3. 1. Проверка документов и сведений. 3. 2. Устный опрос. 3. 3. Получение пояснений. 3. 4. Таможенное наблюдение. 3. 5. Таможенный осмотр. 3. 6. Таможенный досмотр. 3. 7. Личный досмотр. 3. 8. Проверка маркировки товаров, наличие на них идентификационных знаков. 3. 9. Осмотр помещений и территорий. 3. 10. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. 3. 11. Проверка системы учета товаров и проверка отчетности. 3. 12. Таможенная проверка
Формы таможенного контроля представляют собой систему приемов и способов осуществления таможенными органами своих полномочий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
Под формой таможенного контроля понимается направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее в себя применение определенных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности таможенного законодательства Таможенного союза. Законодательно закреплено 12 форм таможенного контроля, которые представлены в ст. 110 ТК ТС.
Формы и порядок таможенного контроля взаимосвязаны и должны осуществляться исключительно в рамках положений таможенного законодательства.
Как уже указывалось, среди форм таможенного контроля следующие:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный таможенный досмотр;
8) проверка маркировки товаров, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности;
|
12) таможенная проверка.
Формы таможенного контроля можно классифицировать на основные и дополнительные. Такая дифференциация достаточно условна, поскольку в теории таможенного права не существует никакого разделения названных форм. Учитывая то, что большая часть форм таможенного контроля практически применяется лишь при основных формах таможенного контроля - документальной проверке и таможенном досмотре - и самостоятельно не осуществляется, представляется необходимым классифицировать формы таможенного контроля как отражение полномочий таможенных органов на две группы: основную и дополнительную. В основную группу будут входить: проверка документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, а также досмотр товаров и транспортных средств, в дополнительную группу - устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение, личный таможенный досмотр, проверка нанесения на товары специальных марок, наличия на них идентификационных знаков, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, таможенная проверка.
Несмотря на численный перевес, первая группа приоритетная, а вторая в большинстве ситуаций выступает лишь как гарантия всесторонности и полноты проведения контрольных мероприятий.
Необходимо отметить, что предусмотренные ТК ТС формы таможенного контроля выступают одновременно контрольно-предупредительными мерами в системе административного принуждения. Вместе с тем, например, согласно КоАП РФ (гл. 27) личный досмотр, досмотр транспортных средств относятся к числу мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако, например, личный досмотр как меру процессуального обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил следует отличать от формы таможенного контроля, а также от принудительных мер, не связанных с административным правонарушением, поскольку первые связаны с фактом неправомерного поведения, а последние являются контрольно-предупредительными или применяются в целях защиты интересов общества и государства. Таким образом, перечисленные направления деятельности таможенных органов в рассматриваемой области имеют дуалистическую природу. Они выступают в качестве форм таможенного контроля и как контрольно-предупредительные меры по административному принуждению. Таможенный контроль осуществляется определенными методами. Метод представляет собой средство достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Под методами таможенного контроля в науке понимают "способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций" <1>. Методы таможенного контроля многообразны. Кроме того, в силу развития научно-технического прогресса их спектр расширяется, поэтому законодательство не устанавливает и не может установить исчерпывающего их перечня. При этом каждая форма таможенного контроля реализуется специфическими методами. Например, при документальном контроле используются такие методы, как формально-правовая проверка документов, аналитические процедуры, финансовый анализ. К методам фактического контроля относятся инвентаризация, осмотр, обследование, лабораторный анализ товаров, экспертная оценка и некоторые другие. Эффективность деятельности таможенных органов зависит от разумного использования различных методов таможенного контроля. Таможенным органам необходимо учитывать все факторы для выбора наиболее результативного управленческого воздействия на пассивных субъектов таможенного контроля. Пассивными субъектами таможенного контроля выступают физические и юридические лица, перемещающие или имеющие намерение переместить определенный груз через таможенную границу РФ. Таким образом, контролирующими субъектами таможенного контроля выступают таможенные органы государств - членов Таможенного союза, входящие в единую федеральную иерархически построенную систему.
|
|
--------------------------------
<1> Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 118.
