ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА (ЗАЧЕТА)




 

1.История возникновения и развития логики. Значение логики для научной и практической деятельности.

2.Мышление как главный предмет изучения логики.

3.Формальная и математическая логика как наука о законах познания.

4.Понятие о формах и законах мышления.

5.Формы познания. Особенности абстрактного мышления. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

6.Формальный язык логики.

7.Логические требования к информации. Логические барьеры общения.

8.Понятие как форма мышления. Логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

9.Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

10. Виды понятий и отношения между ними.

11. Определение понятий. Виды определения. Приемы, сходные с определением понятий.

12. Правила определения понятий и возможные ошибки в определении.

13. Деление понятий. Правила деления понятий и возможные ошибки в делении.

14. Ограничение и обобщение понятий.

15. Суждение как форма мышления. Логическая структура суждения и его виды.

16. Виды простых суждений.

17. Категорические суждения и их виды. Объединенная классификация простых суждений. Распределенность терминов в суждениях.

18. Отношения между суждениями по значениям истинности («логический квадрат»).

19. Характеристика и виды сложных суждений. Пропозициональные связки.

20. Условия истинности сложных суждений. Тождественно-истинные, тождественно-ложные и выполнимые формулы.

21. Содержание формально-логических законов и основные требования к мыслительному процессу, вытекающие из них.

22. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

23. Понятие дедуктивного умозаключения. Понятие логического следования.

24. Непосредственные умозаключения: обращение, превращение, противопоставление предикату, выводы по «логическому квадрату».

25. Категорический силлогизм: правила, фигуры, модусы.

26. Правила силлогизма. Ошибки, возникающие при их нарушении.

27. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема).

28. Условно-категорическое умозаключение, его структура, модусы и правила.

29. Разделительное умозаключение, его логическая структура модусы и правила.

30. Условно-разделительное умозаключение. Конструктивная и деструктивная дилеммы, их правила.

31. Индуктивное умозаключение, его виды, логическая структура, правила и роль в познании.

32. Индуктивные методы установления причинных связей явлений: виды, логическая структура и правила.

33. Логические ошибки, возможные при нарушении требований к научной индукции.

34. Умозаключение по аналогии: Его логическая структура, виды, правила и роль в познании.

35. Логические основы теории аргументации: Виды и функции аргументации.

36. Понятие доказательства как способа обоснования истинности суждения и теорий. Доказательство и убеждение.

37. Виды доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы (доводы), демонстрации.

38. Опровержение и его виды. Способы опровержения: прямой, косвенный.

39. Правила доказательного рассуждения и логические ошибки, возникающие при их нарушении.

40. Спор как разновидность аргументации. Полемика и дискуссия, допустимые и недопустимые приемы спора.

41. Диалог: общая характеристика и виды. Структура диалога.

42. Вопрос как форма выражения проблемы. Виды вопросов. Правила постановки вопросов.

43. Логическая структура и виды ответов.

44. Гипотеза и ее виды. Построение гипотезы и этапы ее развития. Правила работы с версиями в юридической практике.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

1. Понятие «преступность» является:

A. Общим.

B. Единичным.

C. Пустым.

D. Абстрактным.

2. Формальная логика есть наука…

A. О законах и формах правильного мышления.

B. О сознании как отражении реального мира.

C. О формах правильного рассуждения.

D. О формах и ступенях познания.

3. Имя «число нарушений» является:

A. Неточным.

B. Неясным.

C. Неточным и неясным.

D. Многозначным.

4. В отношении подчинения находятся понятия:

A. «Черный» и «красный».

B. «Сделка» и «многосторонняя сделка».

C. «Простое число» и «Четное число».

D. «Комичное» и «смешное».

5. Определите, какие из перечисленных понятий являются конкретными, а какие абстрактными:

(1) Квадрат. (2) Скорость. (3) Юрист. (4) Мысль.

A. (1), (3) — конкретные

B. (2), (4), (1) — конкретные; (3) — абстрактное.

C. (1), (2) — конкретные; (3), (4) — абстрактные.

D. (1), (3) — конкретные; (2), (4) — абстрактные.

6. В каком отношении находятся понятия? (рис. 1)

A.

A
Подчинения.

B.

B
Пересечения.

C. Соподчинения.

D. Равнозначности.

 

7. Какая ошибка допущена в делении: «Леса делятся на лиственные и хвойные»?

A. Скачок в делении.

B. Члены деления не исключают друг друга.

C. Неполное деление.

D. Деление с лишним членом.

8. Примером дихотомического деления является…

A. Деление телефонов на кнопочные и дисковые.

B. Деление сапог на кирзовые и резиновые.

C. Деление людей на блондинов и брюнетов.

D. Деление людей на законопослушных и не законопослушных.

9. В Определении «Право — наука, изучающая общественные явления» допущена ошибка…

A. Неясное определение.

B. Слишком широкое определение.

C. Круг в определении.

D. Никакой ошибки нет.

10. Имена «акция» и «ценная бумага»

A. Совпадают по объему.

B. Находятся в отношении подчинения.

C. Находятся в отношении пересечения.

D. Находятся в отношении исключения.

11. Ошибка по отношению к тезису, который должен быть ясно и четко сформулирован, — это…

A. Подмена тезиса.

B. Довод к личности.

C. Выдвижение неопределенного, неясного, неточного тезиса.

D. Довод к публике.

12. Процесс записи с помощью символов логики высказываний некоторого выражения естественного языка — это…

A. Язык логики высказываний.

B. Истинность мысли.

C. Форма мысли.

D. Формализация.

13. Определение, где в качестве специфических отличительных признаков выступает способ происхождения или образования предмета, называется определением…

A. Операциональным.

B. Генетическим.

C. Неявным.

D. Остенсивным.

14. Неполная индукция, при которой вывод о принадлежности некоторого свойства каждому элементу какого-либо множества делается на основании изучения планомерно отобранных по каким-либо признакам элементов множества, — это индукция…

A. Научная.

B. Через отбор.

C. Через простое перечисление.

D. На основе установления причинно-следственных связей.

15. Предложение «Какие формы являются наиболее эффективными для получения знаний?»

A. Является тривиально некорректным вопросом.

B. Является нетривиально некорректны вопросом.

C. Является корректным вопросом.

D. Вообще не является вопросом с логической точки зрения.

16. Среди следующих высказываний категорическим является:

A. Многие динозавры свирепы.

B. Вовсе неверно, что Земля плоская.

C. Сидоров пришел раньше, чем Павлов.

D. Некоторые сделки – не действительны.

17. Силлогизм

Все адвокаты — юристы.

Некоторые следователи — юристы

Некоторые следователи — адвокаты.

A. Неправильный, по II фигуре, модус OEE.

B. Неправильный, по II фигуре, модус AII.

C. Правильный, по I фигуре, модус EII.

D. Неправильный, по III фигуре, модус OEE.

18. Отрицанием категорического высказывания «Некоторые следственные действия не дали положительных результатов» является…

A. Все следственные действия дали положительный результат.

B. Все следственные действия не дали положительный результат.

C. Некоторые следственные действия дали положительный результат.

D. Некоторые следственные действия не дали неположительный результат.

19. Выделите тезис и аргументы в следующем суждении:

«(а) Каждый отличник получает повышенную стипендию. (б) Студент Петров получает повышенную стипендию, (в) так как он отличник».

A. (а) — тезис; (б), (в) — аргументы.

B. (в) — тезис; (а), (в) — аргументы.

C. Рассуждение вообще не является аргументацией и не содержит в себе ни тезиса, ни аргументов.

D. (б) — тезис; (а), (в) — аргументы.

20. Умозаключениями от общего к частному являются:

A. Все индуктивные рассуждения.

B. Все дедуктивные рассуждения.

C. Как дедуктивные, так и индуктивные рассуждения разных типов.

D. Аналогия и обратная дедукция (подтверждение следствий).

21. Высказывание «Ни один политик не лжет» является…

A. Утвердительным.

B. Модальным.

C. Категорическим.

D. Сложным.

22. К каким семантическим категориям относятся следующие выражения естественного языка: (1) многострадальный народ; (2) в течение; (3) король Франции?

А. (1) — имя; (2) — функтор; (3) — высказывание.

В. (1), (2) — имена; (3) — высказывание.

С. (1), (2), (3) — имена.

D. (1), (3) — имена; (2) — функтор.

23. Найдите субъект, предикат, связку и кванторное слово в суждении «Все судьи имеют юридическое образование».

А. «Все судьи» — предикат; «юридическое образование» — субъект; «являются» — кванторное слово.

В. «Судьи» — субъект; «юридическое образование» — предикат.

С. «Судьи являются» — связка; «Все» — субъект.

D. «Судьи» — субъект; «Все» — кванторное слово; «юридическое образование» — предикат; «являются» — связка.

24. Логический закон — это…

А. Формально правильное рассуждение.

В. Форма правильного рассуждения.

С. Необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями.

D. Объективно существующая форма правильного мышления.

25. Есть ли ошибка в данном рассуждении:

Скажи мне, Шевчук, что такое часовой?

Шевчук по-прежнему нахохливается, моргает глазами и отвечает:

Часовой есть лицо неприкосновенное.

Правильно. А почему, Бондаренко?

Потому что до него никто не смеет дотронуться.

Верно. Садись, Бондаренко…

(А. Куприн. «В казарме»).

A. Логической ошибки нет.

B. Предвосхищение оснований.

C. Основное заблуждение.

D. Круг в доказательстве.

26. Назовите посылку, пропущенную в данной энтимеме:

«Людишки без воли — трусы, а раз трус, значит, слабый».

А. Людишки всего боятся.

В. Слабость свойственна лидерам.

С. Воля свойственна лидерам.

D. Людишки без воли слабы.

27. Могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

(1) Петров А. учится хорошо.

Петров А. учится хуже всех в группе.

(2) Это слово — прилагательное.

Это слово не обозначает признака предмета.

A. (1) — нет. B. (1) — да; (2) — нет. C. (2) — да, (1) — нет. D. (1), (2) — нет.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: