· Когнитивно-ориентированное сообщение
Цель: донесение определенной информации до получателя, повышение уровня его информированности
Задача: информировать
· Аффективно-ориентированное сообщение
Цель: возбуждение эмоций, пробуждение чувств у аудитории
Пример: комплимент
· Конативно-ориентированное сообщение
Цель: побуждение аудитории к действию
III) Критерий информационной наполненности сообщения
· Содержательная коммуникация. Информационно-насыщенная
· Информационно-пустая (фатическая) коммуникация.
Цель: поддержание самой коммуникации
1) Ритуальный характер: ненужная информация, которая имеет цель обеспечить статусные отношения
Пример: честь, отдаваемая президенту и сообщение о готовности к полету со стороны экипажа.
2)Контактно-устанавливающий характер: фразы, фактически не имеющие смысла. Вопросы, целью которых не является получение ответа.
IV) Критерий характера сообщения
- вербальная(устная/письменная)
- невербальная
V) Критерий типа канала.
- Одноканальная коммуникация.
Пример: СМС (без смайлов)
- Многоканальная коммуникация. Осуществление более чем по одному сенсорному каналу.Пример: ТВ (аудио-визуальная коммуникация)
VI) Критерий наличия посредника
- Непосредственная. Посредник не имеет значимого материального или социального значения.
- Опосредованная. Посредник имеет значение.
· Естественно-опосредованная. Осуществляется через субъекта-посредника.
· Искусственно-опосредованная. Осуществляется через технические средства или предметы.
Дополнительные подходы по рез-ту и эффекту:
I) По наличию эффекта
- Эффективная комм-я. Цель достигнута
- Неэффективная комм-я. Цель не достигнута.
|
II) По хар-ру эффекта
- Конструктивная. Эффект: укрепление соц.связей, смягчение соц.напряженности, преодоление конфликта.
- Деструктивная. Обратный эффект
III) По сфере осуществления
Деловая; Бытовая
IV) По предмету
Политическая; Экономическая; Социальная; Культурно-досуговая
V) По наличию обратной связи
- Односторонняя (R не может влиять на S)
- Двухсторонняя (R может влиять на S)
VI)По соотношению статусов источника и получателя
- Симметричная
- Асиметричная
Билет 10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.
На основании критерия I (Соотношение типов S и R в коммуникац взаим-и) можно составить базовую таблицу типов и видов коммуникации.
Тип источника | Тип получателя | |||
Личность | Группа | Организация | Масс.аудитория | |
Личность | Межличностная/внутрличностная | Л-Г | Л-О | МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
Группа | Г-Л | Межгрупповая | Г-О | |
Организация | О-Л | О-Г | Организационная | |
Масс.аудитория | Массовая коммуникация |
Личность-группа: слова человека в кругу друзей
Личность-орг-я: обращение с заявлением в суд
Группа-личность: поздравление компанией друзей одного человека
Межгрупповая комм-я: встреча компаний друзей на отдыхе
Группа-орг-я: письмо от студентов в деканат
Группа-масса: обращение группы людей на митинге к толпе народа
Орг-я-личность: объявление деканата о выговоре студенту
Орг-я-группа: объявление деканата о стипендии для студентов
Орг-я-орг-я: деловые переговоры между корпорациями
|
Орг-я-масса: поздравление президентом страны своего народа
Масса-личность: выборы
Масса-орг-я: реакция фанатов на победу команды
Масса-группа: нелюбовь народа к футбольным фанатам
Масса-масса: ненависть народов друг к другу (Израиль-Палестина)
Массовая коммуникация (применяется в рамках Т.К.) – любой формат взаимодействия соц.субъектов, в котором в качестве S и(или) R выступает массовая общность
М.К. (в узком смысле слова, применяется в Жур-ке, рекламе, теории и практике М.К.) – коммуникация, в которой S-соц.организация, способная к про-ву, тиражированию и доставке сообщений до аудитории, а R – массовая аудитория.
Билет 11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.
II) Критерий типа сообщения
· Когнитивно-ориентированное сообщение
Цель: донесение определенной информации до получателя, повышение уровня его информированности
Задача: информировать
· Аффективно-ориентированное сообщение
Цель: возбуждение эмоций, пробуждение чувств у аудитории
Пример: комплимент
· Конативно-ориентированное сообщение
Цель: побуждение аудитории к действию