социально-политические идеи раннего утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла)




Билет 1

I.Естесственно-правовая концепция Б. Спинозы. Видным теоретиком ест-го права был голландский фил-ф-материалист Бенедикт С. Говорит о действии естественного права до возникновения государства и после такового. Человек не может отказаться в пользу своего правителя от своих естест.прав, т.к. это невозможно. Право верховной власти складывается из тех полномочий, которые люди делегируют правителю. Т.о. верховная власть – совокупность прав отдельных людей.Жизнь в гос-ве дает людям истинную свободу. Существуют пределы власти: она должна руков-ся здравым разумом, право гос-ва определяется людьми и полномочиями в силу страха или удовольствия жить в гражд-ком состоянии, должна считаться с мнением народа. Народ имеет право на сопротивление, если верх.власть нарушает договор.Пол-ко-правовое учение С. связано с его фил-фией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции", которая никем не создана и является "причиной себя". Под ест-ым правом С. понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. Чел-к, писал С., по природе эгоистичен и корыстолюбив. С. — сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость гос-ва и законов обусловлена ест-й причиной — противоречием между страстями и разумом людей. Чел-к только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако бол-во людей (толпа) не таково — люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и гос-ва. С. осуждал абсолютную м-хию. В противоположность Гоббсу С. утверждал, что ест-е право не утрачивает своей силы в гр-нском состоянии. Власть гос-ва имеет границы. Своеобразие идеи общ-ного договора в концепции С. в том, что общ-ый договор, состоящий в перенесении сил ("мощи", права) каждого на об-во, т.е. гос-во, рассматривается, скорее, не как факт древней истории, а как отн-ние, постоянно существующее между подданными и верховной властью. Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать которое опасно. С. решительно отвергал абсолютную м-хию: м-х, силы которого недостаточно для удержания подданных в подчинении, окружает себя знатью, строит своим подданным козни, боится их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правящей верхушки; правл-е решительно неразумно, враждебно общему благу. С. считал возможной ограниченную м-хию, в которой гос-вом управляет представительное учреждение, а также ар-тическую республику, но обе эти формы он видел такими гос-вами, в которых нужны специальные меры, предупреждающие тиранию и угнетение. Единственно абсолютное гос-во, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, рав-во, общее благо, — это демократия, "народная форма верховной власти".

 

II. Социологическая теория права С. Муромцева. Сергей Андреевич Муромцев – председатель I Гос-венной думы. Под влиянием конц-и Иеринга, М. создал собственное учение о праве. В своей теории Муромцев придавал главное значение правовым отн-ниям. В основе права лежат интересы индивидов, общ-ых групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отн-ния, регулирование которых осуществляется, отмечал ученый, с помощью различных санкций, юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отн-ние может быть предметом нескольких санкций одновременно. По учению М.а правовой порядок — это существующий порядок отн-ний в обществе. На него воздействует ряд факторов: юридические нормы действующего закон-ва гос-ва, идеи справедливости, надежды на правовой порядок будущего времени, научные предпол-я и ориентиры и др. Однако, утверждал М., все они только атрибуты правопорядка — факторы, воздействующие на процесс его образования. Правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок. На содержание правопорядка влияют интересы и отн-ния социальных групп. М. писал, что обществово пронизано союзами разной степени общности: дружеские кружки, товарищества, семья, община, сословие, партия, гос-во. От характера отн-ний внутри общ-ой группы зависит и форма их защиты. М. различал "правовое" отн-ние (отн-ние "защи­щаемое") и "юридическое" отн-ние (отн-ние "вынужденное, или защищающее"). К правовым он относил те общ-ые отн-ния, которые складываются по поводу типичных для данного об-ва интересов отдельных лиц и их объединений. Эти отн-ния и интересы по мере признания об-вом получают "неорганизованную защиту" со стороны об-ва и социальных групп. Однако при столкновении различных интересов "неорганизованной защиты" уже недостаточно и необходимо, замечал ученый, обратиться за защитой нарушенного права к гос-венным органам, т.е. к "организованной защите". Действие ее жестче, нежели действия формы неорганизованной". Она "вручается" судьям, должностным лицам гос-венных органов или общ-ых властей, действия их облекаются в точные формы с указанием границ компетенции, определенной процедурой принятия решений, и т.д. Организованную форму защиты М. называл "юридической". Тем не менее, утверждал М., сила гос-венной власти не абсолютна. В обществе существуют и др-е силы, оказывающие влияние на правовой порядок (настроения в обществе, внешние условия). Достоинство конц-и М.а в том, что он защищал права как систему правоотн-ний, возникающих на основе конкретных интересов людей внутри гр-нского об-ва. Право, по его глубокому убеждению, создается не только "велениями гос-ва", "сверху", но и в процессе развития общ-ых отн-ний, те "снизу". Созданное таким образом право нуждается в гарантиях гос-ва от нарушений с помощью "организованной защиты". В этом процессе главную роль М. отводил суду, организованному на совр-ых, цивилизованных началах, основная задача которого состоит в юридической охране правовых интересов.

 


Билет 2

I Политико-правовое учение Аристотеля. Древнегреческий фил-ф А.ь (4 в. до н.э.). Фил-ие воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с П.ом. А.ь считал, что П. глубоко заблуждался, допустив сущ-е особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным П.овским идеализмом, препятствовавшим развитию ест-научных знаний, А.ь приступил к созданию системы идеалистической метафизики. Гос-во, по А.ю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Чел-к по природе своей есть существо пол-кое". А.ь дает гос-ву следующее определение: гос-во — это "общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни". На страницах "Пол-ки" неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. А.ь призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных. Главную задачу пол-кой теории А.ь видел в том, чтобы отыскать совершенное гос-венное уст-во. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы гос-ва, их недостатки и причины гос-венных переворотов. Клас-я форм гос-ва в "Пол-ке" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в гос-ве цели. В зав-ти от числа властвующих А.ь выделяет прав-е, одного, немногих и бол-ва. По второму критерию выделяются правильные гос-ва, где верховная власть преследует цели общего блага гр-н, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов гос-венного уст-ва. К правильным гос-вам А.ь относит м-хию, ар-тию и политию; к неправильным — тиранию, олигархию и демократию. Пол-кие симпатии А.я — на стороне политии, смешанной формы гос-ва, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Это строй, при котором преобладает соб-ть средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью.

II. Государственно-правовые воззрения Б. Н. Чичерина. Видным деятелем либерального движения в России был профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин. "История пол-ких учений", "Соб-ть и гос-во", "Фил-фия права". Большое место в трудах Ч.а уделялось свободе личности. В понятии свободы Ч. различал две стороны — отрицательную (незав-ть от чужой воли) и полож-ную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Право, по Ч.у, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право есть взаимное ограничение свободы под общим законом, утверждал Ч. Субъективное право — это законная свобода чел-ка что-либо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотн-ний. Сущность развития, считал Ч. вслед за Гегелем, состоит в постепенном осуществлении внутренней свободы. С этих позиций Ч. критически оценивал те доктрины гос-ва и права, которые "совершенно поглощают личность в обществе" или низводят чел-ка до степени простого средства для общ-ых целей. Необходимым проявлением свободы Ч. признавал соб-ть. Право соб-ти, по Ч.у, есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы чел-ка и устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение гос-ва в область соб-ти и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, утверждал Ч., всегда является злом. Из свободы как источника права проистекает и понятие договора как соглашения воль контрагентов. Анализируя институты частного права, ученый отстаивал неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав, приобретенных субъектами права. На гос-ве лежит обязанность охраны законных прав и интересов гр-н. Если гос-во, при изменившихся условиях, отменяет какие-либо права в области частного права, то оно обязано должно предоставить чел-ку справедливое вознаграждение. В центре конц-и Ч.а — личность со своими правами и свободами. Вслед за Гегелем Ч. отмечал, что первой ступенью чел-кого общежития, логическим переходом от личного права к общ-ому является семья. Вторую — составляют церковь и гр-нское об-во. Через призму прав и свобод личности Ч. анализировал различные образы правл-я. Высшей стадией развития идеи гос-ва Ч. считал конституционную м-хию, в которой, как он утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству: В своих работах по вопросам гос-ва и права Ч. настоятельно доказывал необходимость реформ пол-кой жизни в России. Он участвовал в подготовке реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании был истолкован как требование конституции, вызвал недовольство Александра III, царскую опалу и отстранение Ч.а от гос-венной деят-ти.

 


Билет 3

I С. Е. Десницкий. Он связывал развитие об-ва, гос-ва и права с хозяйственным бытом народов, способом добывания средств к жизни. Он делил историю человечества на четыре этапа (состояния) — охотничий, пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние. С переходом народов от одного состояния к другому связаны возникновение (с переходом к земледелию) и изменения гос-ва и законов. В коммерческом состоянии земледелие, ремесло и искусства достигают совершенства; большое развитие получают торговля, купечество и право соб-ти. Все это предопределяет необходимость ряда изменений гос-ва и права. Особенность его идей в том, что предлагается не "разделение властей" в смысле создания конституционной монархии с системой "сдержек и противовесов", а образование или реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функции. Поскольку развитие коммерции требует все большего количества законов, для их подготовки при монархе безотлучно должно состоять специальное учреждение. Им должен стать Сенат; Д. предлагал преобразовать Сенат в законосовещательный представительный орган (600—800 чел.), избираемый ("по изволению монархов") на пять лет на основе высокого имущ-ого ценза. Д. признавал сущ-е таких "природных прав" чел-ка, как право на жизнь, здоровье, честь, соб-ть; он утверждал, однако, что истор-кие, географические и иные обстоятельства могут обусловливать такое развитие господской или отеческой власти, которая, была необходимой по пол-ким соображениям. Д. не выступал с осуждением крепостного права и не призывал к его отмене. Д. осуждал продажу крестьян в розницу и предлагал определить законом, чтобы такие продажи или переводы крестьян в дальние деревни не делались без их согласия.

II. Юриспруденция интересов (Р. Иеринг). Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и гос-ве предпринял известный немецкий юр-т Рудольф Иеринг. И. полагал, что нельзя ограничиваться формальным определением права как совокупности действующих в гос-ве принудительных норм, и писал о необходимости раскрыть содержание права. По его определению, "право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением", "право есть совокупность жизненных условий об-ва в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. гос-венной властью". Отход от формального определения права и попытка раскрыть его общ-ое содержание в учении И.а неразрывно связаны с апологией отн-ний гр-нского об-ва. Он утверждал, что частная соб-ть вытекает из природы чел-ка. Если явления природы подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте, воздающем "каждому свое". Цели всех и каждого обеспечиваются правом: "Цель — творец права". Социологические построения И.а сводились к рассуждению, что все члены совр-ого ему об-ва солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право он определял как выражение "всеобщих интересов", "осуществленное партнерство индивида с об-вом". Право, по И.у, развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в праве через з/дат-во своих интересов. Тезис о "кровавом" развитии права в смысле борьбы за право классов и сословий И. относит к прошлому. Совр-ую ему борьбу за право И. толковал только как защиту существующего права от нарушений, как отстаивание субъективного права отдельного индивида, нарушенного др-м лицом. Борьба за право — обязанность перед самим собой. И. — за сильную гос-венную власть. Одобрял пол-ку "железа и крови" Бисмарка. В пр-пе гос-во не ограничено им же издаваемыми законами; и в деспотических гос-вах односторонне-обязательные (т.е. только для подданных) нормы образуют зачатки права, однако "право в полном смысле слова есть двусторонне-обязательная сила закона, подчинение самой гос-венной власти издаваемым ею законам". Право,— "разумная пол-ка власти".

 


Билет 4

I. Политические идеи либерализма в Англии первой трети XIX в. (И. Бентам). Своеобразную конц-ю права и гос-ва в Англии этого периода разрабатывал Иеремия Бентам. Еще в первых своих произведениях Бентам отвергал теорию ест-го права. Он писал, что содержание ест-го права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным и химеричным является и понятие "общ-ый договор", так как гос-ва создавались насилием и утверждались привычкой. Б., как и Гоббс, считал право выражением воли суверена. Право — это повеления и запреты, установленные гос-вом и обеспеченные санкцией. Субъективные права — детище закона; вне повелений суверена нет никаких прав личности. Б. признает реальным правом лишь то, которое установлено гос-вом. Однако существующее закон-во архаично и несовершенно. Единственно реальными интересами Б. считает интересы отдельных лиц. Применяя утилитаризм к вопросам права, Б. приходит к следующим выводам. Закон сам по себе — зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его осуществлении возможны ошибки. Отсюда неизбежно следовал вывод, что закон-во не должно вмешиваться в деят-ть предпринимателей и в их отн-ния с рабочими, по теории утилитаризма стороны сами, руководствуясь "моральной арифметикой", определяют условия договора исходя из собственной пользы. Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, продиктованные наемному рабочему, и отвергала попытки законодателя взять последнего под свою защиту в обществе, где рабочий класс еще не имел собственных орг-й Для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем соц-й защиты личности. Б. — сторонник свободной конкуренции, противник гос-венной регламентации хозяйственной жизни. Его теория утилитаризма давала этико-фил-ую основу либеральному течению в Англии XIX в.

II. Учение В. И. Ленина о гос-ве и праве. Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем и вождем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Основная идея большевизма — идея "партии нового типа", централизованной орг-ции профессиональных революционеров, стремящейся стать правящей партией, осуществляющей марксистскую программу строительства социализма и коммунизма. Обоснование необходимости такой партии в том, что только она способна познать и постичь подлинные интересы рабочего класса. Основной эк-кий интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством пол-кой революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата. Российская социал-демократия, утверждал Л., должна направить рабочее движение на путь пол-кой борьбы. Для этого в России должна быть создана конспиративная централизованная орг-я профессиональных революционеров, стремящаяся к руководству всеми кружками, союзами, объединениями рабочего класса. Поначалу основные теоретические и орг-онные усилия Л.а были направлены на создание и обоснование партии нового типа. Партия большевиков, по выражению Л.а, это "ум, честь и совесть нашей эпохи". В период первой русской революции Л. доказывал, что под руководством партии большевиков буржуазная революция в России будет перерастать в социалистическую. Позже теоретические усилия Л.а сосредоточились на обосновании свержения империализма (монополистического капитализма) в самое ближайшее время. Главное внимание Л. обращал на такие проблемы, как обоснование насильственной революции, критика парламентаризма, необходимость слома старой гос-венной машины, создание Республики Советов (республики типа Парижской коммуны), сосредоточение упр-я всем народным хозяйством в руках "одного всенародного, гос-венного синдиката", строжайший контроль со стороны гос-ва над мерой труда и мерой потребления. Практика гос-венного строительства после прихода большевиков к власти не подтвердила многих идей, высказанных в предшествующий этому период. Вместо отмирания гос-ва, замены его Советами и орг-цией вооруженных рабочих создавался строго централизованный аппарат упр-я, состоящий из многочисленных профессиональных служащих. Вскоре была создана и постоянная армия. Важным условием диктатуры пролетариата в России, где рабочий класс был очень малочислен, Л. считал партийное руководство: "Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую партию". Руководящее пол-е коммунистической партии большевиков он называл основой Советской Конституции — юридической и фактической. В работах Л.а немало суждений о демократии, но суждения эти, обычно высказанные в полемике, часто имели декларативный, лозунговый характер: "Пролетарская демократия в миллион демократичнее всякой буржуазной демократии; Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики".

 

 


Билет 5

I. Предметом ИППУ являются теоритически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право и политику. ИППУ – межотраслевая учебная дисциплина исторического, философского и юридического профиля, которая изучает историю возникновения и развития теоретических знаний о политике, власти, Г., праве и законе.

Особенности: изучает человеческие представления о мире, политике и т.д. ушедших эпох; это теоретическая дисциплина; вне предмета остаются изречения и обыденное представление рядовых граждан. Методы: диалектический, историко-социологический, психоаналитический, сравнительный, историко-архивный.

II. Учение Г.В.Ф. Гегеля о гос-ве и праве. Фил-ое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Главное произведение мыслителя по вопросам гос-ва и права — "Фил-фия права" (1821 г.). Фил-ф называл диалектику единственно истинным способом познания, диалектика — метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. Как полагал Г., диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Г. создал грандиозную фил-ую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской фил-фии являются: логика, фил-фия природы и фил-фия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений. Гос-во и право были отнесены теоретиком к предмету фил-фии духа. Последняя освещает развитие сознания чел-ка, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Г. выделил следующие ступени; субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, фил-фия). Право и гос-во фил-ф рассматривал в учении об объективном духе. Г., включал в понятие права гораздо более широкий круг общ-ых явлений, чем это было принято в фил-фии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное рав-во участников имущ-ых отн-ний, мораль, нравственность, право мирового духа. Идея права, по мнению Г., в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.1.) абстрактное право. Свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (соб-ть), вступать в соглашение с др-ми людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущ-ых отн-ний и преступлений против личности. 2.) мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положит-ным содержанием. Моральное состояние духа возвышает чел-ка до сознательного отнош-я к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъ-та. 3.) нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Гр-нское об-во, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). Г. различает в гос-ве объективную и субъективную стороны.С объективной стороны гос-во представляет собой орг-ю публичной власти. В учении о гос-венном уст-ве Г. выступает в защиту конституционной м-хии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное гос-во, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). С субъективной стороны гос-во является духовным сооб-вом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства.

 


Билет 6

I. Политическое учение И. Канта. Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой фил-фии и основоположник одного из крупнейших направ-й в совр-ой теории права. Разработанная К.ом методология критического рационализма сущ-но отличалась от рационалистических конц-й, выдвинутых просветителями XVIII в. К. разошелся с ними прежде всего в трактовке разумной природы чел-ка. Согласно его взглядам разум как отличительное свойство чел-ка развивается полностью не в индивиде, а в чел-ком роде — в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. По определению К.а право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус соб-ти и личных прав индивида, рав-во членов об-ва перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке. Учение К.а о праве представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической мысли XVIII в. В нем были подняты такие кардинальные вопросы, как методологические основания научной теории права, интеллектуально-волевая природа нормативности, разграничение права и морали, и др. Для специальных юридических исследований важное значение имела содержащаяся в его трудах хар-ка правовых отн-ний как взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. Согласно дефиниции в "Метафизике нравов" гос-во — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака гос-ва здесь было названо верховенство закона. К. сводит деят-ть гос-ва к правовому обеспечению индивидуальной свободы. К. выделяет в гос-ве три главных органа — по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд). Будущее развитие человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых республиканских государств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила основную тенденцию пол-кого развития в XIX в. — переход к парламентским формам прав-я при сохранении института м-хии.

II. Естественно-правовая доктрина А. Н. Радищева. Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Р. выпустил в свет книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (включающую часть оды "Вольность"). Книга попала в руки Екатерины II. Палата уголовного суда приговорила Р.а к смертной казни. Затем смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог. Теоретической основой пол-ко-правовых взглядов Р.а были идеи ест-го права и общ-ого договора. Впервые в русской литературе крепостное право осуждается как "зверский обычай порабощать себе подобного чел-ка". Р. доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории ест-го права. По природе все люди равны, Крепостное право противоест-но, потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу же; оно противоречит общ-ому договору, поскольку об-во создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части другой. Р. раскрывает также эк-ую несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У крепостных нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда. Особое место в критике самодержавия занимает проблема "просвещенного абсолютизма". Само пол-е м-ха, утверждал Р., таково, что он недоступен просвещению. М-х не может стать просвещенным, м-ху нет выгоды ограничивать свой собственный произвол. Впервые в истории русской пол-ко-правовой идеологии Р. выдвинул конц-ю народной революции. Считая народную революцию правомерной, Р. печалился, что крестьяне в невежестве своем не видели др-х способов освобождения, как убийства помещиков. В будущей России должен установиться республиканский строй. Основой об-ва будет частная соб-ть, которую Р. считал

 


Билет 7

I. Особенности развития политико-правовой идеологии в Древнем Риме. Государственно правовые учения Цицерона. Виднейшим идеологом римской ар-тии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Ц. (1 в. до н.э.). Свое пол-ко-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах "О гос-ве" и "О законах". Ц. исходит из общих для всех сторонников ар-тии представлений о ест-м происхождении гос-ва. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гр-нские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. В духе ар-тических учений своего времени Ц. настаивал на том, чтобы гос-венная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Гос-во могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью гос-ва, согласно его конц-и, является охрана имущ-ых интересов гр-н. Возникновение права следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого чел-ка, он — мерило права и бесправия. Ц. определяет гос-во (res publica) как дело народа, где под народом понимается "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". В трактовке Ц.а право выступает основой гос-ва, его определяющим началом. Гос-во в таком понимании оказывается уже не только моральным сооб-вом свободных гр-н (каким оно представлялось Платону и Аристотелю), но и правовым сооб-вом. Предложенное Ц.ом понятие гос-ва сыграло значительную роль в последующем развитии пол-ко-правовой теории. Ц., говоря о народе в своем определении гос-ва, имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Об этом свидетельствует приводимый в трактате "Об обязанностях" перечень занятий и профессий, не достойных свободного чел-ка. Ц. относит к числу презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми "грязным делом", у достойных гр-н не может быть никаких общих интересов. Пол-кий идеал Ц.а — ар-тическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме прав-я. Ссылаясь на греческих мыслителей, Ц. различает три основные формы гос-ва: царскую власть — м-хию, власть оптиматов — ар-тию и власть народа — демократию. Среди них лучшей, по мнению Ц., является м-хия.

II Государственно-правовые воззрения русских либералов XIX в. (М. Ковалевский). Заметное место в развитии социологического направ-я права в России занимает историк и правовед, член I Гос-венной думы Максим Максимович Ковалевский. Учение К. о гос-ве и праве органически связано с его социологической конц-ей. Понятие права в конц-и К. имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует гос-ву и порождает позитивное право; 2) позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой гос-ва, выражает волю не отдельного класса, а целого об-ва; оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени гос-во берет на себя функции, ранее исполняемые общ-ыми союзами). К. отвергал идею прирожденных прав, идущих от "ест-го состояния". Личные права, по мнению К., не зависят от гос-ва, которое не может их отменить. Возникновение и права, и гос-ва, согласно его теории, обусловлено интересами общ-ой солидарности. Источник возникновения власти и гос-ва К. усматривал "в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деят-ти чужому примеру и руководительству". К. исследовал стадии развития об-ва и гос-ва. Он писал, что догос-венному состоянию соответствует племенное княжество или правл-е совета старейшин (родовая орг-я). Гос-венности Античного мира свойственна непосредственная демократия, феодализму — сословная м-хия, на смену которой приходит "всесословная" стадия развития об-ва. Последней, по мнению К., соответствуют вначале цезаризм, а затем конституционная м-хия и республика, дополняемые референдумом и прямым законотворчеством избирательного корпуса. Ист-ой закономерностью К. считал необходимость продвижения каждого об-ва от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит, писал К., "противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими". Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым усиление вмешательства гос-ва в распоряжение соб-тью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деят-ть профсоюзов, их борьбу за социальные права.

 


Билет 8

I. Пол-ко-правовая теория Ж.Ж. Руссо. Соц-пол-кие воззрения Жан-Жака Р. (1712— 1778), выдающегося фил-фа, писателя положили начало новому направ-ю общ-ой мысли — пол-кому радикализму. Литературную известность Р. принесла работа "Рассуждение о науках и искусствах", трактат "Об общ-ом договоре, или Пр-пы пол-кого права". В своем соц-пол-ком учении Р. исходил из представлений о ест-м (догос-венном) состоянии. По описанию Р. сначала люди жили, как звери. У них не было ничего общ-ого, даже речи, не говоря уже о собст-ти или морали. Они были равны между собой и свободны. Р. показывает, как по мере совершенствования навыков и знаний чел-ка, орудий его груда складывались общ-ные связи, как постепенно зарождались социальные формирования — семья, народность. Развитие цивилизации, по его взглядам, было сопряжено с появлением и ростом общ-ного нерав-ва, или с регрессом свободы. Первым по времени возникает имущ-ое нерав-во. Согласно учению Р. оно явилось неизбежным следствием установления частной соб-ти на землю. Далее появляется нерав-во пол-кое. Кто-то предложил, якобы для защиты всех членов об-ва от взаимных раздоров и посягательств, принять судебные уставы и создать мировые суды, т.е. учредить публичную власть. Так было образовано гос-во. На данной ступени имущ-ое нерав-во дополняется новым — делением об-ва на правящих и подвластных. Последний предел нерав-ва наступает с перерождением гос-ва в деспотию. В таком гос-ве нет больше ни правителей, ни законов — там только одни тираны. Учение Р. о происхождении нерав-ва не имело аналогов в предшествующей литературе, Используя терминологию и общую схему теории ест-го права (ест-е состояние, переход к гр-нскому об-ву и гос-ву), Р. разрабатывает совершенно иную доктрину. Переход в состояние свободы предполагает, по Р., заключение подлинного общ-ого договора. Для этого необходимо, чтобы каждый из индивидов отказался от ранее принадлежавших ему прав на защиту своего имущества и своей личности. Взамен этих мнимых прав, основанных на силе, он приобретает гр-нские права и свободы, в том числе право соб-ти. Его имущество и личность поступают теперь под защиту сооб-ва. Индивидуальные права тем самым приобретают юр. характер, ибо они обеспечены взаимным согласием и совокупной силой всех гр-н. Так Р. обосновал народный суверенитет как основополагающий пр-п республиканского строя. Эта идея вместе с пр-пами рав-ва и свободы составляет ядро его политической программы. При народовластии возможна только одна форма правления — республика, тогда как форма орг-ции правительства может быть различной — монархией, аристократией или демократией, в зав-ти от числа лиц, участвующих в упр-и.

Условия обеспечения народного суверенитета: все Д.Л. должны назначаться народом, создание трибунала, народ является создателем законов, право на революцию.

II. Либеральные идеи французской буржуазии первой трети XIX в. (Б. Констан). Революция во Франции расчистила почву для свободного развития капиталистических отн-ний. В этих условиях идеологи французской буржуазии уделяют основное внимание обоснованию "индивидуальных прав и свобод", необходимых для развития капитализма. Наиболее значительным идеологом либерализма во Франции был публицист, ученый и пол-кий деятель Бенжамен Анри Констан де Ребек. К. уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой как свобода совести, свобода слова, свобода предпринимательства, частно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: