Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».




Наиболее важным произведением Фонвизина является его бессмертная комедия «Недоросль» (1782). Вопрос: Что означает слово "недоросль"? В комедии «Недоросль» основными являются три темы: крепостного права, воспитания подрастающего поколения и нравов придворного общества. Тема воспитания здесь связана с критикой крепостнического уклада. Воспитание молодого человека показано на фоне диких нравов невежественного дворянства, крепостных отношений.Тринадцать действующих лиц комедии представляют четыре общественные группы: усадебное дворянство (супруги Простаковы, Скотинин и Митрофанушка), крепостные слуги (Тришка, Еремеевна), учителя (Цифиркин, Кутейкин и Вральман) и городское дворянство (Стародум, Правдин, Милон), несколько обособлен образ Софьи – племянницы Стародума.
В центре действия комедии – семья усадебных дворян Простаковых. Стародум– центральный положительный герой комедии. Это собирательный образ, в котором отражаются взгляды Фонвизина и его мысли о современной жизни. Личность Стародума раскрывается главным образом в его разговорах с Софьей и Правдиным.
Правдин – честный и деятельный чиновник. Увидев зверства Простаковой по отношению к крепостным, он лишает ее права управлять имением.
Образ Софьи, племянницы Стародума, нарисован автором как идеал девушки-дворянки. Она образованна, умна, верна в любви, имеет высокие представления о чести. Воспитателем Софьи не случайно был Стародум.
Милон – молодой представитель передового русского офицерства той поры. Он верен своему воинскому долгу, честен, решителен и мужественен.
35. Поэзия Г.Р. Державина: тематика, мотивы, образ лирического героя.

Поэзия Г.Р. Державина - одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Поэтический диапазон Державина необыкновенно широк. В его творчестве создается образ достойного гражданина и просвещенного правителя, сатирически обличаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служения отечеству, прославляется героизм русских воинов.Во всем он поэт со своим лицом, со своей программой, со своей правдой Он смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему.Но, разумеется, не только общественно-политические проблемы волновали поэта, не только о сильных мира сего, о важнейших государственных вопросах его стихи, и не только в этом сказалось его новаторство. Поистине сама жизнь во всем ее разнообразии и богатстве входит в художественный мир Державина. Особенно в позднем творчестве он все чаще задумывается о глубинных основах бытия. Философская ода «Бог», которая создавалась в 1780-1784 годах, определяет основы миросозерцания поэта, его представления о мироздании и человеке как составной его части. Державин создал новые слова, не все из них привились, но некоторые вошли в русский язык. Так, в “Фелице” он образовал глагол от имени героя романа Сервантеса “Дон Кихот”: “не донкишотствуешь собой”, после чего появилось и прочно вошло в русский язы слово “донкихотство”.
Державин сыграл выдающуюся роль в истории руской литературы. На его достижения опирались все поэты первых десятилетий 19 века. Обновлению поэзии способствовал “забавный русский слог” Державина. Соединяя слова “высокие” и “низкие”, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка.


36. Сентиментализм. Особенности русского сентиментализма.

Во второй половине 18 века возникает и утверждается новое литературное направление – сентиментализм («сантиман» – чувство, франц.). Первоначально сентиментализм возник в английской и французской литературах: странах, где раньше создались условия для его развития.
Русский же сентиментализм связан с русской национальной культурой. Он был подготовлен условиями общественной жизни и предшествовавшим развитием отечественной литературы.
В отличие от классицистов, сентименталисты уделяют основное внимание не подчинению интересов личности государству, а внутреннему миру человека. Они подчеркивают значение отдельной человеческой личности, ее душевное богатство. В их произведениях появляется не «человек вообще», а живое, мыслящее и чувствующее по-своему существо, имеющее право на участие и внимание. Если классицисты требовали от писателя ясности ума, холодного расчета, то сентименталисты, наоборот, утверждали, что художник воспринимает жизнь не умом, а сердцем..Классицисты пытались создать «вечные» характеры, лишенные индивидуального своеобразия. Сентименталисты, напротив, стремятся уловить то особенное, неповторимое, что свойственно только данному человеку или общественному явлению.
Писатели-сентименталисты отказались от разделения высокого и низкого, комического и трагического. Они хотели передать жизнь человека во всей полноте, внутреннем содержании, не сковывая себя никакими условиями и нормами. Этим самым сентименталисты сделали шаг к реализму.
Русский сентиментализм не был однородным направлением. В его рамках развернулось и ограниченное дворянской идеологией творчество Н.М.Карамзина, и писательская деятельность революционера А.Н.Радищева, уверенно прокладывавшего путь реализму.
37. Творчество А.Н. Радищева: общая характеристика.

Русский сентиментализм не был однородным направлением. В его рамках развернулось и ограниченное дворянской идеологией творчество Н.М.Карамзина, и писательская деятельность революционера А.Н.Радищева, уверенно прокладывавшего путь реализму.
А.Н. Радищев родился в 1749 году в семье богатого помещика в Москве. Невыносимый гнет неминуемо ведет к революции – к этому выводу приходит в «Житии Федора Ушакова» Радищев. Повесть свидетельствовала, что Радищев идейно и творчески готов к созданию наиболее революционной книги 18 века «Путешествие из Петербурга в Москву».
После издания этой книги Радищев был арестован. Его приговорили к смертной казни по указанию Екатерины, но царица заменила этот приговор десятилетней ссылкой в Сибирь, желая казаться милосердной.
38. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: философско-политическая проблематика, особенности жанра.

«Путешествие из Петербурга в Москву» вышла в свет в мае 1790 года. В ней писатель с огромной смелостью и глубиной поставил и разрешил основные общественные и политические вопросы современной действительности. Главными из них были вопросы о характере государственной власти и о роли и правах народа.
Радищев подошел к их решению с более революционных позиций, чем западные мыслители того времени. Он мужественно обличал крепостничество, самодержавие и церковь. Екатерина назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева», потому что Пугачев поддерживал веру народа в возможность существования «доброго царя», а Радищев утверждал, что всякая царская власть враждебна народу. «Путешествие» было первой в русской литературе книгой, в которой тема народа стала главной. Радищев взглянул здесь на русскую жизнь с точки зрения порабощенного крестьянства. В отличие от других просветителей 18 века, Радищев не думает, что крестьянская революция приведет к упадку культуры и ослаблению русского государства. Он верит в творческие силы народа. По его убеждению, из среды восставших выйдут талантливые деятели, которые приведут страну к невиданному расцвету во всех областях жизни. В произведении использованы достижения всей русской литературы того времени. Произведения А.Н.Радищева имели огромное значение для дальнейшего развития русской литературы.

39. Творчество Н.М. Карамзина: общая характеристика.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) родился в помещичьей семье. 1790 г. в Москву, Карамзин стал издателем «Московского журнала», имевшего успех у читателей. В журнале сотрудничали известные русские писатели: Державин, Капнист, Херасков. В нем были опубликованы такие произведения Карамзина, как «Записки русского путешественника» и известная повесть «Бедная Лиза». Однако из-за усиления реакции в журнале не было сатиры и не затрагивались вопросы политики. С 1803 года Карамзин оставляет литературную деятельность и всецело посвящает себя работе над огромным многотомным трудом – «Историей Государства Российского». Первым крупным произведением Карамзина были «Письма русского путешественника» (1791). В «Письмах» автор нарисовал картину жизни тех стран, которые ему довелось посетить во время своей поездки за границу. Цель Карамзина – передать переживания, волнующие путешественника, открыть его чувствительную душу. Карамзин раскрыл в «Письмах» возможности поэтического выражения, заключенные в прозаических жанрах, и нанес сильный удар классицизму.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: