Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
По дисциплине
«Литература»
Для студентов всех специальностей гуманитарного и социально-экономического профиля
(общеобразовательная подготовка)
Калининград
2016
Содержание
1. Пояснительная записка. 3
2. Задания для студентов 1 курса заочного отделения на 2 семестр. 5
Пояснительная записка
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом учащийся овладевает мастерством читателя, искусством слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление в контексте Истории.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы:
· формула представлений о литературе как о культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
· осмысления литературы как особой формы освоения культурной традиции;
· формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства:
· формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
· формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
· формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
· формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
|
Программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
· владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
· владение умениями выразительного чтения;
· восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;
· умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
· умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
· умение определять жанрово-родовую природу произведения;
· умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
· умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать её (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
· умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
· умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера.
Задания для студентов 1 курса заочного отделения
На 2 семестр
1. Выбрать литературное направление и охарактеризовать его.
2. Выбрать писателя, работающего в этом направлении, сделать краткий обзор его творчества
3. Выбрать и прочитать произведение этого автора
4. Сделать краткий анализ выбранного произведения (история создания, проблематика произведения, критика о произведении)
|
Русская литература конца XIX-начала XX веков
Общая характеристика литературного процесса. Разнообразие литературно-эстетических течений и направлений, полемичность, подвижность, резкая смена форм и стилей. Переоценка культурно-философских ориентиров. Отказ от традиционных для классической литературы ценностей. Синтез героического и драматического. Мистическая абсолютизация человека и декларация новой деятельности личности. Общественно-политические процессы в России рубежа веков. Развитие реализма.
А. П. Чехов
Жанровое своеобразие прозы А.П.Чехова. Проблема человеческого счастья («Ионыч»). Отрицание пошлости, фальши, бездуховности («Крыжовник»). Тема разрушающих личность социальных условностей и предрассудков («Человек в футляре»). Художественное исследование духовного мира личности. Чеховская деталь, формы выражения авторской позиции, сценический диалог, знаменательные фамилии, прием пародирования.
Принцип объективности письма, лиризм и экспрессивность. Новаторство чеховской драматургии: отсутствие борьбы, интриги, психологический подтекст, символическая функция пейзажа, сложная жанровая природа пьес писателя. Разлад желаний и стремлений героев и реальной жизни как основа драматургического конфликта пьес («Вишневый сад»). Тоска по иной, истинно человеческой жизни.
«Вишневый сад». Драматургическая напряженность внутреннего действия. Лирико-психологический подтекст. Своеобразие чеховской драматургической условности. Тема разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого звания человека, его творческой преобразующей деятельности. Функция символики. Образ сада. Трагизм социального бытия. Глубокий смысл малозначительных эпизодов и реплик.
|
Студент должен
знать: особенности индивидуальной манеры Чехова, творческие периоды в его жизни, темы, идеи, образы в рассказах и пьесах писателя;
уметь: определять темы, мотивы, проблематику рассказов «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», пьесы «Вишневый сад», читать наизусть монолог одного из героев пьес.
И. А. Бунин
Обращение к вечным вопросам человеческого существования. Эстетика символистов и поэзия Бунина. Темы творчества Бунина. Чувство пустынности, безлюдья и одиночества человека в мире. Живописание природы как декларации объективных эстетических ценностей. Субъективно-эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет. Чувственная деталь. Соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях Бунина. Лирико-философское решение «мужицкой» темы («Деревня», «Антоновские яблоки»). Картины «погибающих помещичьих гнезд». Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени». Поиск смысла жизни и тема бренности человеческого существования («Человек из Сан-Франциско»). «Чувство смерти» и жажда жизни. Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть как первозданная глубинная стихия природы («Темные аллеи»).
Студент должен
знать: темы, проблематику творчества Бунина;
уметь: проследить в произведении черты бунинского стиля, назвать основные произведения писателя, определить их тематику.
А. И. Куприн
Краткий очерк жизни и творчества. Внесение в эпический сюжет авантюрного и динамического элементов. Поиск сильной личности. Многообразие типажа купринских рассказов. Профессионализм риска в рассказах 1890-1900 гг (“Allez!”) Тема цирка как арены социальных противоречий. Поиски устойчивой гармонии. Романтическая концепция любви («Гранатовый браслет», «Олеся»)
Студент должен
знать: темы творчества Куприна, названия его произведений;
уметь: выявить проблему, затронутую в произведении, сформулировать концепцию автора в рассказах «Олеся», «Гранатовый браслет».
Раздел V. Поэзия Серебряного века.