3.1. Проверка документов и сведений
Проверка документов и сведений - одна из основных форм таможенного контроля. Особое значение данной формы таможенного контроля обусловлено тем, что, как уже упоминалось, приоритеты в проверочных мероприятиях, проводимых таможенными органами, смещаются от фактической проверки товаров к проверке сведений о товарах, в том числе указываемых в соответствующих документах. Проверка документов и сведений предполагает документальный контроль со стороны таможенных органов. При проверке документов и сведений таможенные органы должны достичь следующих основных целей:
- установить подлинность документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печатей, подписей, штампов));
- проверить достоверность сведений, содержащихся в документах (данных об отправителе, получателе товара, декларанте; сведений о перемещаемых товарах - наименование, стоимость, количество, страна происхождения; сведений об уплате таможенных платежей и др.);
- проверить правильность оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф декларации на товары, отсутствие исправлений).
Обеспечение соблюдения таможенного законодательства достигается благодаря документам и сведениям, которые передает лицо, перемещающее товары или транспортные средства через таможенную границу, должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль. Проверку содержания документов составляет анализ данных, которые в них указываются. Иными словами, документ есть форма, а сведения - содержание.
Проверка документов и сведений регламентируется ст. 111 ТК ТС. В соответствии с ней таможенные документы - это документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Однако таможенные органы имеют право проверять представленные декларантом документы, не связанные напрямую с таможенными целями, но необходимые для таможенного контроля.
Декларант представляет в таможенный орган пакет соответствующих документов. Виды документов, которые могут проверять таможенные органы, зависят от товара, который перемещается через таможенную границу Таможенного союза.
Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, чтобы установить достоверность сведений, подлинность документов и (или) правильность их заполнения и (или) оформления. Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения соответствия действующему таможенному законодательству и полноты их оформления.
Актуальность этой формы таможенного контроля - проверки документов и сведений - объясняется возможностью получить в процессе его проведения информацию такого объема и характера, которая на данном этапе таможенного контроля позволяет принять решение о целесообразности применения иных форм.
Достоверность сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, проверяется путем их сопоставления с данными из других источников, (это могут быть сведения о лицах, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля; данные анализа таможенной статистики, в том числе полученные путем обработки с использованием информационных технологий, другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза).
В процессе таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменном форме дополнительные документы и сведения для проверки информации, содержащейся в таможенных документах. По общему правилу запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров.
Документы, необходимые для таможенного контроля, классифицированы в следующие группы:
- транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;
- коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами, национальным законодательством или обычаями делового оборота для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
- таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей;
- иные документы.
Одним из основных документов внешнеэкономической сделки является контракт (договор), заключаемый, как правило, в письменной форме. Под международным контрактом подразумевается договорное соглашение между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке определенного количества товаров (работ, услуг) на согласованных условиях.
В мировой практике наиболее распространены международные договоры купли-продажи. Их правовые основы закреплены в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в Вене 11 апреля 1980 г. Следует отметить, что данный акт допускает совершение международного договора как в письменной, так и в устной форме. Россия, например, присоединяясь к данной Конвенции, сделала оговорку о неприменении к ее субъектам положений об устной форме договора. Это значит, что внешнеторговые контракты с российскими лицами должны заключаться только в письменной форме.
Внешнеторговый контракт содержит, как правило, несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. Это разделы, определяющие предмет договора, цену и сумму платежа, условия платежа, срок поставки, форс-мажор, прочие условия и обстоятельства сделки, порядок рассмотрения споров, санкции, адреса сторон и их подписи. На первой странице или в конце контракта указываются его регистрационный номер, дата и место подписания контракта. Указание места подписания имеет большое значение с точки зрения определения применимости права. Если иное не оговорено в данном контракте, этот реквизит позволяет установить, право какого государства применяется по спорам, вытекающим из его условий.
Контракт подписывают представители сторон, причем некоторые фирмы практикуют визирование каждой страницы контракта, чтобы исключить опасность подмены страниц в тексте.
Основными документами, проверяемыми в ходе таможенного контроля, являются декларация на товары (ДТ) и декларация таможенной стоимости (ДТС).
Еще одна уже упоминавшаяся группа документов, необходимых для проведения таможенного контроля, - это транспортные (перевозочные) документы: коносамент, накладная и иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки грузов и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках. Именно документы и содержащиеся в них сведения служат источником информации, которая может использоваться для выбора иных форм проведения таможенного контроля, поэтому проверке документов и сведений отведено первое место. Применительно к перевозке железнодорожным транспортом такими документами следует считать дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции; при перевозках автомобильным, водным и воздушным транспортом - коносаменты, накладные.
Коносамент представляет собой ценную бумагу, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар. Для морской перевозки это транспортный документ, в котором отражены условия договора морской перевозки, держатель которого получает право распоряжаться грузом. Коносамент подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком, в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа. Указание в документе того, что груз должен быть сдан приказу поименованного лица или предъявителя, представляет собой такое обязательство <1>.
--------------------------------
<1> Статья 1 Конвенции ООН о морской перевозке грузов. Заключена в Гамбурге 31 марта 1978 г.
Коносамент имеет следующие необходимые реквизиты:
1) наименование перевозчика и его местонахождение;
2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дату приема груза перевозчиком в порту погрузки;
3) наименование отправителя и его местонахождение;
4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
5) наименование получателя, если он указан отправителем;
6) наименование груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и массу груза или обозначенное иным образом его количество;
7) внешнее состояние груза и его упаковки;
8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
9) время и место выдачи коносамента;
10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица <1>.
--------------------------------
<1> Статья 144 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ.
По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.
Коносаменты дифференцируются на именные, ордерные и на предъявителя. В именном коносаменте указывается наименование определенного получателя. Ордерный коносамент (он наиболее распространен в практике морских перевозок) - ценная бумага, по которой груз выдается по приказу либо отправителя (получателя), либо банка. В коносаменте на предъявителя не содержатся никакие конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент.
Следующую группу документов, необходимых для проведения таможенного контроля, составляют таможенные документы, которые составляются исключительно для таможенных целей. К таможенным документам относятся документы, которые составлены и удостоверены должностными лицами таможенных органов, например таможенные декларации, другие документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения, при перемещении товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита; транзитная декларация; свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, выдаваемые таможенными органами свидетельства на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (представителя), таможенного перевозчика; квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению; другие документы.
Должностные лица таможенных органов в процессе таможенного контроля товаров выполняют следующие действия:
а) фиксируют факт подачи таможенной декларации и других документов;
б) контролируют соблюдение условий принятия таможенной декларации;
в) пересылают (получают) таможенную декларацию;
г) регистрируют (принимают) поданную таможенную декларацию;
д) проверяют соответствие сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров, количественных данных о них (количество мест, массе и проч.) сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный орган при декларировании товаров, а также в электронных копиях таможенных документов;
е) контролируют правильность определения классификационного кода товара по ТН ВЭД Таможенного союза;
ж) контролируют правильность определения страны происхождения товаров;
з) контролируют соблюдение законодательства Таможенного союза, устанавливающего запреты и ограничения на ввоз на территорию Таможенного союза и на вывоз за ее пределы некоторых товаров;
и) проводят контроль в целях применения мер, связанных с защитой интеллектуальной собственности;
к) осуществляют валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
л) контролируют таможенную стоимость;
м) контролируют статистическую стоимость;
н) контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей.
Таким образом, при таможенном контроле должностным лицам таможенного органа, уполномоченным проводить таможенный контроль, должны быть представлены соответствующие документы и сведения, а также перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства. Таможенный орган исключительно в целях проверки информации, содержащейся в представленных документах, вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения. Запрос составляется в произвольной письменной форме. При этом запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если такое прямо не запрещено.
Документы, требуемые для таможенного контроля, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их представившим, или декларантом таможенный орган в случае необходимости определяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему. Документы, необходимые для таможенного контроля, могут быть представлены в электронной форме.
Документ является письменным актом, содержащим определенные сведения о конкретных фактах. Документ - продукт "целенаправленной человеческой деятельности, творение ума, знаний и рук его автора-исполнителя" <1>. Документ характеризуется рядом признаков: он специально предназначен для сохранения каких-либо данных; он содержит сведения о фактах, имевших место до его составления; он может быть заменен подобным при условии неизменности объекта, отражением которого он является, и неизменности автора документа <2>. Существенный признак документа - фиксация в нем определенной информации.
--------------------------------
<1> Ролик А.В. Общее понятие документа: Исследование проблем таможенного дела: Сб. науч. трудов. М., 2001. С. 132 - 133.
<2> Копьева А.Н. Документы как доказательства в советском уголовном процессе. Иркутск, 1973. С. 7.
Документы, подаваемые в таможенный орган, должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства. Подобными сведениями могут быть: наименование получателя товаров, наименование перевозчика, краткие данные о транспортном средстве (такие как вид, название, номер). Эти сведения необходимо сообщать при помещении товара под определенную процедуру, предусмотренную ТК ТС.
Сведения, заявляемые в таможенной декларации, составляют несколько информационных блоков:
1) общая характеристика поставки - информация о таможенной процедуре, количестве товаров и упаковочных мест;
2) юридические лица, участвующие во внешнеторговой операции, - данные об отправителе, получателе товаров, держателе контракта (лице, ответственном за финансовое урегулирование), а также о декларанте;
3) сведения о торгующей стране, стране отправления и назначения, а также о стране происхождения товаров;
4) транспортный блок - информация о транспортных средствах, на которых перевозились товары, об использовании контейнерных перевозок;
5) финансовый блок - данные о стоимостной оценке импортно-экспортных операций, об условиях поставки, о сроке поступления денежных средств, форме расчетов; о коде валюты; о курсе валюты; об общей цене декларируемой партии и др.;
6) характеристика каждого товара в партиях - сведения о наименовании товара, его упаковке и маркировке, весе, фирме-производителе, применении мер экономической политики.
В качестве дополнительных сведений таможенный орган может затребовать следующие документы: контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке; счета за платежи третьим лицам в пользу продавца; счета за комиссионные, услуги таможенного представителя, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром; бухгалтерская документация; лицензионные или авторские соглашения; складские квитанции; каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей и др.
Для таможенной оценки товаров и проверки заявленной декларантом таможенной стоимости может быть использована информация, как представленная декларантом, так и имеющаяся у таможенного органа. Информация должна быть достоверной, полной, объективной и обеспечивать подтверждение заявленной таможенной стоимости.
При наличии у таможенного органа сомнений в отношении заявленных декларантом в форме ДТС данных либо в достоверности дополнительно представленных документов, но при отсутствии аргументированных обоснований и фактов, подтверждающих эти сомнения, все участники сделки должны быть взяты таможенным органом на специальный контроль. Таможенный орган ведет наблюдение за их экспортно-импортными операциями, в том числе за уровнем цен. При подозрении в систематическом занижении стоимости ввозимых товаров, отсутствии подтверждающих документов таможенный орган на основе такого наблюдения и анализа может провести инициативную внешнюю проверку экспортно-импортных операций.
Порядок документального таможенного контроля можно проиллюстрировать следующим примером. При контроле таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;
б) контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, т.е. включение всех предусмотренных компонентов, в случае льгот - их обоснованность;
в) контроль наличия документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;
г) оперативную оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.
В результате анализа уполномоченное должностное лицо выносит решение:
1) о возможности принятия заявленной декларантом таможенной стоимости;
2) о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости и о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, а также пояснений по товарам;
3) о необходимости проверки правильности и достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости;
4) о необходимости пересчета (корректировки) таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости, в том числе о необходимости проведения консультации с лицом, подавшим таможенную декларацию, по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
Ярким представителем группы иных документов, подаваемых в таможенный орган, являются сертификаты. Сертификация включается в перечень мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Все страны в своей деятельности прибегают к нетарифному регулированию внешнеэкономической деятельности. Государства - члены Таможенного союза не могут стоять в стороне и полностью отказаться от контроля за перемещением товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить предметы, которые нанесут вред общественной безопасности, окружающей среде и здоровью человека. В связи с этим государства используют различные барьеры на пути ввоза-вывоза некоторых категорий товаров. Посредством сертификации подтверждается соответствие объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Происхождение товаров контролируется не по косвенным признакам в товаросопроводительных документах (маркировка продукции и упаковки, контракт с указанием страны изготовления товара), а с помощью представления сведений о товаре в сертификате происхождения по форме "А" или "СТ-1". Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ 30 ноября 2000 г., устанавливают перечень товаров, при ввозе которых необходимо предъявить такой сертификат. Это мясо, молоко, сливки, жир, масло, яйца, кофе, чай, мука, хлеб, шоколад, горчица, вина, соль и др. (всего более 200 позиций).
Отметим, что в целях осуществления таможенного контроля субъект внешнеэкономической деятельности предъявляет учредительные документы. При этом в таможню по месту нахождения такого лица в числе прочих представляются устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации.
Для повышения эффективности таможенного контроля за достоверностью заявляемых сведений и усиления контроля за принятыми таможенными органами решениями в отношении декларируемых товаров устанавливается перечень рисков (вероятности нарушения таможенного законодательства) при выпуске товаров для свободного обращения. Это означает, что таможенные органы должны обращать более пристальное внимание на отдельные аспекты процесса таможенного оформления и таможенного контроля: расхождение сведений в разных документах; наличие исправлений, подчисток, замена одного документа другим; разница между весом брутто и нетто более чем на 20%; проведение таможенного оформления в месте, отличном от таможенного органа назначения; дробление одной партии товара и др.
Для физических лиц, пересекающих таможенную границу и не имеющих товара и багажа, за исключением вещей, предназначенных для личного пользования, применяется льготный порядок пересечения таможенной границы. К личным вещам относят товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц. Предназначение товаров таможенный орган определяет исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.
Льготный порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования предусматривает:
- полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
- применение единых ставок таможенных пошлин, налогов;
- взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа;
- неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза;
- освобождение от обязательства подтверждения соответствия товаров;
- упрощенный порядок таможенного оформления.
Для проверки подлинности таможенных документов применяются такие технические средства таможенного контроля, как наблюдательная лупа, микроскоп, ультрафиолетовый фонарь (с его помощью проводится идентификация подлинности надписей, меток, знаков, оттисков печатей и штампов, банковских билетов и других документов).
Достоверность сведений также может проверяться путем запроса в правоохранительный, налоговый или иной контролирующий орган РФ. Признаками, указывающими на сомнительный характер документов, являются: отсутствие в них необходимых реквизитов, нечеткость оттисков печатей, штампов; наличие подчисток и исправлений; разночтения в текстах разных экземпляров одного и того же документа.
Таким образом, проверка документов и сведений - одна из основных форм таможенного контроля, которая обязательно осуществляется при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
3.2. Устный опрос
При совершении таможенных операций должностные лица таможенных органов в соответствии со ст. 112 ТК ТС вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменном виде.
Данная форма применяется без письменного закрепления полученных сведений. Устному опросу могут быть подвергнуты следующие категории лиц:
- физические лица, перемещающие через таможенную границу товары и транспортные средства;
- физические лица, являющиеся представителями организаций и обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. В отношении таких лиц до начала опроса должностное лицо таможенного органа удостоверяется в их полномочиях.
При производстве по делам о нарушении таможенных правил таможенные органы могут, в частности, располагать информацией о событии правонарушения, об обстоятельствах, влияющих на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, о причинах и условиях, способствовавших его совершению. Устный опрос заключается в том, что должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе проводить опрос физических лиц, должностных лиц по существу дела.
В ходе устного опроса должностное лицо таможенного органа определяет перечень вопросов, которые необходимо выяснить в целях проверки для подтверждения наличия или отсутствия нарушений текущего законодательства.
Должностное лицо таможенного органа может опрашивать лицо, перемещающее товары и транспортные средства, например, о несопровождаемом багаже, наличии товаров, запрещенных к ввозу и (или) вывозу, количестве перемещаемой валюты.
Любая информация, полученная таможенными органами в ходе устного опроса на этапе таможенного оформления, может использоваться исключительно в таможенных целях.
Следует отметить, что таможенным законодательством не определен механизм организации данной формы контроля. В целом при осуществлении всех форм таможенного контроля обязательно их документальное оформление путем составления акта. Остается невыясненным вопрос: если опрос предполагает устную форму, каким образом он должен документально закрепляться? При отсутствии документирования подконтрольный субъект всегда может отказаться от ранее данных объяснений.
3.3. Получение пояснений
Статьей 113 ТК ТС закреплено правовое применение такой формы таможенного контроля, как получение пояснений. Эта форма предусматривает получение должностным лицом таможенного органа сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза. В отличие от устного опроса возможность получения пояснений не ограничена институтом таможенного контроля и допускается везде, где таможенным законодательством Таможенного союза предусмотрен таможенный контроль, в том числе после выпуска товаров для внутреннего потребления.
Получение пояснений оформляется письменно. Форма пояснения унифицирована на всей территории Таможенного союза и утверждается решением Комиссии Таможенного союза. В пояснении фиксируются: время, место дачи пояснений; фамилия, имя, отчество и паспортные данные лица, дающего пояснения; фамилия должностного лица таможенных органов, отобравшего пояснения; непосредственно сведения лица, имеющего отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Пояснения даются в целях уточнения сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.
При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган составляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу.
3.4. Таможенное наблюдение
Согласно ст. 114 ТК ТС таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
Цель такого выделения таможенного наблюдения заключается в усилении контроля соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. В первую очередь это касается товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе на этапах их перевозки, хранения, совершения с ними грузовых и иных операций.
Отличительная черта данной формы таможенного контроля - осуществление таможенного наблюдения на гласной основе. Главным признаком этой формы таможенного контроля является целенаправленное наблюдение.
Наблюдение же как оперативно-розыскное мероприятие представляет собой негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, их местонахождением в целях получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества. Для визуального наблюдения за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля используется аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работающими в условиях любой видимости, оптическая дальномерная аппаратура.