В широком понимании термин «ком-тивная личность» эквивалентен термину «личность».
Под ком-тивной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной ком-ции (ком-тивного актора).
Трансакционная модель ком-тивной личности базируется на трансакционной модели ком-ции Тэна.
Ком-тивная личность складывается из двух подсистем – внутренней (мира сознания и подсознания) и внешней (мира ком-тивного поведения).
Ядром ком-тивной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая ком-тивное поведение, способное реализоваться через выполнение функций как ком-тора, так и реципиента. Внутренняя подсистема ком-тивной личности складывается из следующих составляющих:
- целемотивационный компонент – цели и мотивы личности, как субъекта ком-ции;
- абилитационный компонент – ком-тивные возможности индивида и ком-тивные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием;
- когнитивный компонент – знания, освоенная информация, обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как ком-тивного актора;
- операционный компонент – ком-тивные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления ком-ции.
В результате можно построить трансакционную модель ком-тивной личности.
«ХОЧУ» - «МОГУ» - «ЗНАЮ» - «УМЕЮ»
«ХОЧУ» соответствует целемотивационному компоненту.
«МОГУ» соответствует абилитационному компоненту.
«ЗНАЮ» соответствует когнитивному компоненту.
«УМЕЮ» соответствует операционному компоненту.
В данной модели ком-тивная личность моет выступать в любой функции: и как ком-тор, и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному разворачиваться и компоненты ком-тивной личности.
|
Например, если речь идет о личности ком-тора, то в составе его абилитационных характеристик будут представлены прежде всего способности к производству и передаче сообщения, а в составе операционных характеристик такие умения, как умение правильно выбрать кодовую систему, закодировать, выстроить дискурс в соответствии с особенностями ком-тивной ситуации.
Если же рассматривать личность реципиента, то на первый план выходят абилитационные возможности по восприятию сообщения, когнитивные характеристики, связанные со знанием кодовых систем и прагматических правил их использования в конкретной ситуации, операционные характеристики, замкнутые на умение определить характеристики ситуации общения, оценить ком-тивную компетентность ком-тора, отселектировать шумы и адекватно декодировать сообщение.
Конецкая выделяла такие параметры ком-тивной личности:
1. Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация — бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор. Коммуникативная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существования и воздействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа.
|
2. Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах. Наиболее существенными для когнитивного параметра коммуникативной личности являются следующие характеристики: способность адекватного восприятия информации, способность воздействия на партнера, оценка и самооценка когнитивного диапазона и знание социально обусловленных норм вербальной и невербальной коммуникации.
3. Функциональный параметр включает три характеристики, которые, по существу, и определяют такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью: а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; 6) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; в) построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами «речевого этикета».