Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать в ВК https://vk.com/id473104198.




Г. (пятница)

Дисциплина: «Литература»

Группа № 80

Урок № 39-40

Тема: «Литература народов России»

Цели урока:

- ознакомить с жизнью и творчеством писателей России;

- показать многообразие таланта поэтов и писателей;

- привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредств; эстетическое воспитание обучающихся.

Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.

 

Материалы урока

На территории РФ, помимо литературы на русском языке, существуют письменные профессиональные литературы на языках народов России: абазинская, аварская, адыгейская, алтайская, башкирская, бурятская, даргинская, долганская, еврейская, ингушская, кабардино-черкесская, калмыцкая, карачаево-балкарская, карельская, коми-зырянская и коми-пермяцкая, корякская, кумыкская, лакская, лезгинская, мансийская, марийская, мордовская (мокшанская и эрзянская), нанайская, ненецкая, нивхская, ногайская, осетинская, рутульская, саамская, табасаранская, татарская, татская, тувинская, удмуртская, удэгейская, ульчская, хакасская, хантыйская, цыганская, чеченская, чувашская, чукотская, шорская, эвенкийская, эвенская, эскимосская, юкагирская, якутская и др. Корпус литератур народов России образуют следующие зональные группы: Поволжье (7 литератур) и карельская литература (1), Северный Кавказ (17) и калмыцкая литература (1), Сибирь (4), Север и Дальний Восток (14). Разноуровневый и разностадиальный характер литератур не отменяет тот факт, что каждая из них – сложноорганизованная система, в рамках которой формируется определённый тип художественного сознания.

Развитие литератур народов России в 20–21 вв. определяется рядом общих факторов: основополагающая роль фольклора, прежде всего – эпических произведений (нартский эпос у кавказских и «Алпамыш» у тюркских народов, «Джангар» у калмыков, «Олонхо» у якутов); стимулирующее воздействие русской культуры и литературы, соотнесённость с общероссийским историко-культурным контекстом; деятельность просветителей – переводчиков, педагогов, фольклористов, этнографов, языковедов, историков, составителей первых словарей и хрестоматий (татарин К. Насыри, башкир М. М. Бикчурин, балкарцы Б. А. Шаханов и М. К. Абаев, И. Я. Яковлев в Чувашии, ингуш Ч. Ахриев, карачаевец И. П. Крымшамхалов, осетин И. Д. Кануков и др.); появление яркой творческой индивидуальности в качестве основоположника национальной литературы (К. Л. Хетагуров в Осетии, Шолом-Алейхем у евреев, Г. М. Тукай в Татарии, А. Е. Кулаковский и А. И. Софронов в Якутии, М. Н. Хангалов в Бурятии, К. Б. Мечиев в Балкарии, башкиры М. К. Акмулла и М. И. Уметбаев; Г. Е. Верещагин в Удмуртии, Б. М. Пачев в Кабарде; Таджутдин Чанка, Г. Цадаса и Махмуд у аварцев; даргинец Батырай, кумык Ирчи Казак в Дагестане, В. М. Коломасов и Т. А. Раптанов в Мордовии, и др.); повышенный интерес родоначальников к собиранию и толкованию фольклора как первоисточника народной мудрости и литературного сознания; усвоение «западной» системы жанров: новелла, роман, поэма в её видовых модификациях, сонет стали восприниматься столь же естественно, как и традиционные жанры – дастан, рубаи, шаири, тулки, йыр, сарын и др.

Наряду с общими свойствами литературам народов России присуще значительное разнообразие, обусловленное их принадлежностью к различным регионально-этническим общностям, традиционным тяготением к разным полюсам религиозно-культурной идентификации: к христианским ценностям в их сохраняющемся сопряжении с языческими верованиями (Поволжье), к исламскому миру (Северный Кавказ), к буддийской культуре (Калмыкия, Бурятия). Дифференциация литератур народов России обусловлена также тем, что к нач. 20 в. они находились на разных стадиях развития. Многовековой опыт имеют еврейская и татарская литературы. В кон. 19 – нач. 20 вв. сформировались чувашская, якутская, карачаево-балкарская, удмуртская, мордовская, кумыкская литературы; после 1917 возникли адыгейская (основоположник Цуг Теучеж), тувинская (основоположники О. К. Саган-оол, С. А. Сарыг-оол, С. К. Тока) литературы, а также литературы народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, некоторых народов Кавказа. Одним из результатов интенсивного взаимообогащения литератур стало явление двуязычия (билингвизм), ставшее существенным стимулом литературного процесса: творчество дагестанца Э. М. Капиева, коми-зырянского прозаика М. Н. Лебедева, чувашского поэта Г. Н. Айги и др.

В литературах народов России в 1920–70‑х гг. ведущую роль играла поэзия. Именно произведения стихотворных жанров принесли широкую известность многим видным национальным авторам: удмурт Ф. И. Васильев, чуваш М. Сеспель, кабардинец А. Шогенцуков, татарин М. М. Джалиль, лезгин С. Стальский, калмык Д. Н. Кугультинов, бурят Н. Г. Дамдинов, манси Ю. Н. Шесталов, балкарка Т. М. Зумакулова, ногайка К. У. Темирбулатова, абазинец М. Х. Чикатуев, алтаец Б. Я. Бедюров и др. В 1980–90‑е гг. поэзия народов России пережила процесс интенсивного жанрового обогащения, проявившегося в активном освоении новых жанров и стихотворных форм (сонет, верлибр и др.). Обращение к различным модификациям стихотв. эпоса (лирическая, лиро-эпическая поэма, роман в стихах, поэма-монолог и т. п.), возрастающее значение медитативного начала и философских тем, а также тем исторической памяти и национального самосознания – эти тенденции стали общезначимыми в развитии поэзии народов России на рубеже 20 и 21 вв.

Становление прозаических жанров, в том числе романа, началось в 1920–30‑х гг. Черты романного мышления, тяготеющего к многомерности изображения человека в новом социальном пространстве, ощутимы в книгах «Наши дни» татарина Г. Г. Ибрагимова (1919), «Петимат» и «Голод» чеченца С. С. Бадуева (обе 1930), «Стальной ветер» марийца Н. В. Игнатьева (1930–31), «Чёрный сундук» карачаевца Х. А. Аппаева (1935–36). Среди важнейших достижений нац. литератур 1930–40‑х гг. – цикл новелл «Поэт» лакца Э. М. Капиева и его «Записные книжки», созданные в годы войны, роман «Шамбул» адыгейца Т. М. Керашева (1940). Большой популярностью пользуется лирическая проза, одно из высших достижений которой – книга «Мой Дагестан» Р. Г. Гамзатова (1967–71), отмеченная стремлением к жанровой свободе.

В романистике 2-й пол. 20 в. наблюдается повышенное внимание к психологизму, преодоление очерковой описательности и дидактизма. Значительным явлением стали многоплановые романы «В далёком аале» хакаса Н. Г. Доможакова (1959), «Зелёный полумесяц» (1966), «Сломанная подкова» (1973) кабардинца А. П. Кешокова, «Поющие стрелы» бурята А. А. Бальбурова (1962), «Я не сулю тебе рая» башкира А. Г. Бикчентаева (1963), «Начало года» удмурта Г. Д. Красильникова (1965), «Дорога на Москву» чуваша М. Н. Юхмы (1966), «Пока бьётся сердце» якута С. П. Данилова, «Неудержимые» тувинца О. К. Саган-оола, «Род Шогемоковых» кабардинца Х. И. Теунова (все – 1967), «Из тьмы веков» ингуша И. М. Базоркина, «Тяжёлые жернова» балкарца А. М. Теппеева (оба – 1968), «Мы – карелы» А. Н. Тимонена (1969), «Тропы из ночи» (1971), «Раскаты далёкого грома» (1982), «Жернова» (1993) адыгейца И. Ш. Машбаша, «Двери открыты настежь» (1973), «Глоток родниковой воды» (1977), «Баржа» (1983) адыгейца А. К. Евтыха, «Руокоранта – тростниковый берег» карела Я. В. Ругоева (1974), «Долина бессмертников» бурята В. Г. Митыпова (1975).

Жанровым разнообразием отмечено развитие драматургии, отличающееся неравномерностью. В 1920–30‑е гг. пьесы были отмечены преимущественно социальной тематикой: «В когтях адата» лезгина Г. А. Гаджибекова (1928), «Разоблачённый шейх» даргинца Р. Нурова (1934) и др. В 1950–70‑е гг. в нац. драматургии значительное место заняли героико-романтические и исторические драмы. События национальной истории нашли отражение в пьесах бурятских драматургов Н. Г. Дамдинова («Доржи Банзаров», 1969; «Кузнецы победы», 1971) и Д. Батожабая («Огненные годы», 1970, «Грозовой ливень», 1973). Тувинец В. Кок-оол написал драму о восстании тувинских аратов («Самбажик», 1963), кабардинец А. Т. Шортанов – о воссоединении Кабарды с Россией («Навечно», 1956). Новым шагом в развитии башкирской драматургии стали лирико-философские драмы М. Карима «В ночь лунного затмения» (1964) и «Страна Айгуль» (1969). Морально-этическая проблематика определила звучание пьес тувинцев О. К. Саган-оола «Настало наше время» и С. С. Сюрюн-оола «Доктор, вы опоздали» (обе 1968), коми-драматурга Г. А. Юшкова «Жена моего друга» (1977), удмуртских авторов А. С. Бутолина и Е. Е. Загребина. Жанр психологической драмы представлен в хакасской драматургии (пьеса М. Е. Кильчичакова «Ожившие камни», 1979).

«Люблю писать о жизни, о людях кем бы ни не были: орлами или змеями» - говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета. (портрет). Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.

Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.

Расул Гамзатов – выдающийся советский поэт, лауреат Государственной премии (1952) и Ленинской премии (1963). Его имя стоит в одном ряду с именами лучших поэтов Советского Союза. Сын маленького аварского народа, выходец из семьи народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, он обрел широкую популярность в стране, и далеко за ее пределами своими содержательными и высокохудожественными поэтическими произведениями.

Расул Гамзатов самозабвенно влюблен в поэзию, находит в нем свое призвание, счастье, радость, форму участия в борьбе народа за строительство коммунизма.

О себе он рассказывает: «Как путник вспоминает, прежде всего, тот двор, где он седлал коня, так и я… вспоминаю ту саклю, где я родился. Слово «Цада» означает «в огне»: у нас очень рано встает солнце и долго горит. Здесь вырос и мой отец – народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса. Я родился четвертым ребенком и третьим сыном в 1923г. Два старших брата пали смертью храбрых на полях Отечественной войны. В июне 1951 г. я лишился и 74- летнего своего отца. Теперь из тех, кто в нашей семье носит папаху «Я» самый старший. В 1937 г. Расул Гамзатов впервые спустился с гор. Веселый и любознательный, он полюбил профессию школьного учителя.

Сценка, посвященная детству Р.Гамзатова (прочитайте)

Автор: Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: «Однажды в детстве отец сильно наказал меня, - пишет Расул, - побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».

Утром он вышел как-будто в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились, он стал думать, где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.

Он стал просить взаймы у мальчишек, с которыми играл, но никто не захотел ему дать. Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему, проиграешь и сам. Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил:

Расул: Завтра в аул приезжают пехлеваны и мне поручили собрать для них деньги.

Автор: Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом, чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой, о его похождениях было известно все.

И вот Расул предстал перед судом отца.

Отец: - Что это?

Расул - Это колени

Отец: Колени – то колени, но почему они на виду? Расскажи-ка, где ты порвал штаны?

Расул: В школе … зацепил за гвоздь…

Отец: Как, как? Повтори….

Расул: За гвоздь.

Отец: Где?

Расул: В школе.

Отец ударил его по щеке ладонью.

Отец: Скажи теперь, как ты штаны порвал?

Автор: Расул молчал. Отец ударил его второй раз.

Отец: Если сейчас же не расскажешь все как было, ударю плетью.

Автор: Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился. З дня Расул ходил сам не свой. На 3-ий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил:

Отец: Ты знаешь, за что я тебя бил?

Расул: За то, что играл на деньги, - ответил Расул.

Отец: Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли.

Расул: За то, что порвал штаны?

Отец: Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.

Расул: За то, что не пошел в школу.

Отец: Конечно, это твоя большая ошибка, - сказал отец, но побил я тебя, сын, за твою ложь. Ложь - это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.

Автор: Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? – воскликнул он, - ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?» Расул ответил: «Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими».

Домашнее задание:

1. Изучить и законспектировать материалы урока.

2. Выучить стихотворение поэта-современника (по выбору).

 

 

Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать в ВК https://vk.com/id473104198.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: