Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ




ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

 

 

 

1. 1. Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативного правового регулирования. 1. 2. Субъекты таможенного контроля. 1. 3. Объекты таможенного контроля

 

1.1. Таможенный контроль: понятие, принципы, основы

нормативного правового регулирования

 

Таможенный контроль - один из ключевых институтов таможенного регулирования. Таможенному контролю посвящен разд. III Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Согласно ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. Таможенный контроль является одной из важнейших функций таможенных органов.

Понятие "таможенный контроль" определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как "меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы". В гл. 2 "Определение понятий" Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Всемирной торговой организации (ВТО) (Киотской конвенции) таможенный контроль трактуется как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Под совокупностью мер следует понимать осуществление таможенными органами специальных действий, как документальных, так и фактических, проводимых в целях обеспечения реализации таможенных и других применимых к товарам правил. К таким действиям относятся: досмотр товаров, проверка наличия и правильности заполнения документов, проверка бухгалтерских счетов и других записей, досмотр транспортных средств, досмотр багажа и личных вещей, подача официальных запросов и др.

Подобное определение таможенного контроля "способствует упорядочению функций государственных органов и способствует концентрации усилий таможенных органов на выполнении тех функций, которые могут быть осуществлены исключительно ими и отнесены к их компетенции в соответствии с установленным порядком".

Европейский союз определяет таможенный контроль как выполнение определенных действий должностными лицами таможенных органов по контролю за перемещением товаров; проверку наличия и аутентичности документов, счетов предприятий и другой документации; осмотр транспортных средств, багажа и товаров, которые перемещаются лицами или отдельно от них; направление официальных запросов и осуществление других действий в целях обеспечения соблюдения таможенных правил и, если необходимо, других действий относительно товаров, которые являются предметом таможенного контроля.

Важным направлением совершенствования внешнеторговой политики является упрощение внешнеторговых процедур, конечной целью которого должно стать устранение избыточности административных барьеров при одновременном обеспечении эффективного государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью.

Одной из разновидностей таких внешнеторговых процедур являются процедуры таможенного контроля, под которыми понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Основные начала таможенного контроля могут бытьобъединены в два блока принципов - правовые и организационные.

Начнем с рассмотрения правовых принципов осуществления таможенного контроля.

- Осуществление таможенного контроля исключительно в установленных организационно-правовых формах.

Таможенный контроль осуществляется в формах и по процедурам, установленным в Таможенном кодексе ТС и национальных законодательствах государств - членов ТС.

Перечень форм <2> таможенного контроля содержится в ст. 110 ТК ТС и является закрытым, соответственно в национальном законодательстве могут быть закреплены только эти формы <3>. На национальном уровне могут регулироваться процедурные особенности использования тех или иных форм таможенного контроля, которые принимаются во исполнение и развитие норм таможенного законодательства ТС. Так, например, в Республике Казахстан Приказом Министра финансов от 17 августа 2010 г. N 415 "Об утверждении формы предписания (указания) на проведение осмотра помещений и территорий" установлена форма предписания (указания) на проведение осмотра помещений и территорий, а в Российской Федерации Приказом ФТС России от 4 июля 2013 г. N 1240 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров.

- Непричинение вреда здоровью граждан и их имуществу при осуществлении таможенного контроля.

Таможенное законодательство ТС устанавливает запрет на причинение неправомерного вреда лицам (декларанту, перевозчику, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам), чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов, товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля (ст. 104 Таможенного кодекса ТС).

Убытки <4>, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством государств - членов ТС.

--------------------------------

<4> Под убытками понимаются те невыгодные имущественные последствия, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного причинения вреда его личности или имуществу, выраженные в денежной форме.

 

Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями таможенных органов и их должностных лиц, по общему правилу, возмещению не подлежат, за исключением случаев, когда возмещение убытков предусмотрено законодательством государств - членов ТС (п. 3 ст. 104 ТК ТС).

Статья 193 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" устанавливает, что убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, не допуская исключительных случаев.

Данный принцип нашел свое развитие и в ст. 107 ТК ТС "Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля", где сказано, что "...технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам".

- Дискреционный характер осуществления мероприятий по таможенному контролю.

Суть данного принципа заключается в том, что в рамках установленных законом контрольных полномочий таможенный контроль осуществляется без предварительных разрешений и согласований.

Обратим внимание, что в этом принципе кроется существенное отличие таможенного контроля от налогового контроля, где для проведения ряда контрольных мероприятий необходимо получение разрешения начальника налогового органа или его заместителя.

Легально принцип дискреционного осуществления мероприятий по таможенному контролю закреплен в п. 6 ст. 94 Таможенного кодекса ТС: "При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом".

Одним из примеров исключения из принципа дискреционного осуществления таможенного контроля является процедура личного досмотра <5>, при осуществлении которого требуются некоторые разрешения и согласования. Разрешения в ряде случаев требуются также при осуществлении таможенного осмотра помещений и территорий.

- Ограничения правомочий собственника при осуществлении таможенного контроля.

Реализация этого правового принципа происходит следующим образом: на контролируемые объекты, обозначенные специальными контрольно-идентификационными средствами (печатями, пломбами и т.д.), накладываются установленные ограничения по реализации правомочий собственника, связанных с владением, пользованием и распоряжением товаров, находящихся под таможенным контролем.

Ограничения снимаются только после завершения таможенного контроля с выпуском товара в свободное обращение или вывозом его за пределы таможенной территории.

- Возложение бремени содействия контролю на контролируемые лица.

Для уяснения этого принципа обратимся к двум статьям Таможенного кодекса ТС.

В ст. 108 содержится норма, в соответствии с которой по требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.

Перевозчик должен способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары. Реализация этой нормы позволяет гарантировать, что грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не создадут для таможенного органа каких-либо расходов.

Норма, содержащаяся в ст. 116 ТК ТС, также подтверждает данный принцип: "По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством".

Второй блок принципов таможенного контроля - организационные принципы - тесным образом связан с правовыми принципами таможенного контроля, поскольку, как правило, организационные принципы урегулированы правом. Принципы, содержащиеся во втором блоке, раскрывают административные технологии таможенного контроля, организационные аспекты осуществления таможенного контроля, которые позволяют находить баланс между минимизацией административной нагрузки и административных барьеров, с одной стороны, и эффективностью таможенно-контрольных мероприятий, с другой стороны.

- Принцип выборочности при проведении таможенного контроля.

Этот принцип является базовым принципом, соответствующим общепринятым подходам к организации таможенного контроля, сформулированным в Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Он означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания упомянутого законодательства и международных договоров.

Механизм реализации принципа выборочности связан с системой управления рисками (СУР), используемой при выборе объектов и форм таможенного контроля.

В соответствии со стандартами Киотской конвенции управление рисками в таможенной службе позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая при этом эффективность таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеторговой деятельности от излишнего бюрократического контроля.

Базовыми международными нормами, определяющими принципы и основные направления деятельности таможенных органов в области управления рисками, являются стандартные правила гл. 6 "Таможенный контроль" и других глав Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур <6>.

Система управления рисками призвана обеспечить такую организацию таможенного контроля, которая, с одной стороны, позволяла бы в максимальной степени защитить публичные интересы от рисков несоблюдения таможенного законодательства, с другой, - увеличить скорость совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров.

Определение стратегии и тактики применения системы управления рисками относится к ведению законодательства государств - членов ТС <8>. Так, в ч. 2 ст. 162 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. В Таможенном кодексе Республики Беларусь установлено, что вопросы стратегии и тактики системы управления рисками определяются Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь, а методика - Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (п. 3 ст. 276 Таможенного кодекса). В ч. 2 п. 1. ст. 216 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" порядок применения системы управления рисками в таможенных органах Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан.

Правовая природа системы управления рисками основывается на выявлении, а также систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность совершения правонарушения.

Система управления рисками невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков на постоянной основе осуществляются контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировка.

Таможенные органы в своей повседневной деятельности анализируют риски нарушения таможенного законодательства, определяя товары, транспортные средства международной перевозки, документы и лиц, подлежащих проверкам в ходе таможенного контроля. Они же устанавливают необходимые объемы проверочных мероприятий в каждом конкретном случае, основываясь на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства.

- Сотрудничество и взаимодействие как с российскими, так и с иностранными контролирующими органами.

В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Эффективность таможенного контроля во многом зависит и от того, как организовано взаимодействие таможенных органов:

а) с таможенными органами иностранных государств;

б) с другими правоохранительными и контролирующими органами государств - членов ТС;

в) с участниками внешнеэкономической деятельности, различными организациями, ассоциациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами.

Основной организационно-правовой формой такого взаимодействия являются различные договоры о сотрудничестве и взаимопомощи, одной из сторон которых являются таможенные органы государств - членов Таможенного союза.

Нормативно-правовую базу сотрудничества таможенных органов с иностранными коллегами составляют международные соглашения и иные правовые акты, заключаемые:

на межправительственном уровне (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 12 мая 2009 г. <9>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 14 июня 2000 г.) <10>;

на межведомственном уровне между таможенными ведомствами России и иностранных государств (например, Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Государственной таможенной службой Украины о взаимном признании отдельных результатов таможенного контроля товаров и транспортных средств при осуществлении таможенных операций при пересечении российско-украинской государственной границы от 18 октября 2011 г.) <11>.

В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Сотрудничество таможенных органов с иными контролирующими органами регулируется соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве или утверждаемыми совместными приказами и положениями о взаимодействии и координации деятельности (например, Соглашение от 15 августа 2005 г. о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля <12>).

В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (таможенными представителями, владельцами таможенных складов и т.д.), и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, а также с их профессиональными объединениями (например, Соглашение от 28 марта 1997 г. о сотрудничестве между ГТК России и Национальной ассоциацией таможенных брокеров (поверенных) <13>). В соответствии с Приказом ГТК России от 26 марта 2001 г. N 303 "О практике таможенного администрирования в отношении крупных плательщиков" <14> для обеспечения взаимодействия при применении централизованного порядка уплаты крупным плательщиком таможенных платежей заключается трехстороннее соглашение с участием регионального таможенного управления (таможни), крупного плательщика и его таможенного представителя (брокера).

- Комплексный характер таможенного контроля.

Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов ТС.

Например, в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <15> таможенные органы Российской Федерации являются агентами валютного контроля. В этом качестве таможенные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

Другим примером является ст. 192 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", где закреплены нормы о взаимодействии между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе ТС.

- Специализация таможенного контроля.

Таможенный контроль за отдельными видами товаров (нефти и нефтепродуктов, драгоценных металлов и драгоценных камней, химических удобрений и т.д.) требует специализации и профессионального организационно-технического сопровождения.

Специализация таможенного контроля проявляется и при осуществлении экспортного контроля. Так, таможенные органы Российской Федерации участвуют в осуществлении экспортного контроля в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <16>.

Можно говорить и о специализации таможенного контроля в отношении транспортных средств - таможенный контроль за морскими судами, железнодорожным транспортом, авиатранспортом и т.д.

 

Законодательство Таможенного союза по вопросам таможенного контроля не противоречит гл. 6 "Таможенный контроль" Киотской конвенции, где описаны 10 стандартных правил, адресованных таможенным администрациям, присоединившимся к Всемирной таможенной организации:

- обязательность проведения таможенного контроля в отношении всех товаров и транспортных средств вне зависимости от их налогообложения;

- минимизация требований, предъявляемых к участникам таможенных правоотношений при проведении таможенного контроля;

- использование системы управления рисками при проведении таможенного контроля;

- применение метода анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке;

- при использовании системы управления рисками руководствоваться стратегией, базирующейся на оценке вероятности несоблюдения законодательства;

- включение в систему таможенного контроля методов аудита;

- сотрудничество с таможенными службами третьих стран, в том числе заключение соглашений о взаимной помощи в целях совершенствования методов таможенного контроля;

- сотрудничество с участниками внешнеторговой деятельности, в том числе заключение меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля;

- использование информационных технологий и электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля;

- оценка использования электронных коммуникаций при таможенных операциях, осуществляемых участниками внешнеторговой деятельности, для их сопоставления с требованиями таможенных органов.

Таможенное законодательство Таможенного союза сопряжено с рекомендациями, содержащимися в гл. 6 Киотской конвенции, направленными на упрощение и повышение эффективности таможенного контроля таможенными администрациями.

Основное содержание рекомендаций заключается в следующем:

- переходе от тотального таможенного контроля к контролю, основанному на аудите (от внедрения упрощенных процедур до разрешения участнику внешнеторговой деятельности самостоятельно начислять таможенные платежи), что позволит таможенному органу эффективно регулировать увеличивающийся объем международной торговли;

- обязательном применении системы управления рисками;

- определении эффективности таможенного контроля;

- осуществлении сотрудничества между таможенными администрациями и бизнесом, что позволит получать информацию об изменениях, происходящих в коммерческой практике;

- повышении профессионализма персонала, его материального стимулирования, постоянной поддержке со стороны высшего руководства;

- проведении таможенными органами совместных мероприятий по противодействию росту международной преступности;

- использовании таможенными органами информационных технологий при осуществлении таможенных операций и процедур;

- установлении информационного обмена между таможенными администрациями.

Проведение таможенного контроля согласно рекомендациям Киотской конвенции позволит должностным лицам таможенных органов:

- сосредоточить внимание на областях повышенного риска и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов;

- увеличить возможности выявления нарушений таможенного законодательства и недобросовестных участников внешнеторговой деятельности;

- оказывать содействие добросовестным участникам внешнеторговой деятельности;

- способствовать повышению эффективности движения международных товаропотоков.

Таким образом, значение таможенного контроля в государственном регулировании внешнеторговой деятельности базируется на стандартном правиле 6.1 Киотской конвенции, предусматривающем, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. Большая часть нарушений таможенных правил совершается в целях сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, поэтому таможенный контроль в первую очередь выступает действенным средством предупреждения неполной уплаты таможенных платежей в государственный бюджет или ухода от запретов и ограничений во внешней торговле товарами. При этом требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не должны служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и ведения деятельности в области таможенного дела.

Осуществление таможенного контроля предполагает достижение определенных целей. Можно полагать, что целями таможенного контроля являются:

1) обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства всеми субъектами таможенного права;

2) охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов России;

3) защита общественного порядка;

4) выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;

5) предупреждение неправомерных деяний со стороны субъектов внешнеэкономических отношений;

6) защита законных прав и интересов физических и юридических лиц;

7) оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

Контроль состоит из следующих элементов:

а) наблюдение за деятельностью подконтрольных субъектов;

б) получение всесторонней и объективной информации о выполнении ими предписаний;

в) анализ таких данных;

г) предупреждение и выявление правонарушений.

 

Практически все государственные органы и их должностные лица вступают в контрольные правоотношения.

Таможенные органы принимают меры, чтобы обеспечить соблюдение таможенного законодательства, и выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенный контроль, совершенствуют методы проведения таможенных операций и таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза;

2) содействуют развитию внешней торговли государств - членов Таможенного союза;

3) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

4) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза;

5) обеспечивают на территории государств - членов Таможенного союза соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

6) обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

8) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в области таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации в аэропортах государств - членов Таможенного союза;

9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите прав потребителей товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза;

10) проводят в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и национальным законодательством;

11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

12) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала государств - членов Таможенного союза, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы национальных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствуют оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

13) обеспечивают принятие мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и валютных ценностей, дорожных чеков;

14) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

15) обеспечивают выполнение международных обязательств государств - членов Таможенного союза в части, касающейся таможенного дела, сотрудничают с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

16) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

17) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Как видно, первой и, безусловно, важнейшей функцией, выполняемой таможенными органами, является таможенный контроль, который выступает одним из основных институтов таможенного права. Таможенные органы относятся к числу специализированных органов контроля. Сферой их деятельности признается конкретная область общественных отношений. Группу контролируемых субъектов представляют участники внешнеэкономической деятельности. Для эффективного развития экономики таможенный контроль должен проходить в условиях, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Необходимо отметить, что стандартные правила Киотской конвенции в отношении тех или иных таможенных процедур или операций и применения форм таможенного контроля предоставляют государствам - участникам этой Конвенции возможность самостоятельно определять в национальном законодательстве соответствующие правила в зависимости от состояния экономических отношений в стране, уровня ее развития. Вместе с тем предлагается детализировать стандарты для того, чтобы выработать единые подходы, обеспечивающие прозрачность правовых норм законодательства в области таможенного регулирования и повышающие эффективность таможенного контроля. Рекомендации к стандартным правилам гл. 6 Киотской конвенции акцентированы на наиболее распространенных мерах таможенного контроля, способствующих упрощению таможенных процедур для увеличения объемов мировой торговли.

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер следует понимать формы, способы и средства проведения таможенного контроля.

Формы проведения таможенного контроля - это отдельные виды проверочных мероприятий. К таким отдельным мероприятиям производства таможенного контроля относятся:

- документальный контроль, т.е. проверка документов и сведений (ст. 111 ТК ТС), проверка системы учета товаров и отчетности (ст. 121 ТК ТС), таможенная проверка (ст. 122 ТК ТС);

- фактический контроль, т.е. таможенный осмотр (ст. 115 ТК ТС), таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС), таможенное наблюдение (ст. 114 ТК ТС), проверка маркировки товаров (нанесения на них специальных марок), наличия на них идентификационных знаков (ст. 118 ТК ТС), таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 119 ТК ТС), личный таможенный досмотр (ст. 117 ТК ТС), учет товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 120 ТК ТС);

- устный опрос (ст. 112 ТК ТС);

- получение пояснений (ст. 113 ТК ТС).

Законодательно закреплено 12 форм таможенного контроля, которые представлены в ст. 110 ТК ТС.

Способы проведения таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (или форм) таможенного контроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести следующие.

1. Создание зон таможенного контроля.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 97 ТК ТС). Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенное наблюдение.

2. Назначение экспертизы.

Таможенная экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций в их отношении, назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные знания (ст. 138 ТК ТС). Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.

3. Взятие проб и образцов.

Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для проведения таможенной экспертизы (ст. 144 ТК ТС).

Проба - это товар или часть товара, оптимально необходимая, установленная документацией по стандартизации, характеризующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара.

Образец - единица товара (продукции), соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии, серии товара, либо единичный объект, представляемый в письменной и иных формах отображения, отбор которого в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке (ст. 137 ТК ТС).

Заинтересованные лица и контролирующие государственные органы с разрешения таможенного органа вправе отбирать пробы и образцы товаров в случаях, установленных ТК ТС и законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 155 ТК ТС).

4. Привлечение специалистов.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия при проведении таможенного контроля (ст. 102 ТК ТС). Специалист и эксперт не должны быть заинтересованы в результатах заключения, кроме того, специалист должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе в случае применения технических средств. Специ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: