Третий фундаментальный вопрос: Какой тип взаимодействия между субъектами может быть обозначен как коммуникация и соответственно какие характеристики взаимодействия необходимо и достаточно делают его коммуникацией?
Первые две хар-ки мы уже определили:
1) субъект-субъектное взаимодействие
2) опосредованное субстанцией взаим-е
Опираясь на функц подход, дадим хар-ку каждому из элементов данной схемы:
S (source) -> M (message) -> R (receiver) -> E (effect)
Функция S: про-во и передача коммуникативной субстанции.
Функция M: перенос смыслов ко второму источнику взаим-я
Функция R: Восприятие, обработка, получение инфы, реакция
!!! Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R, порожденное смыслами, содержащимися в сообщении.
Именно это изменение и является эффектом комм-ии, делает комм-ю комм-ей, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем.
Продолжение характеристик:
1) Коммуникация – эффективное взаимодействие, т.е. имеющее эффект
Эффект ком-ции – любое изменение параметров сознания и поведения получателя произошедшее в результате действий источника по производству и отправке сообщения.
2) Коммуникация способна выступать как синхронное и диохронное взаимодействие.
Синхронная коммуникация – прямой эффект; диахронная коммуникация - отложенный эффект.
3) Целесоообразность – любое коммуникативное действие источника обусловлено и намеренно, имеет определенную цель.
В результате сформулированы пять исчерпывающих важнейших характеристики коммуникативного взаимодействия.
!! В Т.К. принято использовать термин «коммуникативный » для обозначения процессов информационного взаимодействия.
|
Билет 7. Понятие и типология коммуникативного действия. Коммуникативное действие – действие соц. субъекта, связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения в ком. действии. Характер м. б.: а) вербальный; б) невербальный. По критерию хар-ра функционирования психики субъекта: а) интенциональный (намеренный, осознанный). б) неинтенциональный. Типы ком. действия источников: а) интенц. – вербальное (сообщение исходит сознательно). б) интенц. – неверб. (сообщение в невербальной форме). в) неинтенц. – верб. (не сознательно в вербальной форме). г) неинтенц. – неверб. (не сознательная передача сообщения в неверб. форме). К получателю верб./неверб. не имеет отношения, это связано с подчинённым хар-ром получателя во взаим-ии. Типы ком. действий получателя: а) неосознанное. б) сознательное.
Билет 8. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.
Коммуникативное действие – действие соц. субъекта, связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения в ком. взаимодействии.
Коммуникативный актор – социальный субъект вступивший в коммуникативное взаимодействие.
Критерии типологии:
· Характер включения психики психики субъекта (интенциональное/неинтенциональное)
· Тип сообщения (вербальное/невербальное)
Типы КДИ:
· Интенциональное вербальное
· Интенциональное невербальное
· Неинтенциональное вербальное
· Неинтенциональное невербальное
Типы КДП:
· Осознанное
· Неосознанное
Под коммуникативным актом понимают единицу коммуникативного взаимодействия, однократное целостное и завершенное взаимодействие в ходе которого применительно к одному целостному завершенному дискретному сообщению совершились акты его отправления и передачи.
|
КДИ | КДП | ||
Неосознанное КДП | Осознанное КДП | ||
Неинтенциональное | Невербальное НКДИ | 1)неинтенциональный невербальный неосознанный к-тивный акт | 2)неинтенциональный невербальный сознательный к-тивный акт |
Вербальное НКДИ | 3)неинтенциональный вербальный неосознанный к-тивный акт | 4)неинтенциональный вербальный сознательный к-тивный акт | |
интенциональное | Невербальное ИКДИ | 5)интенциональный невербальный неосознанный к-тивный акт | 6) интенциональный невербальный сознательный к-тивный акт |
Вербальное ИКДИ | 7)интенциональный вербальный неосознанный к-тивный акт | 8) интенциональный вербальный сознательный к-тивный акт |
Примеры:
1) Ненамеренное использование жестов и неосознанное восприятие
2) Неосознанное верчение предмета в руках партнера говорит о его неуверенности
3) Гипноз
4) Иностранец приехал в Россию но акцент выдает его
5) Сознательное использование специальных жестов при флирте
6) Наступание на ногу партнеру во время переговоров
7) Гипноз
8) Чтение лекции
Билет 9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.
Возможны разные подходы к построению типологии коммуникации, опирающиеся на различные классификационные критерии.
В кач-ве осн критерием выступают элементы базовой Ласвеловской модели коммуникации.
Критерии:
I) Соотношение типов источника и получателя в коммуникац взаим-и -> 4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса)