Раздел V. Поэзия Серебряного века.




Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

По дисциплине

«Литература»

Для студентов всех специальностей гуманитарного и социально-экономического профиля

(общеобразовательная подготовка)

 

Калининград

2016
Содержание

 

1. Пояснительная записка. 3

2. Задания для студентов 1 курса заочного отделения на 2 семестр. 5

 


Пояснительная записка

 

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом учащийся овладевает мастерством читателя, искусством слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление в контексте Истории.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы:

· формула представлений о литературе как о культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

· осмысления литературы как особой формы освоения культурной традиции;

· формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства:

· формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

· формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

· формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

· формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

· владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

· владение умениями выразительного чтения;

· восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;

· умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

· умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

· умение определять жанрово-родовую природу произведения;

· умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

· умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать её (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

· умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

· умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера.


Задания для студентов 1 курса заочного отделения

На 2 семестр

 

1. Выбрать литературное направление и охарактеризовать его.

2. Выбрать писателя, работающего в этом направлении, сделать краткий обзор его творчества

3. Выбрать и прочитать произведение этого автора

4. Сделать краткий анализ выбранного произведения (история создания, проблематика произведения, критика о произведении)

Русская литература конца XIX-начала XX веков

Общая характеристика литературного процесса. Разнообразие литературно-эстетических течений и направлений, полемичность, подвижность, резкая смена форм и стилей. Переоценка культурно-философских ориентиров. Отказ от традиционных для классической литературы ценностей. Синтез героического и драматического. Мистическая абсолютизация человека и декларация новой деятельности личности. Общественно-политические процессы в России рубежа веков. Развитие реализма.

А. П. Чехов

Жанровое своеобразие прозы А.П.Чехова. Проблема человеческого счастья («Ионыч»). Отрицание пошлости, фальши, бездуховности («Крыжовник»). Тема разрушающих личность социальных условностей и предрассудков («Человек в футляре»). Художественное исследование духовного мира личности. Чеховская деталь, формы выражения авторской позиции, сценический диалог, знаменательные фамилии, прием пародирования.

Принцип объективности письма, лиризм и экспрессивность. Новаторство чеховской драматургии: отсутствие борьбы, интриги, психологический подтекст, символическая функция пейзажа, сложная жанровая природа пьес писателя. Разлад желаний и стремлений героев и реальной жизни как основа драматургического конфликта пьес («Вишневый сад»). Тоска по иной, истинно человеческой жизни.

«Вишневый сад». Драматургическая напряженность внутреннего действия. Лирико-психологический подтекст. Своеобразие чеховской драматургической условности. Тема разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого звания человека, его творческой преобразующей деятельности. Функция символики. Образ сада. Трагизм социального бытия. Глубокий смысл малозначительных эпизодов и реплик.

Студент должен

знать: особенности индивидуальной манеры Чехова, творческие периоды в его жизни, темы, идеи, образы в рассказах и пьесах писателя;

уметь: определять темы, мотивы, проблематику рассказов «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», пьесы «Вишневый сад», читать наизусть монолог одного из героев пьес.

И. А. Бунин

Обращение к вечным вопросам человеческого существования. Эстетика символистов и поэзия Бунина. Темы творчества Бунина. Чувство пустынности, безлюдья и одиночества человека в мире. Живописание природы как декларации объективных эстетических ценностей. Субъективно-эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет. Чувственная деталь. Соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях Бунина. Лирико-философское решение «мужицкой» темы («Деревня», «Антоновские яблоки»). Картины «погибающих помещичьих гнезд». Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени». Поиск смысла жизни и тема бренности человеческого существования («Человек из Сан-Франциско»). «Чувство смерти» и жажда жизни. Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть как первозданная глубинная стихия природы («Темные аллеи»).

Студент должен

знать: темы, проблематику творчества Бунина;

уметь: проследить в произведении черты бунинского стиля, назвать основные произведения писателя, определить их тематику.

А. И. Куприн

Краткий очерк жизни и творчества. Внесение в эпический сюжет авантюрного и динамического элементов. Поиск сильной личности. Многообразие типажа купринских рассказов. Профессионализм риска в рассказах 1890-1900 гг (“Allez!”) Тема цирка как арены социальных противоречий. Поиски устойчивой гармонии. Романтическая концепция любви («Гранатовый браслет», «Олеся»)

Студент должен

знать: темы творчества Куприна, названия его произведений;

уметь: выявить проблему, затронутую в произведении, сформулировать концепцию автора в рассказах «Олеся», «Гранатовый браслет».

Раздел V. Поэзия Серебряного века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: