Становление и институциональное оформление отечественной психологии профессий как самостоятельной отрасли прикладной психологии обусловлено политическими, экономическими и научно-исследовательскими предпосылками. Коротко их характеристики состоят в следующем.
1. В условиях тоталитарного общества игнорировались индивидуальные особенности человека. Главным было выполнение социального заказа на подготовку работников, необходимых для решения производственных задач. Изменение политической ситуации, смена идеологических ориентиров, появившаяся возможность самостоятельной предпринимательской деятельности привели к формированию нового отношения к труду, новой стратегии поведения работников, вынужденных менять профессию, искать себе место работы, подтверждать свою конкурентоспособность.
Политическая и идеологическая свобода, обрушившаяся на россиян, породила у них растерянность и психическую напряженность. Рухнувшие кабальные условия производственных отношений вызвали у работников стресс, так как в одночасье они стали ответственны за свою профессиональную жизнь.
Актуальными для трудоспособного населения стали проблемы выбора сценариев профессиональной жизни, профессиональной занятости, карьеры, безработицы и др., к решению которых оно не было подготовлено. У людей появилась потребность в психологической поддержке и помощи. Однако ни одна из отраслей прикладной психологии специально не занималась этими проблемами.
2. Экономическая ситуация до перехода к рыночным отношениям характеризовалась стабильностью и гарантировала минимум социальных благ. Вся система жизнеобеспечения была направлена на закрепление профессионального и квалификационного положения работника в сфере производства на определенном предприятии.
|
В условиях рыночной экономики оказались востребованы работники высокой квалификации, профессионально мобильные, конкурентоспособные. Это повысило актуальность профотбора, определения профпригодности, оценки и аттестации кадров, прогноза профессионального роста и карьеры, повышения квалификации и переквалификации работников. На предприятиях и в организациях появляются отделы (центры) развития персонала.
Психологически компетентное решение этого комплекса экономически обусловленных проблем возможно в процессе исследования взаимодействия личности с миром профессий и психологического анализа содержания профессионального становления человека
3. Исследование многоаспектных проблем взаимодействия личности с профессией велось отечественной психологией. В основном эти проблемы изучались психологией труда, педагогической и возрастной психологией, инженерной психологией. Методологическое обоснование данная проблематика получила в фундаментальных работах отечественных психологов:
- создание психологической теории деятельности стало теоретической основой многих профессио-ведческих исследований;
- развитие дифференциально-психологической концепции личности явилось основой решения многих проблем профотбора, профконсультирования, профадаптации и профессионализации;
- психология труда исследовала вопросы профпригодности, профдиагностики, формирования профессиональных умений и навыков и др.;
- педагогическая психология изучала проблемы профессионального обучения и воспитания, особенности повышения квалификации и переквалификации;
- возрастная психология много внимания уделяла вопросам личностного и профессионального роста, профессионального самоопределения, психологическим особенностям кризисов и конфликтов профессионального развития взрослых.
|
Можно констатировать, что психологическое знание о взаимодействии человека с миром профессий накапливалось и фиксировалось в разных отраслях психологических наук. В настоящее время сложились условия для институционального оформления этого знания в рамках одной научной дисциплины — психологии профессий.
Таким образом, к началу 1990-х гг. политические, экономические И научные предпосылки обусловили возможность и необходимость оформления новой отрасли отечественной прикладной психологии — психологии профессий. В становлении профпсихологии как самостоятельной отрасли психологии можно выделить три этапа:
1. Возникновение в конце XIX в. психотехники как направления в психологии, решающего психологические проблемы научной организации труда. Основными задачами исследования психотехники являлись рационализация трудовых приемов и условий труда, снижение аварийности и травматизма, совершенствование производственного обучения1.
2. Развитие в начале XX в. самостоятельной научной отрасли — психологии труда (С.Г.Геллерштейн, А.К.Гастев и др.). Ее основные исследовательские задачи — закономерности формирования и проявления психики человека в труде, а также вопросы профотбора, профконсультации и трудовой экспертизы2.
3. Выделение в 70-х гг. нашего столетия в психологии труда и индустриальной психологии задач, направленных на решение проблем взаимозависимости человека и профессии. Эта область психологии труда стала называться профпсихологией или психологией профессий. В рамках профпсихологии объединяются исследования по профконсультации, выбору профессий и профессиографии. Как самостоятельная научная дисциплина профпсихология оформилась в США в трудах J. O. Crites 3 и D. E. Super 4.
Однако прямой перенос данных зарубежного опыта представляется непродуктивным. Иные социально-экономические условия и социокультурные традиции обусловливают необходимость построения отечественной психологии профессий.
|
Выделение профпсихологии обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с отдельной профессией, а также миром профессий в целом. Основными задачами исследований становятся описание и анализ профессионального поведения и его профессиональной биографии, а также развитие личности с начала профессиональной подготовки до ухода из профессиональной жизни.
Большой вклад в решение проблем профпсихологии внесли отечественные ученые Е.М.Борисова, К.М.Гуревич, Ю.М.Забродин, Е.А.Климов, Ю.В.Котелова, Т.Е.Кудрявцев, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Левитов, Б.Ф.Ломов, А,К.Марковаг В.М.Мунипов, А.М.Новиков, К.К.Платонов, Н.С.Пряжников, З.А.Решетова, В.В.Чебышева, С.Н.Чистякова, ВД.Шадриков, Р.Х.Шакуров, М.Р.Щукин и др.
Важное значение для утверждения профпсихологии как самостоятельной прикладной дисциплины имели работы зарубежных ученых E. Bornemann, H. Borow, J. O. Crites, H. J. Daheim, H. A. Hesse, J. L. Holland, W. Jaide, S. G. Di Michael, E. G. Mc. Cormick, S. H. Osipov, H. Ries, K. H. Seifert, D. E. Super, Th.Scharmann, D. G. Zytowski.
Основываясь на достижениях отечественной и зарубежной психологии, обоснуем предмет, задачи и методы исследования профпсихологии, рассмотрим се ключевые понятия и основные концептуальные позиции.
Тема: Методологические основы профессионального самоопределения
Методологической основой профпсихологии является концепция профессионального становления личности. Суть этой концепции заключается в том, что, выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется; обогащается направленность, формируется опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами.
Профессиональное становление — это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью.
Ведущие понятия и основные концептуальные положения профпсихологии обобщены в таблице
Ведущие понятия | Концептуальные положения |
Профессиональное становление | Профессиональное становление — это развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности |
Стадии профессионального становления | Профессиональное становление — процесс гетерохронный, в отдельные периоды наблюдаются спады и скачки (вершинные достижения), конфликты и кризисы в зависимости от взаимодействия факторов индивидного, личностного и профессионального развития. В этом индивидуальном целостном процессе можно выделить стадии, характеризующиеся социальной ситуацией и ведущей деятельностью. К ним относятся стадии оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации и профессионального мастерства |
Вариативность профессионального становления | Темп и траектория профессионального становления вариативны и определяются четырьмя группами факторов: возрастными, индивидуально-психологическими, профессионально-технологическими и социально-экономическими |
Профессиональный рост | Профессиональный рост предполагает постоянное обогащение направленности, компетентности и профессионально важных качеств, повышение эффективности трудового функционирования |
Психологическое сопровождение профессионального становления | Создание условий и возможностей для продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения и самореализации, оказание психологической поддержки и помощи человеку в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития |
Профессиональное самоопределение | Самостоятельное осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации |
Профессиональное самосохранение | Личностно ориентированная система продуктивного профессионального функционирования человека, заключающаяся в готовности к постоянному самоизменению и самореализации своих профессиональных возможностей, самопроектированию и реализации продуктивных сценариев профессиональной жизни, преодолению деструктивных вариантов профессионального развития и карьеры |
Деструкции профессионализации | Количественные (кумулятивные) и качественные (инновационные) изменения в процессе профессионализации сопровождаются стагнацией и деформацией личности |
Профессиональная самоактуализация | Ускорение профессионального роста путем активизации потенциала личности, проявление сверхнормативной профессиональной активности, а также участие в разного рода развивающих психотехнологиях |
Профессиональная социализация | Вхождение в профессию и ее освоение сопровождаются профессиональной социализацией: нахождением своего места в профессиональной стратификации, выработкой профессионального менталитета, формированием ролевого поведения и профессиональной идентификации |
Деятельность по определению А.Н.Леонтьева имеет две стороны: мотивационно-потребностная и операционально-техническая. Потребности конкретизируются в системе мотивов, которые представляют собой сложную иерархию: основные, стержневые мотивы и дополнительные мотивы-стимулы. Стержневые мотивы приобретают для человека личностный смысл. Деятельность мотивирует человека в той степени, в какой она приобретает для него личностный смысл.
В психологической структуре деятельности выделяют три уровня обобщения:
- конкретные виды деятельности и ситуации;
- типовые профессиональные функции и задачи;
- профессиональные действия, умения и навыки.
Праксиология как часть теории деятельности. Важное положение праксиологии — признание саморазвития любой деятельности. Она развивается, функционируя и функционирует развиваясь. Саморазвитие деятельности.
В психологии существуют разные определения личности, сформулированные различными научными направлениями. Естественно, что каждая психологическая школа обосновывает свою структуру личности. Основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, Зеер Э.Ф. спроектировал четырехкомпонентную структуру личности.
1. В фундаментальных трудах Л.И.Божович, В.С.Мерлина, К.К.Платонова убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность.Компоненты профессиональной направленности. Психологическое содержание компонентов на разных стадиях становления, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.
2. Второй подструктурой субъекта деятельности является профессиональная компетентность.Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
- социально-правовая компетентность;
- специальная компетентность;
- персональная компетентность;
- аутокомпетентность.
3. Важнейшими составляющими психологической структуры личности являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств.В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру.
Сущность профессионально важных качеств (по В.Д.Шадрикову).— это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.
4. Профессионально значимые психофизиологические свойства.Развитие этих свойств. В исследованиях В.Д.Шадрикова и его учеников показано, что в процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли (симптомокомплексы) качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Ключевые квалификации.
В процессе профессионального становления содержание подструктур изменяется, происходит интеграция компонентов внутри каждой подструктуры, развитие сложных профессионально обусловленных констелляций, интегрирующих компоненты разных подструктур, что приводит к образованию ключевых квалификаций. Последние обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствуют профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста.
Цели, задачи и уровни профессионального самоопределения заключаются в следующем:
-Главная идеальная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Эта цель называется идеальной, потому, что ее трудно достичь, она скорее указывает направление. Поэтому главной целью профессионального самоопределения это - постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать.
- Задачи профессионального самоопределения:
1. Информационно-справочные, просветительские;
2. Диагностические (самопознание);
3. Морально-эмоциональная поддержка клиента;
4. Помощь в выборе, в принятии решения.
Каждая из задач может решаться на разных уровнях сложности:
1. Проблема решается вместо клиента (клиент не является субъектом выбора);
2. Проблема решается вместе с клиентом (в случае успеха клиент – частичный клиент);
3. Постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент – подлинный субъект)
Тема: Детерминация профессионального становления личности
Становление личности всегда связано с самоопределением, т.е. с утверждением собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Основными детерминантами в развитии и становлении личности являются кризисы и противоречия, возникающие на личностном или профессиональном пути. Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности.
Влияние рассмотренных факторов на сценарий (траекторию и темп) профессионального становления личности зависит от возраста, пола и стадий становления.
Изменение темпа и вектора развития происходит в основном при смене стадии становления. Решающее значение при этом имеют изменения социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности личности. Каждый из трех основных вариантов становления имеет разнообразные версии.
Активность в профессиональном становлении личности, условия, предпосылки профессионального развития связана с соотношением темпов индивидного, личностного и профессионального развития.
Профессиональные достижения оказывают влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ориентации, перестройку профессионального самосознания и всей структуры личности.
Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.
Таким образом, возникающие противоречия в процессе профессионального становления можно классифицировать как:
- между личностью и внешними условиями жизнедеятельности;
- внутриличностные.
Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный характер. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.
Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:
- рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;
- несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.;
- противоречием между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;
- несовпадением представления о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я - деформированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов»;
- противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и социальными ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью профессиональной мобильности и отчетливо выраженной возрастной ригидностью; между потребностью в продолжении профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.
Первая группа противоречий характерна для лиц, находящихся на стадии оптации, вторая проявляется на стадиях профессиональной подготовки и профадаптации, третья и четвертая — на стадиях профессионализации и мастерства, пятая группа порождает конфликты на завершающей стадии профессионального становления.
Внутриличностные конфликты в отличие от межличностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др.
Симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения. Разрешение внутриличностного конфликта профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Психологическую помощь и поддержку в разрешении этих конфликтов может оказать специально подготовленный практический психолог. Способы разрешения внутриличностных конфликтов зависят от характера противоречий, рассогласований, возникающих в процессе профессионального развития человека.
Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования амбивалентных установок и отношений, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профессии, предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.
Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения, которые детерминируют становление личности профессионала:
- рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-реального», «Я-возможного» и «Я-деформированного»;
- несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения;
- неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности;
- противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.
Продуктивное разрешение конфликта — значительное повышение профессиональной квалификации и последующее увольнение. Деструктивный вариант когда живет человек в состоянии постоянной фрустрации. В процессе профессионального становления личности постоянно возникают проблемы самоопределения: при выборе профессионального учебного заведения, профессии, специальности, при включении в профессиональный коллектив и т.п. — и всегда самоопределение принимает характер конфликта, который становится основой кризисных явлений.
Таким образом, следует подвести некие итоги лекции, которые заключаются в том, что профессиональное самоопределение — это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, «выполнения» себя.
Становление личности реализуется различными способами профессионального самоопределения. Анализ этих способов показывает, что профессиональное самоопределение предполагает проявление собственной позиции в проблемной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. И конечно, это процесс творческий.
Профессиональное самоопределение неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» и «Я-возможным». Эти противоречия приводят к возникновению внутриличностных конфликтов, преодоление которых, как правило, требует психологической помощи психолога-профессиоведа.
Тема: Основные принципы профессионального самоопределения.
Проблемы, возникающие при взаимодействия человека с миром профессий, в процессе выполнения профессиональной деятельности можно разбить на несколько групп:
1. Определение своего места в мире профессий, нахождение личностью смысла в выполнении конкретной профессиональной деятельности. Помощь в профессиональном самоопределенииявляется одной из задач профконсультации.
2. Пригодности профессиидля человека.
3. Проблемы профессиональной адаптацииработника.
4. Оказание помощи работнику в нахождении личностного смысла в профессиональном труде. Реализация профессионально-психологического потенциала в сфере труда. Поиск путей реализации себя.
5. Повышения квалификации, профессионального роста, карьерывозникают перед личностью уже на этапе выбора профессии, но актуальными они становятся после периода адаптации.
6. Прогноз профессионального успеха.
7. Частичная потеря трудоспособности вследствие перенесенных заболеваний, травм, приведших к инвалидности. Профессиональная реабилитация.
Среди принципов построения психологической профконсультации выделяют следующие:
- Принцип активности субъекта профессиональной деятельности.
- Принцип комплексного подхода к субъекту профессионального становления.
- Принцип соответствия уровня психодиагностического обследования.
- Принцип добровольности участия в консультировании.
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип персональной ответственности.
Таким образом, профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором профессии и места работы, путей самореализации личности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а также с профессиональной реабилитацией работников, частично утративших трудоспособность.
Модели, профконсультирования выбирают в зависимости от характера оказываемой психологической помощи. Это могут быть: стимулирующее профконсультирование, коррекционное профконсультирование, реабилитационное консультирование, морально-эмоциональная поддержка, формирование активной позиции, манилулятивное профконсультирование.
Предлагается для примера пятишаговая модель построения технологии проведения беседы, интервью.
1. Стадия «знакомство» — структурирование и достижение взаимопонимания. Установление контакта (рапорт, присоединение) Условия установления контакта. Стадия достижения взаимопонимания психолога и клиента.
2. Стадия - определения сути проблемы. Основываясь на собранном материале, психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.
3. Стадию обозначают как желаемый результат. На этом этапе выясняется, чего хочет добиться клиент в результате взаимодействия с психологом. Завершается эта стадия позитивным обобщением возможных путей достижения желаемого результата.
4. Стадия направлена на выработку альтернативных решений. Осознание психологом содержания своей профессиональной позиции. Право на выбор альтернативного решения, а также способа его реализации и направления изменения.
5. Стадия - обобщение предыдущих этапов. Присоединение к будущему. Завершение консультации.
В групповых формахпрофконсультаций используются такие технологий консультирования, которые Н.С. Пряжников назвал активизирующие профконсулътационные методики:
- профориентационные игры склассом: основные этапы, итог игры.
- игровые профориентационныеупражнения: основные этапы, итог.
- карточные профконсулътационные методики: основные этапы, итог.
Использование психодиагностического инструментария при решении проблем профконсультирования обусловлена тем, что эти консультации не всегда бывают долговременными и психолог не знает всех особенностей оптанта.
Среди методов профдиагностики широко используют следующие:
- объективные тесты свыбором ответа (интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков);
- тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации;
- методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого;
- нтерактивные методики(психологическая беседа (интервью), ролевая игра).
- проективные методики;
- стандартизированное аналитическое наблюдение;
- приборные психофизиологические методики.
При проведении работы по вопросам профессионального самоопределения необходимо учитывать принципы руководства этьим процессом:
1. Равно уважать разные виды труда. Не следует культивировать любовь к одной профессии за счет обесценивания других видов труда.
2. Культивировать представления о полной психологической структуре труда при характеристике, пропаганде, рекламе любой профессии. Психологическая структура труда характеризуется четырьмя признаками:
- предвосхищение результата, ценного для других, для общества, а не только для себя;
- сознание обязательности достижения поставленной цели, сопровождаемое волевым контролем;
- владение не только внешними, но и внутренними средствами деятельности (мысленно удерживаемые правила, схемы действий, способы саморегуляции и др.);
- осознание реальной системы межлюдских отношений в труде (знание о том, кто и какой труд вложил в условия моей работы, в те вещи, сведения, процессы, которые являются для меня исходными материалами или средствами труда).
3. Относиться к знаниям о мире разнообразных профессий, как к знаниям об обществе и как к важному звену мировоззрения. Содержание общего образования не дает знаний о множестве человеческих деятельностей.
4. Культивировать идеи развития и максимального использовании ценных качеств человека; заботиться о формировании профессиональной пригодности человека.
5. Активизировать процесс самоопределения человека, а не решать вопрос за выбирающего профессию. Помогать информационными средствами принять самостоятельное решение при профвыборе.
6. Считать сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональный жизненный план подрастающего человека необходимым условием успешности его труда и удовлетворенности в будущем (условием необходимым, хотя и не единственным).
7. Доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением, а также и формированием профессионала. Важно сочетать групповые, массовые и индивидуальные формы работы с оптантами.
8. Считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом учащегося, выбирающего профессию и его конкретной жизненной ситуацией, а также ситуацией в ближайшем производственном окружении и в обществе в целом.
9. Конфиденциальность. Сведения о личных качествах, о личной семейной ситуации, добытые в ходе беседы с человеком, выбирающим профессию, разглашению не подлежит.
10. Действовать в интересах выбирающего профессию (оптанта), овладевающего профессией, помогая ему согласовывать их с представлениями о благе общества, народа в целом. Человек, занимающийся профориентированием не должен находиться под влиянием заинтересованных лиц, включая родителей оптанта. Авторитет и средства педагогики нельзя использовать для манипулирования судьбами людей.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите основные этапы в истории развития профориентационного направления в России.
2. В чем суть концептуальных положений профессионализации личности?
3. Назовите основные методологические принципы и концептуальные направления в исследовании профессионального становления личности (А. Маслоу – Теория потребностей; А. Леонтьев – Теория деятельности; Дж. Холланд, Сьюпер, Э.Зеер -4-х компонентная структура личности; Б. Ананьев – интеграция и дифференциация психологических свойств личности)
4. В чем заключается профессиональное становление человека?
5. Назовите движущие силы развития специалиста.
6. Охарактеризуйте модели профессиональной деятельности и сценарии профессионального становления.
7. Перечислите принципы профессионального самоопределения.
8. Объясните суть этих принципов.