Н.И.Новиков последовательно издавал (его журналы запрещались Екатериной) три сатирических журнала: «Трутень» (1769), «Живописец» (1772-1773), и «Кошелек» (1774). Обращая внимание на корень зла, писатель доказывал, что общественно полезной может быть только такая сатира, которая поднимает важные вопросы, а не копается в мелочах. Он не побоялся вступить в спор о характере сатиры с самой царицей и смело доказывал, что Екатерина страшится правды.
В «Трутне» Новиков главной мишенью своих сатирических стрел избрал крепостничество. В «Трутне» часто появлялись намеки на враждебность народу политики Екатерины, на лживость либеральных заявлений императрицы, на безнравственность и своекорыстие придворных. Основной темой «Кошелька» было осмеяние подражания иностранной моде, особенно французской (галломания), характерного для дворянства. Об этом говорит и название журнала («кошелек» – это особая сетка, в которую модники-щеголи укладывали волосы парика).
Сатирические журналы Новикова сыграли важную роль в развитии русской журналистики и сатирическо-обличительного направления в русской литературе. С этим направлением было связано проникновение в литературу элементов реализма. Значение новиковской сатиры определяется и тем, что она была адресована широкому демократическому читателю. Журналы Новикова выдержали большое количество переизданий. Екатерина, следившая за деятельностью Новикова, приказала в 1792 году заключить его в Шлиссельбургскую крепость, обвинив его в издании вредных книг. Писатель был приговорен к заключению на 15 лет. Только смерть Екатерины принесла ему освобождение. Однако, выйдя из заключения, Новиков был уже тяжелобольным человеком.
32. Журнальная сатира И.А. Крылова.
|
Около 1783 года Крыловым было создано его первое известное нам произведение – комическая опера «Кофейница». Стремление заняться только литературой является причиной того, что в 1788 году Крылов оставляет службу и становится издателем журналов. С 1789 по 1793 г. Крылов выступает как продолжатель дела Новикова, значительно превосходя его по остроте и смелости своей сатиры. В историю русской журналистики Крылов вошел как издатель трех журналов: «Почты духов», «Зрителя» и «Санкт-Петербургского Меркурия». В «Почте духов» (1789) помещались написанные Крыловым статьи. Формой журнала Крылов избрал переписку «духов» и «сильфов» (особых фантастических существ) с волшебником, «арабским философом» Маликульмульком. Такая форма очерков-писем, объединенных общей идеей, позволяла широко охватить различные стороны действительности.Крылов обличает деспотизм и произвол царской власти, взяточничество и недобросовестность чиновников, дворянское невежество, надменность, расточительность, бесправие и нужду, царящую в жилищах бедняков. Наиболее значительны из шести произведений Крылова, опубликованных в «Зрителе», - его восточная повесть «Каиб» и «Похвальная речь в память моему дедушке». Наиболее значительны из шести произведений Крылова, опубликованных в «Зрителе», - его восточная повесть «Каиб» и «Похвальная речь в память моему дедушке».
Повесть «Каиб» – это острая сатира, обличение самодержавия и дворянства. Воспользовавшись простым сюжетом (Каиб, восточный монарх, которому все надоело, отправляется в странствование по своему государству), Крылов показывает порядки, существовавшие при дворе этого монарха и изображает жизнь его подданных. В «Похвальной речи моему дедушке» (1792) Крылов в форме мнимого восхваления создает сатирический портрет провинциального помещика Звениголова. «Речь» написана от лица его друга – такого же крепостника и невежды, как и сам Звениголов. Искренность и простодушное сочувствие покойному приятелю, одобрение его поведения и восхищение его поступками усиливают действие «Речи», делают более острой сатиру. Деятельность Крылова – журналиста и драматурга – явилась важным этапом в подготовке творчества Крылова-баснописца.
33. Драматургия Д.И. Фонвизина. Комедия «Бригадир».
|
В начале 1769 года Фонвизин закончил свою комедию «Бригадир». Это была одна из первых русских комедий. До нее появилось только несколько новых пьес Сумарокова и драматурга Лукина. «Бригадир» несравненно выше их по глубине и силе изображения современной действительности. Основу идейно-тематического содержания комедии составляет осуждение системы воспитания, характерной для поместного дворянства.
Сюжет комедии прост. В имение «советника» (чиновника) приезжает Бригадир со своей женой и сыном Иванушкой. Бригадир хочет, чтобы его сын женился на дочери Советника Софье. Но Софья любит молодого бедного дворянина Добролюбова. Иванушка же влюбляется в жену Советника, которая, как и он, бредит всем иностранным, низкопоклонствует перед французскими модами. Бригадир и сам начинает ухаживать за легкомысленной Советницей и становится соперником своего сына, причем дело доходит чуть ли не до дуэли. Советник начинает добиваться внимания жены Бригадира, которая понравилась ему своей хозяйственностью.
Достоинство комедии – попытка создать типы дворянского общества, осмеять поместное дворянство – его невежество, моральную развращенность, галломанию, взяточничество, притворную набожность. Комедия написана живым и ярким языком, служащим великолепным средством характеристики персонажей: грубости Бригадира, тупости и невежества Бригадирши, ханжеской натуры Советника, легкомыслия Иванушки и Советницы, их внутренней пустоты и рабского преклонения перед всем французским.