Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Оборудование: При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Инструкция к выполнению: Предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Методика «Четыре рисунка»
Инструкция: «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники. Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два – «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа».
В рисунках люди выделяют такие признаки:
1. Особенности (черты) личности
2. Пристрастия и интересы
3. Психические состояния
4. Описание ситуации, в которой они оказались
1 и 3 – результат обращения к себе
2 и 4 – смещение себя и перенесение во вне
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (О.А.Орехова)
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. Для проведения методики необходимы следующие материалы: Лист ответов, восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
|
Упражнения на развитие мелкой моторики и внимания.
Описание методов психологического исследования, используемых в процессе ознакомительной
Метод наблюдения
1. Схема наблюдения за младшим школьником при психологическом обследовании.
При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблюдения и беседы. Исходными моментами служили выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа.
Схема содержит понятия, относящиеся к определенным проявлениям поведения человека и его характеристикам.
Задача психолога — отметить характерные для испытуемых особенности.
Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следующих частей:
1) прямое наблюдение;
2) производные характеристики.
Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе наблюдения, и содержит следующие характеристики студента:
|
1. Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, гигиена, косметика, одежда.
2. Характеристики речи – голос, темп, разговорчивость, произношение, словарь, вербальные реакции.
3. Общая подвижность – быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности.
4. Социальное поведение – установление контакта, изменения поведения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость, качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).
5. Настроение – эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение, серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внешних факторов.
6. Признаки невротической напряженности – движения рук, гримасы, кусание ногтей, потение, дрожание рук и т. д.
7. Поведение в ситуации решения задач – отношение к заданиям, рабочие навыки, внимательность.
Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о испытуемом воспроизводятся его личностные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к родителям, отношение к себе, семейная обстановка.
Метод беседы
Цели:
1. Изучить личностные особенности.
2. Изучить отношение к одноклассникам, к себе, к учебе, к семье.
3. Дополнить и проверить информацию, полученную при наблюдении.
Процедура проведения:
Беседа проводится в кабинете, в присутствии учителей.