Тема 2. Понятие как форма мышления




ЛОГИКА

Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 021100 «Юриспруденция»

 

 

Красноярск 2006

 


 

Логика: Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 021100 «Юриспруденция» / Сост. В. А. Козловская; СИБУП. Красноярск:, 2006.41 с.

 

 

Методические указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Логика» и выполнения контрольной работы по ней студентами заочной формы обучения. Указания содержат рабочую программу, требования по содержанию и оформлению контрольной работы, перечень контрольных и экзаменационных вопросов, тренировочные тесты и список основной и дополнительной литературы.

 

 

© СИБУП 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…..…………………………………………………………………...4

 

Программа курса……..……………………………………………………….....5

 

Методические рекомендации и требования к выполнению контрольных работ………………………..…………………………………………………….10

 

Варианты контрольных работ…………………………………………..………12

Перечень вопросов для экзамена (зачета).........................................................37

Тренировочные тесты……….……………………………………………….....39

 

Основная литература…………………………………………………………...44

 

Дополнительная литература……………..…………………………………….45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Введение курса логики в программу высших учебных заведений обусловлено необходимостью формирования логической культуры студентов.

Современный специалист-профессионал должен уметь строго и четко пользоваться научной терминологией, ориентироваться в потоке информации, быть невосприимчивым к домыслам и лженаучной информации, отличать главное от второстепенного, существенное от поверхностного.

В любой области знаний — юриспруденции, экономической теории и т.д. — существуют нерешенные проблемы, порождающие споры, научные дискуссии. Диалог требует от его участников умения аргументировано излагать свои взгляды, отстаивать свои убеждения, опровергая доводы оппонентов.

Характерными признаками неразвитого мышления являются его не строгость, непоследовательность, неубедительность, безапелляционность, декларативность.

Цель курса – формирование у студентов логической культуры ведения диалога с собеседниками и с аудиторией, а также логических навыков подготовки и обработки документации в сфере юридической практике.

Задачи курса:

- повысить общую культуру мышления студентов, развить и

систематизировать их интуитивные навыки ясного, последовательного и доказательного мышления;

- дать студенту основные знания по актуальным проблемам современной логики;

- показать роль аргументации, доказательства и опровержения, правила и ошибки, различные уловки, применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога;

- акцентировать внимание студентов на разделах логики, которые связаны с профилем их будущей профессии:

а) роли логики в процессе формирования убеждения;

б) использовании логических законов как средства познания и убеждения в процессе диалога;

в) использовании дедукции и индукции в процессе формирования доверия собеседника к своим соображениям;

г) использовании гипотез в ходе диалога.

- связать изучение логики с эристикой и риторикой;

- раскрыть правила оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями и их использование в устной и письменной аргументации;

- сформировать у студентов навыки практической работы с логическими формами и структурами путем лекционного разбора логических задач, коллизий и способов их разрешения;

- развить у студентов привычку и вкус к логически корректному поиску информации, построению аналитических справок, рефератов, курсовых и дипломных работ, а также публичных выступлений;

- сформировать у студентов умение эффективно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, умение находить свои нужные аргументы и логически грамотно опровергать ложные или недоказанные тезисы своих оппонентов.

Курс логики, предусмотренный Государственным стандартом и рабочим учебным планом факультета заочного обучения Российского государственного социального университета, предполагает проведение цикла установочных лекций, самостоятельную работу слушателей по темам, написание слушателями контрольно-проверочной работы и итоговый экзамен.

Работа включает введение и программу по логике, требования и методические рекомендации к выполнению контрольной работы, десять вариантов контрольных работ, вопросы к экзамену, основную и дополнительную литературу по логике. Задания контрольных работ охватывают все основные темы, позволяющие в необходимом объеме представить изучаемый предмет.

Все это создает необходимую методологическую и методическую базу для самостоятельного решения контрольных заданий.

Специфика программы рассчитана для студентов юридических специальностей заочного отделения.

 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предмет, значение и язык логики

Основные этапы становления логики как науки. Философские основы логики. Формальная и математическая логика как наука о законах и формах правильного мышления. Формы познания: чувственное познание и его формы, абстрактное мышление, его особенности и основные формы. Логика и язык. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты языка. Логика в организации информационного процесса. Логические аспекты информатики. Логическое и психологическое: сходство и различия. Соотношение логики и психологии в общении. Язык-объект и метаязык. Понятие логической формы. Основные типы логических форм. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Отношение логического следования. Подмены и нарушения логической формы: их последствия. Необходимость соблюдения требований логической формы в организации информационных процессов. Логические законы и логические теории. Понятие рассуждения и умозаключения. Логика и внелогические элементы мышления

Тема 2. Понятие как форма мышления

Понятие и предмет. Виды признаков предметов: свойства и отношения. Логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Виды понятий.

Объем и содержание понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Отношение между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, перекрещивание, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Обобщение и ограничение понятий.

Определение (дефиниция) понятия. Реальные и номинальные определения. Явные и неявные определения. Определение через род и видовое отличие. Генетическое определение. Приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различие, контекстуальное определение. Правила определения. Ошибки, возможные в определении.

Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила деления понятий и возможные ошибки в делении.

Классификация и ее виды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: