Основные закономерности развития, художественное своеобразие русской литературы ХVIII века.




Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась «Единая, однородная, молодая, быстро возвышающаяся Россия, почти неуязвимая и совершенно недоступная для завоеваний».

«Новая» русская литература, во многом подготовленная предшествующим периодом ее развития, в 30-40-ые годы завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в общеевропейский процесс. К этому же времени относится и завершение секуляризации (освобождение от церковного духовного влияния) русской литературы.

Рост интереса русских писателей XVIII века к человеческой личности углублял гуманистическое начало в иcкусстве. А просветительская основа русской литературы XVIII века влекла за собой утверждение внесословной ценности человека, развитие антифеодальной морали.

С 60-ых годов XVIII столетия наряду с зарождением сентиментально-предромантического направления резко усилился рост реалистических тенденций, неразрывно связанный с дальнейшим развитием сатирической линии. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на человека среды, внешних обстоятельств.

К концу столетия намечается синтез личного и общественного начала в пределах одного произведения (ода «К милости» Карамзина и произведения Радищева). В вершинном произведении литературы XVIII в. – «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев придет к твердому выводу о необходимости восстания народа.

В истории русской литературы XVIII века можно наметить четыре периода развития:

Первый период – литература Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс обмирщения. Ведущий жанр – анонимные повести. Появляются первые лирические произведения, зарождается сатира.

Второй период (1730 – 1750) характеризуется формированием классицизма, как ведущего литературного направления, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка.

Третий период (1760 – первая половина 70-ых годов) – дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма (предромантизма).

Четвертый период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. С выходом в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева наиболее прогрессивная часть русской литературы становится носительницей революционных идей.

22. Русская литература петровской эпохи. «Повесть о Василии Кориотском».

В начале 18 века возникают литературные произведения новых жанров. Среди них видное место занимают любовно-бытовые и приключенческие (авантюрные) повести, в которых с особой яркостью отразились новые общественные и бытовые явления петровского времени. Среди них особое место занимает «Гистория о российском матросе Василии Кориотском

Язык повести свидетельствует о соединении разнородных элементов в литературном языке петровского времени. Наряду с церковнославянскими словами и оборотами, характерными для древнерусской литературы, в повести много новых слов, заимствованных из иностранных языков.
Из других повестей петровского времени известны такие произведения, как «Гистория об Александре, российском дворянине», «Повесть о купце Иоанне».
Наряду с прозаическими, в это время возникают и стихотворные повести. Например, «Отрывок романа в стихах», рассказ о печальной судьбе девушки, полюбившей юношу, но выданной замуж за другого вопреки своей воле.
В петровское время получает большое распространение торжественная и любовная лирика. В торжественной лирике, прославляющей различные события, наибольшее значение имели «приветственные стихи» и «канты» - стихи, положенные на музыку. Они были предшественниками развившегося позднее в русской литературе жанра оды и писались по правилам силлабического стихосложения. Совершенно новый жанр для русской литературы – любовная лирика. Зарождение и развитие ее отражало изменения, которые наметились в бытовом укладе городских жителей. Для произведений любовной лирики начала 18 века характерно новое отношение к чувству любви. Оно уже не воспринимается как греховный и запретный, а изображается как могучее, облагораживающее человека чувство. Авторы книжной лирики создают манерные изысканные произведения, где упоминаются античные боги, применяются выражения из церковных книг. Гораздо более естественно и просто воплощается чувство любви в стихах, близких фольклору.

Сатиры А.Кантемира

Кантемир первым ввел в русскую литературу жанр стихотворной сатиры, выработанной поэтикой классицизма на основе античных образцов. Вместе с тем Кантемир смог придать своим сатирам наицональный колорит. Этому способствовала связь его произведений с устным народным творчеством и отечественной сатирической (антиклерикальной прежде всего) литературой 17 века. Сатира 1, «На хулящих учение», была написана в 1729, а поводом к ее написанию, были, судя по всему, выступления духовной и светской реакции против реформ Петра. В сатире осмеяны священник Критон, пьяница и бездельник Лука, дворянин Силван, светский щеголь Медор, судья и епископ. Образы обобщенные, но очень точно отображают действительность того времени.

Вторая сатира, «На зависть и гордость дворян злонравных», была посвящена защите Петровской табели о рангах. В отличие от первой сатиры, в основу которой был положен принцип портретной галереи, вторая сатира написана в форме спора между носителями двух враждебных друг другу идеологий, Филарета и Евгения. Истинное благородство для Кантемира заключается в общественно полезной деятельности.


26. Творчество В.К. Тредиаковского. Реформа стихосложения.

Василий Кириллович Тредиаковский родился в 1703 году. Первым значительным произведением, изданным Тредиаковским по возвращению в Россию, был перевод романа П.Тальмана «Езда в остров Любви». Кроме того, Тредиаковский положил начало реформе русского стихосложения. Он указал на то, что способ сложения стихов зависит от природных свойств языка. Поскольку в русском стихе ударение не закреплено за определенным слогом, то силлабика, пригодная для языка с постоянным ударением, русскому стихосложению не подходит. В качестве примера Тредиаковский привел народную поэзию. Однако Тредиаковский накладывал на силлабо-тоническую систему ряд ограничений, против которых выступил М.В.Ломоносов.

В России силлабическая система стихосложения была связана прежде всего со старой церковно-феодальной поэзией. Основания стихотворной реформы, начатой Тредиаковским, лежат в исторической обстановке 1730-х годов. Поиски новаторов привели к созданию тонического стихосложения, потому что для русского языка именно оно, в гораздо большей степени, чем силлабическое, способно упорядочить свободное падение ударений. Дело в том, что русский язык, не в пример всем без исключения европейским, обладает наиболее свободной системой ударений. Тредиаковским дано было новое понимание стопы, как основной меры стиха, введено было понятие долготы и краткости слогов, причем указано было, что в русском языке долгота и краткость не та, что у греков и римлян, что она состоит «в едином ударении голоса». Именно им введен был и сам термин «тонический». Таким образом Тредиаковский стал реформатором старого силлабического стиха и сторонником тонико-силлабической версификации. Под влиянием длинного ряда предшественников, писавших на русском языке тонические стихи, Тредиаковский решил обновить традиционные размеры силлабического стихосложения (13-ти и 11-ти-сложник) путем введения постоянных ударений и цезуры, прочие же виды стиха («краткие стихи»), употреблявшиеся преимущественно в песнях, он оставил без изменения. Таким образом, не порывая со старой традицией, свою связь с которой он настойчиво подчеркивал, Тредиаковский пытался видоизменить силлабическую систему. Подлинным же реформатором русской версификации был Ломоносов. Половинчатая реформа Тредиаковского не создала действительно нового стихосложения, но поставила вопрос о нем так ясно, как никогда

 


27. Филологические труды М.В. Ломоносова.

Деятельность Ломоносова – начало нового этапа в истории русской культуры и литературы. Ломоносов был и талантливым ученым-филологом. Как ученый и поэт, он стремился способствовать нормализации и развитию русского литературного языка, который в то время был недостаточно упорядоченным. Глубокое знание Ломоносовым общенародного разговорного языка и книжного языка древней русской литературы позволило ему выполнить важнейшую задачу: создать ряд капитальных трудов, способствующих сближению книжной и живой речи на общенациональной основе. Важнейшими работами Ломоносова в этой области являются: «Риторика, или краткое руководство к красноречию» (1748 г.); «Российская грамматика» В первой трети 18 века русский литературный язык отличался необычайной пестротой. В то время еще не сложились устойчивые нормы литературного языка. Каждый автор писал по-своему. Одни злоупотребляли словами церковнославянского языка, свойственными древней русской церковной книжности, другие насыщали свои произведения заимствованными из иностранных языков словами, третьи пользовались и теми, и другими в противоречивых сочетаниях, но недооценивали выразительных возможностей русского языка.
Ломоносов добивается равновесия. Он хочет, чтобы русский литературный язык использовал все возможности и источники (и книжную, и разговорную русскую речь, и заимствованные слова) на основе четко определенных норм словоупотребления. С этими тремя родами слов Ломоносов связывает три речевых «штиля» в языке: высокий, посредственный и низкий. Высокий «штиль» (стиль) характеризуется употреблением слов первого и второго рода, т.е. слов, принятых и в церковнославянском, и в русском языках. Посредственный, или средний стиль, образуется главным образом из слов, употребительных в русском языке, т.е. из слов первого и третьего рода. Слова второго рода допустимы к употреблению в среднем стиле, но делать это следует осторожно, чтобы не впасть ни в низменность слога, ни в напыщенность. Низкий стиль включает преимущественно слова третьего рода с употреблением в необходимых случаях и слов, свойственных среднему стилю.

 

Поэзия М.В. Ломоносова.

Мысль о патриотическом долге поэта о направленности его поэзии выражена в стихотворном диалоге «Разговор с Анакреоном». Этот диалог состоит из переводов четырех стихотворений античного поэта, чередующихся со стихотворениями Ломоносова. Если в стихах Анакреона говорится о том, что ему приятней воспевание земных радостей - любви, дружбы, вина, - чем прославление геройских подвигов, то Ломоносов, напротив, выдвигает на первое место гражданскую государственную тематику – прославление героев, подвигов во славу родины. Главное место в творчестве Ломоносова занимают оды. Всего им было написано около двадцати од. К числу героико-патриотических од относится первая – «Ода на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года». Уже в этой оде на первое место выдвигается тема родины. Воспевая в своих «похвальных одах» монарха, Ломоносов не стремился угодить царю или царице. Восхвалялся не какой-то определенный правитель, а идеальный царь. Похвала приобретала абстрактный характер. Ломоносов воспевал того монарха, который осуществит за время своего царствования все, к чему призывал поэт. В таких одах выдвигалась широкая программа государственной деятельности. До Ломоносова ни один русский поэт не решался на это. Сатира была второстепенным жанром в творчестве Ломоносова. Но Ломоносов в своем творчестве, так же, как и Кантемир, стремился разоблачить неприглядные стороны современной ему действительности. Творчество Ломоносова оказало глубокое и плодотворное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Замечательный талант лучшего поэта своего времени проложил новые пути в русской поэзии.
29. Поэзия А.П. Сумарокова.

Поэтическое наследие Сумарокова очень велико. Произведения Сумарокова, с которыми вначале была связана его известность, - это любовные песни, идиллии, эклоги. Он стал основоположником русской любовной лирики.

В своих песнях поэт часто приближается к устному народному творчеству. Песни Сумарокова живо отображают тонкие человеческие чувства. Они отличаются необычайной для того времени искренностью и непосредственностью. Видное место в поэзии Сумарокова занимают сатиры. Наиболее значительны «О благородстве» и «Хор ко превратному свету». Басни Сумарокова высоко ценились современниками и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие басенного жанра в русской литературе. В них поэт откликается на различные явления современной жизни, продолжая и развивая тематику своих комедий и сатир. По своему содержанию и языку басни (притчи) Сумарокова были наиболее демократическим видом его творчества. Он старался в них использовать живую разговорную речь. В трагедиях Сумарокова соблюдены все правила классицизма. Большая часть их построена на конфликте, в основе которого лежит борьба долга и чувства, страсти и рассудка. Эта борьба обычно завершается победой разума, долга, но герой погибает. В своих комедиях Сумароков также преследовал цели общественно-воспитательного характера. Главные персонажи комедий Сумарокова – чиновники-взяточники, легкомысленные светские щеголи, невежественные помещики, плуты, картежники. Ранние комедии Сумарокова являются комедиями положений («Тресотиниус», «Пустая ссора»). Сумароков написал еще шесть комедий, наиболее значительными из которых были «Опекун» и «Лихоимец». Эту группу пьес относят к комедиям характеров. В них комизм и изображение действующих лиц становится более глубоким. Три последние комедии Сумарокова, принадлежащие к комедиям нравов. Значение творчества Сумарокова состоит в том, что он смело разрабатывал новые литературные жанры, создал русский театральный репертуар (трагедийный и комедийный), заложил теоретические основы русского классицизма, стал первым русским журналистом и литературным критиком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: