главное, необходимо, чтобы классифика­ция профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность, т.е. вы­бор профессии.

В отечественной психологии наибольшую извест­ность получила классификация профессий, разработан­ная Е. А. Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

Человек — живая природа (П). Человек — техника (и неживая природа) (Т). Человек — человек (Ч). Человек — знаковая система (3). 5) Человек — художественный образ (X).

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

- Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание.

- Преобразующие профессии (П).

- Изыскательские профессии (И).

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут выделяться четы­ре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р).

2. Профессии машинно-ручного труда (М).

3. Профессии, связанные с применением автомати­зированных и автоматических систем (А):

4. Профессии, связанные с преобладанием функцио­нальных средств труда (Ф).

По условиям труда Е.А.Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к быто­вым, «комнатным» (б)

2.Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о).

3. Работа в необычных условиях на высоте, под во­дой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н)

4. Работа в условиях повышенной моральной ответ­ственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м)

Выделенные четыре группы являются не взаимо­исключающими, но частично совпадающими.

Используя условные обозначения, можно дать об­зорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профес­сии, и к профессии-мечте.

Данной классификацией профессий очень удобно пользоваться в процессе профориентации с учащимися.

Модульный принцип психологической классификации профессий заключается в том, что модуль профессии берется за единицу анализа профес­сии, типовой элемент, «строительный кубик» при со­здании описания профессии.

Психологический модуль профессии определяет­ся как типовой элемент профессиональной деятельно­сти, присущий ряду профессий и выделенный на ос­новании общности психологических требований к че­ловеку. Из полного набора психологических модулей мож­но, как из кубиков, собрать характеристику любой профессии.

Каждая профессия обычно состоит из нескольких модулей. Задачи исследования — установить связь между объективными характеристиками труда (пред­мет, цель, орудия, условия) и психологическими требо­ваниями, предъявляемыми к человеку, причем психо­логические качества должны иметь уровень развития не ниже среднего.

В таблице представлен пример фрагмента психологических модулей, характеризующих особенности предмета труда

Психологические модули, характеризующие особенности предмета труда

Психологический модуль Примеры профессий
Типовые элементы деятельности Психологические требования
       
  Обслуживание сложных технических систем Техническое мышление, долговременная память, пространственные представления Наладчик автоматических линий, станков, механик по ремонту телерадиоаппаратуры, электромеханик по ремонту и обслуживанию электронных вычислительных машин, водители различных видов наземного, водного и воздушного транспорта
  Управление транспортными средствами Острота зрения, глазомер, цветоощущение, пространственные представления, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движений, психическая и физическая выносливость, эмоциональная устойчивость, оперативное мышление, оперативная память Водители различных видов наземного, водного и воздушного транспорта
  Управление невоспринимаемыми непосредственно процессами Оперативное мышление, оперативная память, внимание, пространственные представления, эмоциональная устойчивость Диспетчер на транспорте, оператор химического производства, диспетчер энергосистемы
  Обслуживание быстродействующего оборудования Острота зрения, переключение внимания, быстрота реакции, координация движений Штамповщик, токарь, фрезеровщик, кузнец, оператор прокатного стана
  Обработка и сборка миниатюрных объектов Острота зрения, концентрация внимания, отсутствие тремора, координация движений рук, осязание, уравновешенность нервной системы Сборщик полупроводниковых приборов и микросхем, ювелир-закрепщик, сборщик часов

Тема: Профессиография, методы профессиографического исследования.

Во второй половине 1920-х гг. советские психотех­ники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специаль­ного подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологичес­кую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, пред­мета, задач, орудий и условий труда.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированно­го подхода к изучению профессиональной деятельно­сти. Сущность этого принципа — подчинение профессиографирования решению конкретных практических
задач.

Принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также об­ласть использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности: аттестацией работников; проектированием новых профессий и специально­стей; профконсультацией оптантов и отбором специали­стов; совершенствованием профессионального образо­вания, подготовки и повышения квалификации; научными исследованиями профессионального развития личности.

Результаты профессиографирования оформляют­ся в лрофессиограмме,которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необ­ходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состо­янию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма — характеристика мотивационной, воле­вой и эмоциональной сферы специалиста. Психограм­ма — психологический портрет профессии, представ­ленный группой психологических функций, актуализи­руемых конкретной профессией.

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

- комплексного подхода в изучении профессиональ­ной деятельности;

- целенаправленного составления профессиограм­мы, подчиненного достижению конкретной прак­тической цели;

- типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и спе­цифические признаки профессии;

- реального отражения состояния профессии в кон­кретных социально-экономических условиях;

- учета перспектив профессионального роста и ка­рьеры;

- надежности, предполагающей описание профес­сий в экстремальных и нестандартных условиях;

- научности (профессиограмма должна разрабаты­ваться на основе системного, личностного и деятельностного подходов).

Научное описание профессии предполагает анализ, как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:

-социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

-психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);

-физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);

-описание технологических процессов и др.

Из всего многообразия методов необходимо выбрать те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании. При разработке комплекса методов роль системообразующего фактора важную роль играет цель исследования. Если профессиографическое исследование проводится для разработки инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного звена эргатической системы, то в центре внимания будут оценка габаритов рабочего поста, его организация, структура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, внештатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала.

Разрабатывая профессиограммы для профориентации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характеристике профессии. Достаточно подробно исследуются условия труда как технико-технологические, так и социально-психологические. Важное направление исследований — оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологических свойств работника.

При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования. Остальные исследования приобретают значение для определения условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся, студентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу. Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязанностей и условий труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и определить профпригодность кандидата для работы. Следующее направление профессиографических исследований — изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, других неблагоприятных состояний, борьбы с травматизмом, снижения заболеваемости. Основная цель исследований — изучение условий и режима труда и диагностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессиональную среду и деятельность. В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психологические и физиологические.

Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой приоритетов), следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования помогает использование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

-общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;

-описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

-психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;

-пооперационный анализ трудовой деятельности;

-фотографию рабочего дня, хронометраж;

-изучение индивидуального стиля деятельности;

-анализ ошибочных действий;

-оценку санитарно-гигиенических условий труда;

-динамику работоспособности за смену, неделю, более длительный период.

Важное направление иссле­дований — оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологи­ческих свойств работника.

При разработке профессиограмм в целях проф­ориентации и профотбора особенно важны психодиаг­ностические исследования. Следующее направление профессиографических исследований — изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, дру­гих неблагоприятных состояний, борьбы с травматиз­мом, снижения заболеваемости. Основная цель иссле­дований — изучение условий и режима труда и диаг­ностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессио­нальную среду и деятельность.

Основываясь на принципах системного анализа и изучении профессиографической литературы Ф. Зеер разработал обобщенную схему профессиограммы. При определении содержания профессиограммы учи­тывались нормативно-параметрическое описание тру­да, морфологическое и функциональное строение дея­тельности, профессионально ориентированная струк­тура деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения.

Профессиограммы имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Основываясь на принципах системного анализа и изучении профессиографической литературы, разработана обобщенная схема профессиограммы. При определении содержания профессиограммы учитывались нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, профессионально ориентированная структура деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения.

Формализованная схема профессиограммы выглядет следующим образом:

Социальная и профессиографическая характеристика профессии
1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.
2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.
3. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).
4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.
5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе).
6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей.
7. Необходимое образование.
8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры.
9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким крутом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.).
10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.
11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.
12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).

Психограмма
А Общая характеристика труда
1. Фотография рабочего дня.
2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).
3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.
4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
5. Психологический анализ ошибочных действий.
Б. Требования к психическим процессам
1. Психомоторика:
• рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
• рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские идр;
• временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;
• требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
• особые требования к психомоторике.
2. Сенсорная и перцептивная сферы:
• чувствительность различных сенсорных модальностей;
• профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т. д.;
• особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.
3. Профессиональные особенности познавательных процессов:
• влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
• требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению; в преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;
• особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости;
• преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
• особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;
• внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.
В. Требования к эмоционально-волевой сфере
1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.
3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).
4. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).
Г. Типичные психологические состояния в процессе труда
1. Монотония и утомление.
2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).
3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).
Д Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)
1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.
2. Социально-профессиональная ответственность.
3. Оптимизм.
4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).
5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством).
6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.
7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).
Е. Противопоказания и ограничения
1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.
2. Характеристика профнепригодности.
3. Половозрастные ограничения.
4. Профессиональные вредности и льготы.
5. Профессиональные деформации личности.

Заключение

Дифференцированное профессиографирование проанализировано Е.М.Ивановой. Ею предложено че­тыре типа профессиографии: информационный, диаг­ностический, прогностический и методический.

Информационное профессиографированиепред­назначено для профконсультационной работы с оп­тантами — людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии.

Диагностическое профессиографированиепрово­дится в случаях выяснения причин низкой производи­тельности труда, неудовлетворительного качества про­дукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поис­ковым, главное — установление причин, обусловлива­ющих наличие названных фактов.

Прогностическое профессиографированиепри­меняется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельно­сти либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.

Методическое профессиографированиепозволя­ет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых ка­честв и состояний субъекта труда для изучения дина­мики их изменения и характера функционирования.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое профессия и специальность?

2. Назовите наиболее известные классификации профессий и их основания.

3. Опишите основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова.

4. Опишите классификацию профессий Дж. Холланда.

5. Что такое профссиографирование и профессиограмма?

6. Что такое психограмма и что в нее вносится?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: