Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.




Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Оборудование: При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Инструкция к выполнению: Предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Методика «Четыре рисунка»

Инструкция: «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники. Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два – «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа».

В рисунках люди выделяют такие признаки:

1. Особенности (черты) личности

2. Пристрастия и интересы

3. Психические состояния

4. Описание ситуации, в которой они оказались

1 и 3 – результат обращения к себе

2 и 4 – смещение себя и перенесение во вне

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (О.А.Орехова)

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. Для проведения методики необходимы следующие материалы: Лист ответов, восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Упражнения на развитие мелкой моторики и внимания.

Описание методов психологического исследования, используемых в процессе ознакомительной

Метод наблюдения

1. Схема наблюдения за младшим школьником при психологическом обследовании.

При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблюдения и беседы. Исходными моментами служили выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа.

Схема содержит понятия, относящиеся к определенным проявлениям поведения человека и его характеристикам.

Задача психолога — отметить характерные для испытуемых особенности.

Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следующих частей:

1) прямое наблюдение;

2) производные характеристики.

Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе наблюдения, и содержит следующие характеристики студента:

1. Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, гигиена, косметика, одежда.

2. Характеристики речи – голос, темп, разговорчивость, произношение, словарь, вербальные реакции.

3. Общая подвижность – быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности.

4. Социальное поведение – установление контакта, изменения поведения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость, качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).

5. Настроение – эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение, серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внешних факторов.

6. Признаки невротической напряженности – движения рук, гримасы, кусание ногтей, потение, дрожание рук и т. д.

7. Поведение в ситуации решения задач – отношение к заданиям, рабочие навыки, внимательность.

Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о испытуемом воспроизводятся его личностные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к родителям, отношение к себе, семейная обстановка.

Метод беседы

Цели:

1. Изучить личностные особенности.

2. Изучить отношение к одноклассникам, к себе, к учебе, к семье.

3. Дополнить и проверить информацию, полученную при наблюдении.

Процедура проведения:

Беседа проводится в кабинете, в присутствии учителей.

Темы беседы, предполагаемые вопросы
1.Установление контакта. Знакомство.
2.Вопросы о хобби.
3. Вопросы об учебе и любимых делах.
4. Вопросы о семье.
5. Вопросы о друзьях, общении со сверстниками.
6. Вопросы о взаимоотношениях внутри группы.
7. Вопросы о преподавателях.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: