Метод наблюдения
Цель наблюдения:
· изучить психические особенности поведения.
· дополнить и проверить информацию, полученную во время беседы.
Объект наблюдения:
· Особенности личности младшего школьника
· Предмет наблюдения:
· поведенческие особенности;
· психические свойства;
· психические состояния.
Испытуемые:
· Карина, 8 лет
· Роман, 7 лет
Вид наблюдения:
Непосредственное, полевое, включенное, выборочное, обобщающее, формализованное.
Ситуация наблюдения:
Наблюдение проходило в кабинете, на свежем воздухе и в спортзале в присутствии учителей.
Продолжительность наблюдения: 5 дней
Схема наблюдения
Карина, 8 лет
ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ | |
Внешний вид | По внешнему облику Карина опрятна. Волосы светло-русого цвета, заплетена каждый день по-разному, светлая кожа, глаза зелёные. Одежда чистая, не мятая. |
Характеристика речи | Голос не громкий, нормальная скорость речи; разговорчива; соблюдает паузы между словами и предложениями; дефектов в произношении звуков нет. Речь эмоционально окрашена. |
Заинтересованность в учёбе | Ведёт себя спокойно, слушается преподавателей, методики выполняет внимательно, с интересом. Любит учиться и ей в школе нравится русский язык. |
Социальное поведение | На контакт пошла охотно, подошла первая и попросила заплести её, отвечает на все вопросы, а также спрашивает всё, что ей интересно, подходит и обнимает, трогает волосы. С ребятами взаимодействует хорошо, в конфликты не вступает. В столовую, в спортзал и на улицу ходит чаще всего с одной девочкой. В спортивных играх участвует редко, чаще сидела с девочками и общалась. В столовой сидит спокойно, ни с кем не разговаривает. Заботится о подруге, что тоже можно было наблюдать. |
Настроение | Каждый день в хорошем настроении, улыбается ребятам и преподавателям. |
ПРОИЗВОДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Свойства характера | Общительная, усидчивая, доброжелательная, ответственная, чувствует себя спокойно при общении с незнакомыми людьми, внимательная, что можно сказать из выполнения методик. |
Отношение к труду | Трудолюбивая |
Отношение к учителям | С уважением относится к учителям, слушает, что говорят. |
Отношение к себе | Считает, что она хорошая подруга и ученица. |
Результаты наблюдения.
|
По итогам наблюдения было выяснено отношение к себе, к ребятам и преподавателям, заинтересованность в учёбе, социальное поведение, выделены характеристики речи, описан внешний вид, настроение и отношение к труду. Выявлены особенности поведения Карины, на основе которых выдвинуты предположения и сделаны выводы о психических особенностях испытуемой. Карина активно взаимодействует с ребятами, преподавателями и незнакомыми людьми, всегда в хорошем настроении. В процессе наблюдения мне удалось детально изучить поведение и реакцию.
Роман, 7 лет
ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ | |
Внешний вид | По внешнему облику Роман опрятен. Волосы темно - русого цвета, глаза карие. Одежда чистая, не мятая. |
Характеристика речи | Голос не громкий, замедленная скорость речи, есть паузы между словами и предложениями, дефектов в произношении звуков нет. Речь эмоционально не окрашена, говорит неуверенно. |
Заинтересованность в учебе | При выполнении методик сломал карандаш. Отвлёкся на мальчика, который говорил ему, что он не прав, агрессивно начал заступаться за себя. Очень любит рисовать. |
Социальное поведение | Легко пошёл на контакт. Ведёт себя агрессивно по отношению к ребятам. Не усидчив. В группе пытается обратить на себя внимание самыми разными действиями. Учителей слушается, но только когда к нему подойдут и скажут, что так делать нельзя. |
Настроение | Часто грустный |
ПРОИЗВОДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Свойства характера | Неаккуратен и невнимателен, что можно сказать из выполненных упражнений на внимание. Общителен, но агрессивен в общении. |
Отношение к труду | Проявляет большой интерес к рисованию, но быстро отвлекается от начатого дела. |
Отношение к учителям | Не заинтересован в учителях. Слушается, но только, когда к нему подойдут и скажут, что так делать нельзя. |
Отношение к себе | Неуверен в себе |
|
Результаты наблюдения.
По итогам наблюдения было выяснено отношение к себе, к ребятам и преподавателям, заинтересованность в учёбе, социальное поведение, выделены характеристики речи, описан внешний вид, настроение и отношение к труду. Выявлены особенности поведения Романа, на основе которых выдвинуты предположения и сделаны выводы о психических особенностях испытуемой. Роман, выполняя дело, быстро отвлекается, к ребятам относится с агрессией и негативно реагирует на слова в его сторону. В процессе наблюдения мне удалось детально изучить поведение и реакцию.
Метод беседы