Билет 6. Третий фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.




Третий фундаментальный вопрос: Какой тип взаимодействия между субъектами может быть обозначен как коммуникация и соответственно какие характеристики взаимодействия необходимо и достаточно делают его коммуникацией?

Первые две хар-ки мы уже определили:

1) субъект-субъектное взаимодействие

2) опосредованное субстанцией взаим-е

Опираясь на функц подход, дадим хар-ку каждому из элементов данной схемы:

S (source) -> M (message) -> R (receiver) -> E (effect)

Функция S: про-во и передача коммуникативной субстанции.

Функция M: перенос смыслов ко второму источнику взаим-я

Функция R: Восприятие, обработка, получение инфы, реакция

!!! Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R, порожденное смыслами, содержащимися в сообщении.

Именно это изменение и является эффектом комм-ии, делает комм-ю комм-ей, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем.

Продолжение характеристик:

1) Коммуникация – эффективное взаимодействие, т.е. имеющее эффект

Эффект ком-ции – любое изменение параметров сознания и поведения получателя произошедшее в результате действий источника по производству и отправке сообщения.

2) Коммуникация способна выступать как синхронное и диохронное взаимодействие.

Синхронная коммуникация – прямой эффект; диахронная коммуникация - отложенный эффект.

3) Целесоообразность – любое коммуникативное действие источника обусловлено и намеренно, имеет определенную цель.

 

В результате сформулированы пять исчерпывающих важнейших характеристики коммуникативного взаимодействия.

!! В Т.К. принято использовать термин «коммуникативный » для обозначения процессов информационного взаимодействия.

 

Билет 7. Понятие и типология коммуникативного действия. Коммуникативное действие действие соц. субъекта, связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения в ком. действии. Характер м. б.: а) вербальный; б) невербальный. По критерию хар-ра функционирования психики субъекта: а) интенциональный (намеренный, осознанный). б) неинтенциональный. Типы ком. действия источников: а) интенц. – вербальное (сообщение исходит сознательно). б) интенц. – неверб. (сообщение в невербальной форме). в) неинтенц. – верб. (не сознательно в вербальной форме). г) неинтенц. – неверб. (не сознательная передача сообщения в неверб. форме). К получателю верб./неверб. не имеет отношения, это связано с подчинённым хар-ром получателя во взаим-ии. Типы ком. действий получателя: а) неосознанное. б) сознательное.

Билет 8. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.

Коммуникативное действие действие соц. субъекта, связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения в ком. взаимодействии.

Коммуникативный актор – социальный субъект вступивший в коммуникативное взаимодействие.

Критерии типологии:

· Характер включения психики психики субъекта (интенциональное/неинтенциональное)

· Тип сообщения (вербальное/невербальное)

Типы КДИ:

· Интенциональное вербальное

· Интенциональное невербальное

· Неинтенциональное вербальное

· Неинтенциональное невербальное

 

Типы КДП:

· Осознанное

· Неосознанное

 

Под коммуникативным актом понимают единицу коммуникативного взаимодействия, однократное целостное и завершенное взаимодействие в ходе которого применительно к одному целостному завершенному дискретному сообщению совершились акты его отправления и передачи.

 

 

КДИ КДП
Неосознанное КДП Осознанное КДП
Неинтенциональное Невербальное НКДИ 1)неинтенциональный невербальный неосознанный к-тивный акт 2)неинтенциональный невербальный сознательный к-тивный акт
Вербальное НКДИ 3)неинтенциональный вербальный неосознанный к-тивный акт 4)неинтенциональный вербальный сознательный к-тивный акт
интенциональное Невербальное ИКДИ 5)интенциональный невербальный неосознанный к-тивный акт 6) интенциональный невербальный сознательный к-тивный акт
Вербальное ИКДИ 7)интенциональный вербальный неосознанный к-тивный акт 8) интенциональный вербальный сознательный к-тивный акт

 

Примеры:

1) Ненамеренное использование жестов и неосознанное восприятие

2) Неосознанное верчение предмета в руках партнера говорит о его неуверенности

3) Гипноз

4) Иностранец приехал в Россию но акцент выдает его

5) Сознательное использование специальных жестов при флирте

6) Наступание на ногу партнеру во время переговоров

7) Гипноз

8) Чтение лекции

 

Билет 9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.

Возможны разные подходы к построению типологии коммуникации, опирающиеся на различные классификационные критерии.

В кач-ве осн критерием выступают элементы базовой Ласвеловской модели коммуникации.

Критерии:

I) Соотношение типов источника и получателя в коммуникац взаим-и -> 4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: